РУБРИКА "ЭКОНОМКЛАСС"Культуру в карман не положишь
Куда девался зритель? Сто лет назад Россия по праву считалась одной из самых театральных стран мира. Сценические постановки были доступны для всех - спектакли шли как в шикарных залах Санкт-Петербурга, так и на улицах провинциальных городов. В Советском Союзе театральное искусство получало щедрые госдотации, что позволяло устанавливать смехотворные, по европейским меркам, цены на билет. Вплоть до конца 80-х наполняемость залов была почти стопроцентной, а вокруг касс прочно прописались спекулянты, втихаря предлагающие гражданам "лишний билетик". Ну, а что же сейчас? Сейчас похвастаться нормальной посещаемостью могут лишь раскрученные театральные бренды Москвы и Петербурга. Причём высокий рейтинг подразумевает крайнюю дороговизну билетов. Балет "Щелкунчик" в Большом театре обойдется в 400 долларов. А билет на один из самых кассовых драматических спектаклей Москвы - "№ 13" - в МХАТе стоит 7300 рублей. Самые популярные спектакли для большинства попросту недоступны. Но если крупные столичные театры всё же имеют неплохие сборы за счёт обеспеченного столичного бомонда, то в регионах театралам едва-едва удаётся сводить концы с концами. Реалии рынка сегодня таковы, что высокое театральное искусство может выжить лишь там, где пользуется финансовой поддержкой местных властей. В Башкортостане бюджетные средства уже давно являются основным источником финансирования учреждений искусства. В этом году их объём составил более 420 миллионов рублей. Вернуть деньги за счёт продажи билетов никто не надеется: в большинстве уфимских театров не окупаются даже премьеры. В Национальном молодёжном театре имени Мустая Карима в этом году поставили 6 новых спектаклей, затратив 687 тысяч рублей. За 11 показов удалось собрать 215 тысяч. Башкирский государственный академический театр драмы выдал 4 премьеры почти за 2 миллиона рублей. За 9 месяцев окупилось 42% затрат. В Башкирском государственном театре оперы и балета на 3 постановки ушло 7 миллионов. 9 показов принесли менее 300 тысяч рублей - 4% вложений. На привлечение одного зрителя в театры в среднем ушло 355 рублей, на концерты - 193, а доход составил 54 и 28 рублей соответственно. По словам уфимских театралов, низкая доходность связана не столько с потерей интереса к театральным постановкам, сколько с отсутствием у населения денег на билет. Сегодня в сознании большинства россиян театр - скорее роскошь, нежели средство культурного досуга, а те, кто получает от спектаклей эстетическое наслаждение, часто просто не могут позволить себе ходить на спектакли чаще раза в месяц. Совсем по-другому относятся к театру в Европе. Когда башкирские труппы выезжают на гастроли за рубеж, проблем с наполняемостью залов и рентабельностью постановок обычно не возникает. Планета кино На вопрос "Где вы предпочитаете проводить свой культурный досуг?" девять из десяти горожан ответят - в кино. Кинотеатры, посещаемость которых в конце 90-х упала почти до нуля, - в 1990 году в кино сходило 13 миллионов уфимцев, а в 2000 - всего 3 миллиона, - судя по всему, вновь обретают популярность. Такова общероссийская тенденция: объем отечественного кинорынка растет уже четвертый год подряд. В 2001 году доходы от продажи билетов составили 50 миллионов долларов, а в 2005-м - уже 270. Сегодня вместо 19 работавших до перестройки крупных кинозалов в Уфе остались "Родина", "Аврора" и три кинокомплекса в сети "Планета кино" - мультиплекс "Искра", "Победа" и новый ТРК "Мир". И хотя "Родина" и "Победа" сохранили свой старый фасад, внутри они уже мало чем напоминают те убогие заведения, которые старшее поколение помнит ещё с советских времён. Без реконструкции, включающей хотя бы косметический ремонт помещений и замену кинопроекционного оборудования, о нормальной посещаемости можно забыть. Современный кинотеатр - не просто место, где показывают фильмы. Это своеобразный досуговый, развлекательный, семейный центр отдыха. По статистике американской, европейской, восточно-европейской, а теперь уже и нашей, российской, среднестатистический доход кинотеатра только на 30 процентов состоит из денег, полученных от продажи билетов - остальные 70% приносит то, что к ним прилагается - продажа напитков, попкорна и сувениров, которые сопровождают выпуск очередного блокбастера. Если старые уфимские кинотеатры обзавелись барами и кафе, сохранив свою узкую специализацию, то кинозал в торгово-развлекательном комплексе "Мир" является лишь одним из элементов предлагаемого досуга, но никак не его доминантой. Судя по всему, развитие городской киноиндустрии пойдёт именно по пути строительства многозальных мультиплексов в крупных торговых центрах. Сегодня в Уфе строятся несколько новых кинозалов, крупнейший из которых будет располагаться в торгово-развлекательном комплексе "Семья". Живопись Чем так интересна живопись? Чтобы вы не ломали себе голову, приведу пример: новая машина в магазине стоит, к примеру, три миллиона рублей. Как только вы ее купили, она тут же уменьшается в цене! Она уже подержанная! То же самое касается любого товара - после покупки он резко теряет в цене, потому что его уже взяли в руки, опробовали, уже часть его потребительских свойств утрачена! Другое дело - изобразительное искусство. Картины с течением времени постоянно увеличиваются в цене, тогда как потребительские товары неизбежно обесцениваются. Живописью в Уфе занимаются галереи, художественные салоны и… сами художники. Разумеется, речь идет о продажах картин. Впрочем, тонкую разницу между ними понимают далеко не все. Художественные галереи занимаются не только и не столько продажей, сколько пропагандой искусства, поиском и раскруткой новых имен, формированием коллекций картин, стоимость которых будет только возрастать со временем. Их у нас немного - "Мирас", "Аймак", "Арт-Лимузин". Собственно, все. Художественных салонов, которые занимаются исключительно продажей картин, несколько больше. Самый крупный из них - "Сангат". Более мелкие разбросаны по магазинам, другим торговым точкам - всего их около десятка, не больше. Себя они не рекламируют, не имея к тому средств и желания, поэтому даже не имеют названий. Очень крупный выставочный зал был в магазине "Знание". Но магазин поменял название и собственника, в результате чего галерея переехала "с лысины на бороду", то есть с Ленина на Карла Маркса, где пребывает и сегодня, уже не пользуясь прежней популярностью. Тем не менее, есть в Уфе выставочные залы, которые не занимаются продажами - это "Урал" и "Ижад". Оба принадлежат Министерству культуры и национальной политики. Что же продается в галереях и художественных салонах? В первую очередь постеры. Арт-постеры, как утверждает всезнающий Интернет, - это "высококачественные художественные репродукции картин, отпечатанные на бумаге "лен" или матовой". Порой простому человеку трудно отличить постер от настоящей картины, такие шедевры изготовляют полиграфисты. Откуда пошло это явление? А все оттуда же - на Западе картины стоят дорого, а иметь их дома и на работе необходимо. Вот и выбрана была такая форма. Для нас пока непонятно, с какого перепугу вешать в офисах и дома картины, но со временем поймем и мы, что выделяться среди сотен тысяч других фирм можно только так. На что обращает внимание человек, приходя в офис или домой? На ковер, что занимает всю стену? Ага, скажет он, этот человек живет в прошлом веке, я не уверен, что он может вести бизнес правильно, скорее всего он прогорит, ибо не следит за временем. Все правильно: встречают-то по одежке, так что предприимчивые западные бизнесмены это давно поняли и украшают свои офисы картинами, а если на них не хватает пока денег или жаба душит - то постерами. А художественные галереи им помогают подобрать картины под интерьер, сделать дизайн помещений. Если вы думаете, что это только на Западе происходит, то вы ошибаетесь. И у нас в Уфе серьезные фирмы оформляют свои офисы так, как надо. Например, наши крупнейшие банки "Уралсиб" и "Социнвестбанк". Правда, они нашли еще более выгодное решение - они устраивают у себя выставки. Стоит это дешевле - пять процентов от стоимости картин в месяц. Повисит полгода экспозиция, а то и больше, а потом ее меняют на новую. Есть, кстати, фирмы, которые делают то же самое, но они не хотят себя афишировать, их оформление рассчитано на VIP-клиентов. Видимо, это действует. Сколько будет в граммах? Сколько же стоят постеры? От двухсот граммов - простите, рублей - и больше. Надо их красиво оформить - вам помогут, багетные мастерские в Уфе - уже на каждом шагу, и стоят их услуги столько же, сколько сам постер. А сколько же стоят сами картины? Картины стоят от пятисот рублей и выше. Верхняя планка не упирается в небо, но при желании такую отыскать можно. Противоречия между стоимостью картин и постеров нет. Просто у нас картины пока еще недооценены, чем и пользуются предприимчивые люди, которые везут их в Москву и на Запад. Известны случаи, когда картины уфимских художников продавались за семьсот пятьдесят тысяч рублей. Не советовал бы налоговикам тут же марать журнал желтым цветом и звонить в оперативную часть, радуясь бесплатной наводке, - продажи осуществлялись не в Уфе, сами художники больше кусали локти, чем прыгали от счастья. Продается в галереях и графика по цене от 1000 рублей и выше, но не более 30000, и керамика - от одной тысячи до пятидесяти. С керамикой у нас плоховато - с тех пор, как уехала в Москву Валентина Кузнецова, уровень ее упал. Миллиард в тюбетейке Один мой знакомый часто ездит по городам и весям. Из каждой поездки он привозит магнитики с названиями населенных пунктов пребывания, так что его ребенок учит географию по холодильнику. Вроде бы ерунда, о которой не стоит и упоминать, но на самом деле все эти магнитики - часть большого бизнеса. Стоят они копейки, а помноженные на сотни миллионов туристов, приносят ощутимый доход. Это - сувенирный бизнес. Особым спросом сувениры пользуются во время проведения крупных юбилейных торжеств. Чем выше статус торжества - тем больше будет продано памятных безделушек. За время празднования тысячелетия Казани сувенирной продукции продали аж на 10 миллиардов рублей! Причём большие деньги делались на маленьких вещах. В рейтинге продаж на первом месте стояли деревянные куклы в национальной одежде по 10-50 рублей, на втором - тарелки с видом Казанского кремля, а на третьем - 15-рублёвые тюбетейки. Предстоящий юбилей добровольного вхождения Башкирии в состав России для производителей сувениров обещает стать не менее прибыльным, чем торжества в Казани. Уже сейчас в получении крупных госзаказов заинтересованы многие крупные фирмы. В недавней выставке-ярмарке "Сувенирная и подарочная продукция" приняли участие 30 предприятий и организаций, занимающихся производством сувениров в Башкортостане, Перми, Челябинской области и даже Москве. Привлечение гостей из сопредельных регионов связано с тем, что республиканский "сувенирпром" пока не способен удовлетворить все запросы рынка. Министр внешнеэкономических связей и торговли РБ Борис Колбин отметил, что во время зарубежных поездок наши делегации дарят сувениры с национальной символикой, которые всегда вызывают неподдельный интерес. Но их ассортимент традиционен и ограничен! Прямых инвестиций в отрасль не предвидится, однако крупные госзаказы, несомненно, смогут серьёзно стимулировать наше сувенирное производство. Перспективы развития здесь однозначно есть, о чём свидетельствует успешный вывоз продукции башкирских народных промыслов в Австрию, Турцию и Казахстан, где она пользуется большим спросом. К празднованию юбилея республиканский рынок планируется обеспечить сувенирами самого разного качества и цены, а в оформлении мест торговли будет выработан единый стиль. Расходы на подарки международным делегациям будут заложены в бюджет будущего года: ожидается, что на торжества к нам приедет, по меньшей мере, 2000 только VIP-гостей. Вы спросите, а что же такое делает мой друг Миша, с которого и начался разговор? А он делает бочонки с надписью "Башкирский мед"! Знаете, они есть везде! И это правильно, так и должно быть. Просто мы должны делать их не тысячами, а миллиардами. Мы должны научиться зарабатывать на своей культуре. Иначе это сделает кто-то другой. Или это не так?
Согласно официальной потребительской корзине, на "услуги культуры" гражданин должен тратить 45,5 рубля в месяц. По мнению правительства и Госдумы, на 546 рублей (45,5х12) среднестатистический россиянин сможет шесть раз в год сходить в театр, кино или музеи. Впрочем, даже эти скромные расходы были включены в потребительскую корзину лишь год назад. До этого в нашем государстве считалось, что культура вообще не относится к насущным потребностям человека. Тем временем число граждан, регулярно посещающих учреждения культуры, неуклонно падает. Если в прошлом году от походов "за культурой" приходилось отказываться 23% россиян, то в нынешнем, по данным ВЦИОМ, уже 28%. За последние три месяца ни разу не были в театре, на концерте, в музее или на выставке 83% россиян, в кинотеатре - 85%. Даже в городах-миллионниках число домоседов составляет 73-75%
Алексей ФАТЫХОВ, Айдар ХУСАИНОВ |