РУБРИКА "СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК"Поезд детства
Для многих уфимцев одним из ярких впечатлений детства стала поездка на поезде в парке Якутова. Покупка билета кем-нибудь из взрослых, ожидание на станции, посадка в вагон - и небольшой состав отправляется в путь, даря совершенно новые впечатления от мелькающего за окном, казалось бы, такого привычного пейзажа. В этом году детская железная дорога Уфы, работающая с 1953 года, отметила свой 65-летний юбилей. За это время сменилось несколько поколений вагонов и локомотивов, первые пассажиры приводят покататься своих внуков, а пройденный путь равен пяти кругам вокруг земного шара.
Система детских железных дорог (ДЖД), охватывающих практически все крупные города, характерна только для нашей страны и не имеет аналогов в мире. Первая детская магистраль была построена комсомольцами Москвы в 1932 году. Однако использовалась она лишь в развлекательных, а не учебных целях и через несколько лет была закрыта. В 1935 году аналогичная детская дорога появилась в Тифлисе (ныне Тбилиси), и именно она официально считается первой в мире. Участники строительства через газету «Пионерская правда» обратились к своим сверстникам с призывом строить ДЖД в других городах страны. Идея получила поддержку Наркомата путей сообщения, после чего миниатюрные стальные магистрали стали строиться в столицах многих союзных республик и в местах размещения управлений железных дорог страны. В результате к середине 1980-х годов в СССР работали 52 детские железные дороги, большинство из которых располагались в парках культуры и находились в подчинении Министерства путей сообщения. В Уфе идея строительства детской железной дороги появилась у местных железнодорожников в 1952 году, причем все проектные и строительные работы они брали на себя. Уже в ноябре инициативу официально поддержало профильное Министерство путей сообщения, и вскоре в парке Якутова было проложено двухкилометровое полотно со стандартной для СССР узкой колеей 750 миллиметров, представлявшее собой восьмерку с глухим пересечением путей в самом центре парка. Дистанция гражданских сооружений выстроила деревянный вокзал станции «Пионерская», позднее переименованной в «Юность». Рабочие локомотивного депо Уфа отремонтировали полученный с Белорецкой узкоколейки паровоз серии 159, а в вагонном депо на базе грузовых платформ Усть-Катавского завода построили три открытых пассажирских вагона. При этом вагоны были выполнены настолько качественно, что их вполне можно было принять за серийные заводские изделия. В свой первый 10-минутный рейс поезд Уфимской детской железной дороги отправился со станции «Пионерская» 10 мая 1953 года. Вела его локомотивная бригада юных железнодорожников - Владислав Иванов и Константин Усов с машинистом-инструктором Александром Ивлевым.
Исторический путь Миниатюрный паровоз недолго был учебной партой юных железнодорожников. В 1959 году, в соответствии с решением партии и правительства о переводе железных дорог СССР с паровой тяги на дизельную и электрическую, детская железная дорога Уфы получила узкоколейный тепловоз серии ТУ2, верой и правдой прослуживший ровно полвека. Именно с ним многие уфимцы ассоциируют свои детские воспоминания. А чуть позже, когда в 1961 году был обновлен вагонный парк ДЖД, на смену старым импровизированным вагонам пришли семь цельнометаллических пассажирских вагонов польского завода Pafawag. Новый поезд получил собственное название «Пионер Башкирии». В 1985-1986 годах в парке Якутова проводилась реконструкция, затронувшая и ДЖД. План дороги изменился, и из восьмерки с глухим пересечением она превратилась в обычное кольцо. Протяженность главного пути уменьшилась всего на 200 метров, но зато была освобождена для строительства других объектов центральная часть парка. Хотя 1990-е годы прошли под знаком глубокого кризиса, когда денег не хватало даже на самые элементарные нужды, детская дорога Уфы продолжала свое развитие. В 1991-м на смену отслужившим свое вагонам Pafawag пришли 5 вагонов Демиховского машиностроительного завода, а в 1997-м на месте старого деревянного вокзала был построен новый кирпичный, по своей архитектуре повторяющий все черты своего предшественника. Но наиболее заметные перемены произошли в последние 15 лет. В 2003 году на маршруте появилась вторая по счету станция «Приозерная», с которой теперь отправляется поезд, а в 2009-м в парке были уложены новые стальные пути с более качественными рельсами и железобетонными шпалами вместо деревянных. Примерно тогда же проработавший ровно полвека тепловоз серии ТУ2, на котором стало сложно готовить будущих машинистов для новых локомотивов, уступил место сначала тепловозу ТУ7, а в 2010 году у юных железнодорожников появился разработанный специально для детских железных дорог тепловоз серии ТУ10, который внешне повторяет черты современных скоростных поездов. В дополнение к локомотивам пришли и новые комфортабельные вагоны. Неудивительно, что детская магистраль пользуется повышенным интересом уфимцев и гостей столицы. В прошлом году поезд «Пионер Башкортостана» выполнил более 2 тысяч рейсов и перевез около 27 000 пассажиров. Это на 9 тысяч больше, чем в 2016-м и самый высокий показатель за последние восемь лет.
Детский интерес В век Интернета, компьютерных игр и социальных сетей детей и подростков не так-то просто привлечь альтернативными интересами, но популярность детской железной дороги не только не падает, но стабильно растет – на ней ежегодно обучается более 300 юных железнодорожников. - Набор детей у нас идет в сентябре, а теоретические занятия начинаются с 1 октября, - говорит начальник Уфимской детской железной дороги Оксана Николаенко. – Мы взаимодействуем с 26-ю школами, причем все больший интерес проявляют отдаленные учебные заведения, к примеру, Карламана, поэтому мы хотим развивать дистанционное обучение. Инструктора начнут выезжать в отдаленные школы, где будут набираться специальные классы, а летнюю практику дети пройдут уже у нас. Общий срок обучения - 5 лет, при этом два первых года осваивается общий курс работы железных дорог, а с третьего года ученики сами выбирают специальность, по которой хотят учиться. После теоретических занятий с осени до весны ребята в июне-августе проходят летнюю практику. Допуск к ней выдается после комиссионной проверки усвоения теоретического курса. К управлению локомотивом, сигналами, стрелочными переводами дети допускаются только под наблюдением и под персональную ответственность взрослых инструкторов. - В ближайшем будущем на базе УДЖД планируется организовать детский технопарк «Кванториум», - делится планами Оксана Николаенко. - Это позволит обучать не только рабочим профессиям – машиниста, монтера пути, осмотрщика, диктора, проводника, но и готовить будущих инженеров-железнодорожников.
Кузница кадров Основная цель работы детских железных дорог – приобщение детей к будущей профессии, поэтому условия летней практики максимально приближены к работе настоящей железной дороги. Юные машинисты в кабине маленького локомотива относятся к делу, наверное, даже более серьезно, чем их взрослые коллеги. Перед отправлением от станции «Приозерная» машинист и его помощник ведут интенсивные радиопереговоры с дежурным по станции и, получив разрешение, подают предупредительный гудок и отправляются в путь. - Обязательное условие работы нашего локомотива – нахождение в кабине взрослого инструктора, - говорит машинист локомотивного депо ТЧ-20 Сергей Плотников. – Поездки проходят по территории парка, где гуляет множество людей, мы проезжаем два пешеходных перехода и автомобильный переезд. Несмотря на небольшую скорость, в пути может случиться всякое, а дети не всегда способны быстро и правильно оценить ситуацию, поэтому их и страхует взрослый. Юным железнодорожникам, безусловно, приятно работать на новых вагонах и особенно локомотиве ТУ10, напоминающем миниатюрный скоростной поезд «Сапсан». Если его предшественники - паровоз серии 159, дизельные локомотивы ТУ2 и ТУ7 представляли собой обычную технику, используемую на всех узкоколейных дорогах страны, то ТУ10 был спроектирован специально для детских железных дорог, что повлияло на его технические особенности. В машинном отделении стоит дизельный автомобильный двигатель мощностью 230 лошадиных сил, связанный с колесами гидромеханической коробкой передач, такой же, как и на городских автобусах. Кабина локомотива оборудована регулируемыми креслами машиниста и его помощника, микропроцессорной электронной системой управления, контроля и диагностики с эргономическими пультами, а также устройством регистрации параметров движения. - Оборудование локомотива позволяет получить основные базовые навыки управления современным подвижным составом Российских железных дорог, - считает Сергей Плотников. – Новая техника очень интересна ребятам, которые порой осваивают ее даже быстрее своих взрослых коллег. В этом году в рамках программы ОАО «РЖД» по развитию материально-технической базы детских железных дорог планируется поставка имитационного симулятора рабочего места дежурного по станции и тренажера системы управления локомотивом. Это позволит оттачивать мастерство вождения и управления движением поездов не только во время летней практики, а весь учебный год и тем самым еще больше заинтересовать детей. Сейчас работать на железную дорогу идет 15% выпускников УДЖД, но уже в скором будущем этот показатель планируется довести до 50%.
Алексей ФАТЫХОВ |