|
РУБРИКА "РЕПОРТАЖ В НОМЕР" Дачный обман
Идиллию нарушает возмущенный голос бабульки с саженцами. - Где ж это видано, встала в 5 часов, чтобы успеть на электричку! Она в 7.06 отходит! - Так поспали бы еще, позже поехали, - удивляюсь я. - Поспишь тут! Следующая электричка до «Пионерской» в 9 часов идет, а потом только в час дня уедешь! А там уже пекло и работы никакой! И это на всех направлениях. С утра 2-3 электрички, три днем и столько же вечером. С каждым годом количество электропоездов медленно, но верно сокращается. В этом году в них вообще осталось по четыре вагона. Несмотря на то, что с вокзала электрички во всех направлениях уходят неприлично полными, сфера все равно убыточна! Маршрут электрички делится на зоны по 10 км каждая. Билет продают из расчета 10-12 рублей за зону. Для примера - Уфу с Чишмами разделяет 50 километров рельс, а, значит, с пассажира возьмут 60 рублей. А ехать, пардон, 1 час 27 минут. Для сравнения: «ГАЗель» до Чишмов стоит столько же, но путь занимает меньше времени, при этом пассажиры сидят в автобусе, а не стоят в неудобных позах, прижатые рассадой со всех сторон. К тому же ходят автобусы часто, можно сесть в салон к государственному перевозчику, можно - к частнику, примерный интервал - раз в полчаса. Но частнику выгодно ездить по чишминскому рейсу, а вот электричке - не особо, ведь себестоимость проезда по каждой зоне составляет 63 рубля. А тут еще и пассажиры массово покупают льготные билеты, дающие право на 50-процентную скидку. Руководство Башкортостанской пригородной пассажирской компании старается изменить ситуацию за счет массовой поимки зайцев. Они теперь не могут без билета пройти к перрону на станции «Уфа». Но… есть ведь другие станции… 08.26. Станция «Спортивная». К перрону подъезжает электричка «Уфа-Симская». Время стоянки - одна минута. Пассажиры штурмуют вагоны. Билеты в кассе купить, конечно, можно. Но только время поджимает. И потом, если контролер зайдет не сейчас, а на «Правой Уфимке» или «Шакше», садовод сможет сэкономить два-три рубля за неучтенный участок зоны. Потом еще можно сказать, что выходишь на пару станций раньше и недоплатить еще рублей десять. Компания-перевозчик заставляет кондукторов ходить чаще, проверять строже, но явление настолько массово, что бороться с ним ну никак не получается. Можно долго взывать к совести дачников или вводить репрессивные меры, но, увы, основные пассажиры электричек - садоводы - относятся к категории граждан, что привыкли экономить на всем. Большинство из них не по причине особой жадности, а потому, что тратить на дорогу туда-обратно больше сотни рублей их пенсионерский кошелек просто не в состоянии. Но, несмотря на ограниченность финансов целевой аудитории, садовый бизнес процветает в Уфе пышным цветом. Множество фирм и фирмочек занимаются продажей семян, удобрений, саженцев. И цены-то не больно кусаются. Кажется, вот он, социально ориентированный бизнес с божескими наценками. Так думается поначалу, а потом розовые очки сползают. Государственная семенная инспекция бьет тревогу: Уфу заполонили подделки. На крупных остановках всем желающим могут продать семена всех возможных растений по 10 рублей за пакетик. Проблема в том, что ни адреса производителя, ни телефона, ни номера ГОСТа на этикетке нет, а, значит, и покупатель, если у него ничего не взойдет, жаловаться никуда не сможет. Зовется эта странная фирма «Городок». Продавец на остановке «Дворец Спорта» сообщила мне, что семена везут из Белоруссии, а ее коллега, торгующий на остановке «Округ Галле», признался, что фирма московская и очень хорошая. Зачем подделывать семена, ведь стоят они всего 10 рублей за пакетик, не проще ли бриллиантами заняться? Как оказалось, все зависит от подхода. Стандартный бизнес-план обещает, что себестоимость самих семян составляет 60-70 копеек за пакетик. Еще 30 копеек - расходы на упаковку (тут, правда, речь идет о большой партии, если вы закажете 10 упаковок, то один пакетик и обойдется вам в 10 рублей). В полтора рубля встанут расходы на фасовку, проставку необходимых маркировок и даже уплату налога. Итого, себестоимость продукции 2,5 рубля. Даже если отдавать на точку семена по 5 рублей за пакетик, рентабельность окажется 100 процентов! (На точке продавец, чтоб не оставаться в убытке, может увеличить цену в два раза и остаться весьма доволен торговлей). Такого нет ни в нефтяном, ни в автомобильном, ни даже в бизнесе IT-технологий! Однако если предлагать покупателям новые виды товаров, например, гибриды, нужно проводить исследования на опытных грядках, приглашать специалистов, оформлять патенты. Все это заложит прибыль в будущем, но снизит ее сейчас. Гораздо проще покупать семена за границей. По данным все той же семенной инспекции, до 70 процентов семян импортируется! Почему же тогда мы не видим на упаковках иностранных слов? Все просто. Товар поставляют оптовыми партиями, а фасуют его уже в России. Таким образом, среднестатистический садовод покупает семена морковки или свеклы, переплачивая минимум в три раза! Как это непохоже на экономных любителей грядок, которые готовы прятаться от кондукторов по тамбурам! А ведь семена - это только малая часть невероятного садового обмана, который в этой сфере, увы, повсюду. Наши депутаты только думают о том, чтобы принять закон об аренде земли, а ее уже продают вовсю. На вес. Три килограмма - 25 рублей. Красивая упаковка и богатый выбор. Хотите - чернозем для рассады, выращиваете кактусы - вот вам специальная земля. Упаковка пестрит полезными советами, но я обращаю внимание на состав: чернозем, торф, компост на основе куриного помета, песок, гумусные вещества. Все лежит под ногами, откуда такие цены? Неужели куры потребовали социальных гарантий? И что это за гумусные вещества? Еще Дарвин доказал, что гумусный слой почвы - это, пардон, продукт жизнедеятельности дождевых червей. Страшно подумать, если эту землю добывают в лаборатории искусственным путем. Скорее всего, просто собирают в плодородном районе, добавляют компост, песок, фасуют, а потом продают. Садоводы берут охотно. Точно так же, как и удобрения. Каждый гражданин, проводящий на даче большую часть свободных летних деньков, с ходу может прочесть вам небольшую лекцию по химии, где затронет азотные, калийные, фосфорные и органические удобрения, расскажет, когда и зачем их нужно вносить. Но если бы все было так просто! Удобрения в магазине поражают своим разнообразием. Для «корешков», «вершков» и по видам: для кактусов, лиан, лимонов, огурцов и так далее. Информация на этикетках вполне соответствует общей концепции, в которой движется система продвижения товаров с начала 90-х годов. Помните, рекламировали в свое время телегид со всякими невероятными слоганами, вроде: «Читайте журнал такой-то и ваши волосы будут мягкими и шелковистыми». Вот примерно так же продвигают и удобрения. Садоводы верят, ведь все и правда растет лучше, чем у соседа, который приезжает на дачу только чтобы шашлыки сделать. В этом и есть главный секрет всех фирм, производящих новинки для дачи. Если регулярно поливать, удобрять и пропалывать, зацветет даже черенок от лопаты! Именно стремление облагородить участок и продают производители разнообразных удобрений, и чем замысловатее информация на упаковке и выше цена, тем с большей отдачей трудится на участке садовод, ведь должен же с супер-средством быть огромный урожай. На все это, можно было бы смотреть с усмешкой, мол, умеют же люди. Но отчего-то становится грустно. Конечно, есть дачники, которым доставляет удовольствие работать на земле, но много и тех, для кого натуральное хозяйство на фоне продовольственного кризиса остается единственным способом выжить.
Маргарита Тилова |
|
|