|
РУБРИКА "ЖЕНСКИЙ КЛУБ "СТОЛИЧНАЯ ШТУЧКА""Грешно не вязать
А вот Нафиса Тулубаева убеждает меня в другом: - Пуховые платки - это то, что мы привыкли называть шалями. Они серого цвета, плотные, через кольцо не пройдут. Настоящий оренбургский пуховый платок можно узнать по пуху - он мягкий, живой, блестит, как шелковый. А белые тоненькие кружева у нас называют по-другому - палантины, "паутинки". "У нас" - это в Зианчуринском районе, откуда Нафиса Булатовна, теперь уже уфимка, родом. Знает о секретах пуховязания не понаслышке: южный башкирский район - родина знаменитых оренбургских платков. - В Оренбургской области до сих пор есть деревня Зианчурино. Это родина моих предков. А через речку - Башкортостан, Зианчуринский район. Там, в деревне Юнаево, я и росла, - рассказывает Нафиса Булатовна. И по привычке, уже вошедшей в кровь, как только за окном затеплятся сумерки, берет в руки вязальные спицы. Ремесло - Во всей деревне, во всей округе у нас до сих пор нет не умеющих вязать, - заводит она рассказ под тонкую песенку спиц. - В нашей семье росло шестеро детей, пять из них - девочки. Это был минимум - в других семьях было и по 14 ребятишек. Мы с детства понимали, что большая деревенская семья должна работать. У каждого в доме были свои обязанности. Отец занимался пчелами, а мы - естественно, пухом. В нашем хозяйстве всегда было не меньше 30 пуховых коз. Вязание было повседневным, ежечасным: женщины выходили встречать стадо и вязали стоя, прямо у дороги, по которой должен был пройти скот. Не вязать было стыдно. Одна свекровь ругала свою сноху, приехавшую из другого района, за неприспособленность к домашнему труду: "Она даже вязать не умеет!" В наших краях это был чуть ли не самый большой грех, и мама начинала учить дочек вязанию лет с семи. Я свою первую шаль связала самостоятельно в 8 лет. Пуховые платки - ремесло. Это в деревне знали даже дети: если есть пух - значит, будут и обновки, и школьная форма. Когда родители отправлялись на рынок в Кувандык, в семье был большой праздник, потому что обратно возвращались всегда с подарками. Привозили платья, платки. И несмотря на то, что вся деревня от мала до велика носила пуховые варежки, мы очень любили цветные фабричные рукавички. Бабушкины сказки Мы сами по себе пытались скорее научиться вязать или что-нибудь делать с пухом. На то была особая причина - до сих пор о ней вспоминаю с теплотой. В деревне проходили посиделки, и "входным билетом" на них было умение вязать. Эти посиделки устраивали бабушки-вдовушки, у которых никого не было, и они любили звать к себе в гости девчат. Там было весело, пеклись пироги, в доме пахло калиной - аж слюнки текли. Бабушки сказки рассказывают, девушки поют, каждая из дома приносит работу и вяжет. Потом приходили парни, девушки на выданье отправлялись с ними на танцы, а наше вязание и сказки продолжались до утра. Даже самым младшим не хотелось спать. Я навсегда запомнила музыку спиц, когда все вокруг вяжут. Если нужно было напрясть особенно много пряжи, со всей деревни собирали женщин на "субботник" - старались пригласить тех, у кого толщина нити выходит примерно одинаковой. Ведь только в сказках показывают, как тонкую нитку прядут на колесе. На самом деле пряжу для настоящих пуховых платков готовят только руками. У каждой женщины - своя рука, вот и нить получается у всех разная. Живой пух Наш, зианчуринский, пух - особого цвета. Он темный, почти черный. Район гористый, там много воды и солнца, а значит, и трава сочнее - и козы наши отличались от тех, что привозили из других районов. Мой отец занимался выведением сортов пуховых коз. Он объяснял качество пуха именно природными условиями. Своим старшим дочерям папа в приданое отдал хороших пуховых коз, их увезли в чужую местность - и пух стал совсем некрасивым, а некоторые козы просто не выжили. Без пухового платка я никуда не хожу. Он живой, ведь по всем правилам пух собирается с живой козы. В деревне ни у кого никогда не было менингита - потому что голову повязывали шалью. А вот ноги укрывать платком нам запрещала бабушка - до того она уважала пух. А мама говорит и до сих пор: вяжешь платки - все не продавай. Один оставь себе - дан осон - во славу.
Оксана кузьмина |
|
|