|
РУБРИКА "ПРОГУЛКИ С АРХИТЕКТОРОМ"Древнейшая в Уфе
- Александр Васильевич, откуда взялось это название: «Большая Казанская»? - По одним источникам - улица названа в честь Собора Казанской Божьей матери, по другой версии - в Уфимской крепости, которая считалась началом Уфы, было шесть ворот, определявших направление улиц. Одни из них назывались Казанские - с них улица и росла. Это, собственно, была дорога на Москву, через Казань. Между прочим, Большая Казанская - а еще раньше Репная слобода - старейшая в Уфе: как утверждают историки, ей около 400 лет. - Сейчас ведется много разговоров о реконструкции зоны Монумента Дружбы. - Как и всей Казанской, а что касается Монумента, то действительно есть очень много хороших и разных проектов. К примеру, очень интересный дипломный проект был представлен студентами Булатом и Ксенией Ишмухаметовыми в прошлом году. Они очень хорошо проработали это место с восстановлением крепости. Жаль, что в реальность он не воплотился. - А кто проектировал Казанскую изначально? - Как и всю южную часть Уфы, первый генеральный план разрабатывал петербуржский архитектор Гесте в 1819 году - хотя, точнее, первый генплан Уфы спроектировали в 1803 году, но утвержден он не был, и улица должна была выглядеть иначе. Так вот, в 1817 Гесте приехал в Уфу, поправил генплан. И по его замыслу Уфа, ее центр выводился из подтопляемых мест на возвышенность. А заканчивалась улица Верхнеторговой площадью и представительским зданием центра. На оси улиц находилась часовня Александра Невского, заложенная в честь приезда Александра I. Сейчас на месте часовни фонтан. - Примечательно, что эта история корректировки генплана позапрошлого века с зодчим из Питера с точностью повторилась в 2006 году, когда в Уфу приехали архитекторы «Ленпромстройпроекта» и объяснили, что надо делать. Кстати, что вы думаете о генплане, принятом в 2006 году? - Что я думаю? Я его критиковал. - Вы не согласны с развитием Уфы в сторону Затона и Демы? - Не в этом дело. Генпланом 1995 года была совершена большая ошибка - Уфу вытолкали в Зауфимье. Я тогда протестовал, выступал, но меня никто не слушал. - А что вы предлагали? - Я говорил и сейчас говорю, что есть резерв развития Южной части. Есть начало, заложенное еще предыдущим генпланом: мощная связка - Затон и Дема. Достаточная территория для численности, на которую генплан и рассчитывается - миллион с небольшим. Конечно, сейчас ленинградцы его поправили. Откровенно говоря, мне кажется, что в новом генплане не прописана перспектива Зауфимья. Нарисовали скромненько в Зауфимье вместо города поселочки - и практически бросили его. Город вплотную столкнулся с проблемой - эта территория, во-первых затопляемая. Вторая и главная сложность - инженерная: канализование, теплоснабжение. Развивать Зауфимье очень трудно и затратно. - А что теперь с ним будет? - Не знаю, но земля там продается бойко. Построится дорога, и район будет застраиваться одноэтажно.. Только боюсь, что стихийно, как Чесноковка. Просто поражаюсь - почему так происходит? Весь мир начинает с дорог, мы - с домов. А потом к этим домам начинаем что-то прокладывать, - заволновался Александр Васильевич. - Но вернемся к Казанской. Слава богу, что эту улицу до сих пор не тронули. Был такой Фарит Измайлович Рехмуков, интереснейший человек, главный архитектор Уфы конца 50-х - начала 80-х - берег эту улицу до лучших времен. Да и другие архитекторы сюда не лезли. И большой снос мешал: много жилья надо было строить для отселения жителей. - Так что же произошло сейчас? - Создалось такое положение, что относительно свободные строительные площадки в Южной части исчерпаны. Отсюда и давление на эту улицу. На сегодняшний день здесь предусмотрены 4 крупных отвода под кварталы, реконструируется бывший чугунно-меднолитейный и механический завод №1 - он же «Горнас», он же завод Гутмана - тоже старейший завод. Вот и он. Говорят, что на этом предприятии изготавливали лучшие пожарные машины в России, а еще сохранились канализационные люки с фамилией владельца завода. Посмотри: проект реконструкции 78-го корпуса. Вероятно, таким он будет в ближайшем будущем (картинка №1). Проектирование ведет фирма «Генпроект». Мы прошли над проспектом Салавата Юлаева, и архитектор указал рукой направо, - Реконструкция здания арбитражного суда, проект выполнен мастерской Ахметшина, нашей фирмы - «Архпроект». Действительно, почему бы Арбитражному суду не выглядеть красиво? - Вот этот дом, 55-й, я знаю. Это инфак БГПУ. - Глядя на него, ничего не замечаешь? - Да вроде необычного нет ничего… - Архитектор Володя Соловьев, работая в нашей фирме, еще в 90-е годы сработал вот этот пристрой к зданию. - А мне казалось, что этот корпус изначально был таким... - Да, этого здания зачастую просто не видят - настолько удачно оно село в среду, органично вписалось в нее. - Что называется, глаз не режет. - Добавлю, что проект изначально был поинтереснее: с арочными решениями, красивыми лестницами. Но при строительстве его порядком упростили. Но тем не менее - это очень хороший пример правильной застройки улицы. - А как сильно могут исказить проект строители? - Хорошие строители воплощают полностью. Плохие - курочат, как могут. И от инвестора многое зависит. И часто строители убеждают инвестора в том, что чем проще - тем дешевле. - Деньги решают все? - Да не в деньгах дело, а в людях. Нормальные люди - с нормальными деньгами - строят хорошо. Дурные и с большими сделают плохо. - Ну а если не хватает денег? Раз - и закончились внезапно... - Как это не хватает? А ты не берись за сложное - если денег мало, проще строй. На углу Новомостовой административно-жилой комплекс архитектора Дмитрия Винкельмана - тоже хороший пример правильной застройки. Но он серьезно пострадал при строительстве. - Удивительно звучит. Пострадал не от землетрясения или наводнения, а при строительстве. - Вот построенный дом, а вот - сравни - его проект. Есть разница? - Заметна. Но дом-то неплохой? - Для улицы - хороший. Но упростили его сильно. - Вот обветшавшее здание рядом с Институтом геологии - видно, что тоже не «новодел». - Ну что ты, это же Спасская церковь - уменьшенная копия Казанского собора. Интересна ее история. Когда по Большой Казанской крестный ход нес в Смоленский собор икону Спаса Нерукотворного, то на этом месте ход остановился, и несшие икону не могли сделать ни шагу. Святыня сама выбрала для себя место. И была возведена церковь Спаса Нерукотворного - как видите, сохранилась она плохо. Снесены купола, алтарная часть еще в 70-х поползла в овраг. До «геологов» тут размещался кинопрокат, а сейчас его передали церкви, и здание готовится к реконструкции. А за церковью через овраг был перекинут висячий Демидовский мост, разумеется, чугунный. - Говорят, что где-то тут был дом Демидова? - Не совсем тут, но был. Вообще, в XVIII веке, когда на Урале начала развиваться промышленность, улица начала активно застраиваться купцами: Чубуковым, Поносовым, Кузнецовым и другими. А демидовский дом был на углу Казанской и Воровского, там даже Суворов останавливался, хотя, возможно, это легенда. Но историк Мещеряков утверждал, что дом Демидова располагался приблизительно вот здесь - по Казанской, 49, и он не сохранился. - А что за монументальное здание находится по соседству с ним? - В 47-м доме размещался Волжско-Камский коммерческий банк. А рядом в доме с дробью проживал первый председатель Уфимского ЧК - Зенцов. Лучше, чтоб не жил, конечно, с учетом того, что они со страной сотворили. - Слов нет, улица очень интересная, но эти купеческие особняки сейчас заселены большим количеством семей. Что делать с людьми, за чей счет расселять? Можно ли решить эту проблему? - Мне кажется, решение вопроса есть. Нужно продать эти дома … за копейки. - Не понял? - Все просто. Все эти дома являются историческими и архитектурными памятниками и приватизации не подлежат. Но если у государства не хватает ни сил, ни желания заниматься расселением людей и реконструкцией этих памятников, надо предложить предприимчивым людям заняться этим. Как в Нефтекамске: на берегу водохранилища сохранился целый полуразрушенный старинный квартал. Но там ситуация полегче - дома стоят пустые. Нашелся один предприниматель, который выкупил несколько домов и довел их до ума, до первозданного облика. - Ясно: дома продаются желающим, те расселяют жильцов и возвращают домам первозданный облик, согласно утвержденному проекту. - Именно. Эта улица с точки зрения предпринимательства очень интересна. Связка центра с Белой как была, так и сохранилась. Транспорт идет. Люди гуляют. Да на таком месте можно разместить… Ну все, что угодно! - Как вариант - Торговые ряды Гостиного двора протянуть до самой реки. - На мой взгляд это - самое разумное решение. Конечно, улица нуждается в реконструкции: то, как она сейчас выглядит - это ни в какие ворота не лезет. Уфа становится современным мегаполисом. Но реконструировать ее нужно бережно. Давно пора сделать хороший проект застройки этой улицы. Причем полный. - В чем же дело? Вам, архитекторам, и карты в руки. - Были такие попытки. Еще в 1991 году Рудольф Иванович Кирайдт разработал проект детальной планировки Казанской. Возможно, проект не безупречный, но основа была здоровая - максимальное сохранение истории, которой в Уфе, между прочим, не так много осталось. Предполагалось восстановить Троицкий собор, Спасскую церковь, сохранить большинство старых зданий, использовать овражную часть под застройку, что, на мой взгляд, неправильно. В овраге жить плохо. Туда кроме сточных вод стекает и газовый смог. - Рациональнее их засыпать? - Как сейчас и делают, полностью меняя рельеф. Хотя я всегда был за сохранение сети оврагов. Они - как легкие в городе: через них он продувается, вентилируется. В 80-х годах разрабатывались идеи сохранения оврагов, но сейчас идут по пути засыпки. Очень сложно застраивать овраги. Тяжелые геологические условия - карст, оползни. Засыпать проще. - А насколько реально сделать из этой улицы пешеходную зону? - С точки зрения транспорта - малореально. Фрунзе и Коммунистическая с потоком не справляются. А о том, что пора сделать ее пешеходной, говорили еще при Рехмукове. Снять полностью с нее транспорт вряд ли удастся. И вообще, что такое пешеходная улица? - Ну, типа Арбата. - А что - Арбат? Москвичи сохранили кусок старой улицы, причем неудачно. Понаставили фонарей, сделали рекламу. Улица - она и в Африке улица. По ней ходят. И ездят! Надо ли перекрывать транспорт? Я сомневаюсь. - А мне кажется, что для пеших променадов такая улица нужна. - Пешеходные улицы - это чисто российское изобретение. На Западе, в Европе нет таких улиц. Там просто закрывают улицы для транспорта, где есть такая возможность.Что такое город? Это живой организм со своей системой капилляров и артерий, которые составляют улицы. Как только один капилляр перекрывают - возникают проблемы, как у человека. - Хорошая аналогия. - Чем гуще сеть улиц, тем меньше нагрузки на каждую из них. И проблема не в ширине улиц, а в их количестве. В Палермо улицы - уже не бывает, но пробок я там не видел. - Так там, наверное, автомобилей мало, у нас же их, дай бог, 286 тысяч, и меньше не становится. - Я не знаю, сколько авто на душу населения в Палермо, но, думаю, не меньше нашего. Там очень частая уличная сетка, она позволяет даже в узких улицах разгружаться. Или Чикаго - там тоже нет транспортных пробок, ну а в Чикаго-то машин поболе нашего. Лондон - тоже нет проблем, по крайней мере в центре. - Главный архитектор Уфы Рамзит Маскулов предложил как вариант уменьшить количество светофоров. - Может быть, но в этом случае и культура езды должна быть соответствующей. Если в том же Лондоне или Штатах водители пропускают друг друга, то у нас прут не глядя. Да, у немцев нет светофоров, но у них есть главная дорога и ручейки въездов. Причем въезды вымощены брусчаткой - чтобы, вливаясь в поток, ты притормозил. И опять же поведение. Тут дело в менталитете. - Может, подземные переходы решат проблему? - За границей я не видел подземных переходов. Там стоит наступить на «зебру» - подчеркиваю, на «зебру» - и все машины тормозят, пропуская тебя. - На улице главный - пешеход? - Главный. А у нас: встань на «зебру» - что будет? Убрать светофоры… Не знаю… Сетка должна быть густой - вот в чем решение транспортной проблемы. - Так почему же она редкая? - Да это наше социалистическое строительство с его могучими микрорайонами привело к этим проблемам. Огромное количество народа, магазинов, автомобилей - и одни внутриквартальные проезды. Вот вам и результат. Хорошо хоть Южная часть посечена на мелкие квадраты - как и задумывалось архитектором Гесте. - Чем меньше - тем лучше? - Есть оптимум. Совсем маленькие тоже не к чему.
Ильдус ГИМАЕВ |
|
|