РУБРИКА "УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР"Стальной «рукой» мы строим город
С Галиной Супрун я познакомилась осенью, когда она получала награду «Заслуженный строитель РБ» из рук министра строительства и ЖКХ России Владимира Якушева. Недавно ее отметили благодарностью главы республики, и я, воспользовавшись приглашением посетить ее рабочее место, впервые увидела город с высоты птичьего полета.
Восемь часов утра, а на стройке уже кипит работа. «Так-так, а что это мы разгуливаем на запретной территории?» услышала я суровый голос охранника. Пока соображала что ответить, в воротах показалась женщина среднего роста в темно-синей спецовке со словами: «Это со мной, стажер». Это была она - Галина Супрун, крановщик с 40-летним стажем, с которой мне предстояло сегодня покорять высоту. Чтобы подняться в кабину, нужно надеть спец-одежду: цветной жилет и перчатки, ознакомиться с правилами безопасности и расписаться в журнале. - Вообще-то, находиться на стройплощадке и подниматься на кран можно только после прохождения медкомиссии и имея при себе спецразрешение для работ на высоте. Но мне частенько дают стажеров на обучение, - объяснила она. Работой на высоте считается любое действие, если ноги находятся хотя бы в 180 см над землей. Это правило, по которому все строители должны пройти дополнительные курсы. Дойдя до крана, останавливаемся: Галина Сергеевна осматривает его, включает рубильник, снимает заглушки с колес на рельсах, и мы направляемся к лестнице, расположенной внутри башни и огражденной металлическими прутьями. Раньше я считала, что высоту кабины регулирует сам крановщик, но оказалось, что она всегда расположена на определенной высоте, а подниматься туда нужно пешком. - Непривычно и неудобно работать на такой «малютке» - каких-то неполных два десятка метров, а как мы строили 25-этажки на Степана Злобина!.. - пускается она в воспоминания, пока мы поднимаемся наверх. Когда началась стройка «умных домов», она трудилась на невысоком кране - всего в 40 метрах от земли. Его хватало только до 13-15 этажей, а затем привезли 70-метровый, и она перебралась еще выше. Плотность воздуха та же, но сильнее ощущается ветер, поэтому сложнее всего работать осенью и зимой. - Весной было дело, поднимаюсь я на свои 70 и окидываю город взглядом - и вся Уфа как на ладони: дома - спичечные коробки, автомобили - словно муравьи. Зеленые массивы местами пестрят белыми крапинками - цветущими яблонями, черемухами, и с двух сторон столицу огибают Белая и Уфимка… Эх, жаль, тогда не было телефонов с фотоаппаратами: запечатлеть бы эту красоту! - продолжает крановщик. Мы преодолеваем лестницу и заходим в небольшую кабинку, размером примерно метр на метр. Довольно-таки тепло, двери герметично закрываются. Галина Сергеевна садится за рабочее место - небольшое кресло с откидывающейся спинкой, чтобы во время обеда могла отдохнуть, ведь она спустится на землю только в конце рабочего дня. Вообще-то, обед у нее условный и зависит от строителей. Принесенным из дома обедом в термосе она перекусывает, когда те уходят в свои вагончики. Когда строят кирпичные дома, то и пообедать порой некогда - строители сменяют друг друга, а ты только и успевай поднимать то упаковку кирпичей, то цемент, то раствор. С монолитками попроще - там плит меньше. Но задумываться о посторонних вещах не получается, даже во время кратковременного перерыва она одним глазком поглядывает на то, что происходит внизу. Для этого вся кабина от потолка до пола и пол наполовину стеклянные - сидишь, как в аквариуме. Рабочие в касках выглядят как двигающиеся белые точки. - Общаемся по рации, но порой случается, что бригадир оставил трубку, а нужно что-то срочно поднять, вот он и показывает условные знаки, - продолжает она. Внутри все просто, но комфортно - работают со сменщицей по 12 часов. Небольшая чашка (наша героиня старается поменьше употреблять жидкости), наушники и рабочие мониторы. Маленькие краны попроще - два рычага: влево-вправо, майна-вира и небольшой мониторчик. Перегруза, как правило, не бывает, так как вес поднимаемого груза контролируется бортовым компьютером. Работа сама по себе не трудная, но ответственность большая. Особенно когда стройка интенсивная и на площадке «трудятся» несколько башенных кранов. Сейчас в Миловке таких четыре. - Почему выбрали такую неженскую профессию? - интересуюсь у нее. - Почему-то ошибочно считают, что управлять такой махиной могут только мужчины. На самом деле их в нашей профессии даже меньше: у сильного пола слабоват вестибулярный аппарат, да и не хватает терпения и усидчивости, - отвечает она. Родилась и выросла Галина в Кумертау. Рано осталась без матери, воспитывалась отцом и мачехой. Так как была из рабочей семьи, завышенных требований себе не ставила - выбирала из доступных профессий. Когда сообщила родителям, что хочет поступать в строительный колледж, им эта идея не понравилась: отец всячески пытался отговорить ее, но она все же пошла в машинисты. Мнение отца изменилось, когда она получила первую зарплату: 150 рублей для 18-летней девушки были значительной суммой. Между рассказами об устройстве крана она вспоминает и про свой первый рабочий день. До того как сесть за рычаг, ей пришлось два месяца ждать совершеннолетия «на побегушках» у своего наставника Анвара Лугуманова. А когда наступил заветный день, разволновалась настолько, что хотела отсрочить момент, когда в первый раз нужно было вступить на лестницу. - Когда пришла работать, самые высокие дома были 12-этажки. Строили панельки на Вологодской и в микрорайоне «Урал». Наставник вначале сомневался, брать ли меня на такую высоту, но в итоге мы вместе с ним вовремя сдали эти здания, - говорит Галина Сергеевна. По ее отношению к работе можно понять, что она очень любит свою профессию и ничуть не сожалеет о выборе, сделанном 40 лет назад. К тому же именно на стройке она встретила свою судьбу - мужа, с которым живут рука об руку уже более 30 лет, воспитали сына и дочь.
Алина ГАРИПОВА |