ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Новая веха
Полпред президента РФ в Приволжском федеральном округе Игорь Комаров 13 октябр...

Важная встреча
Врио главы Башкортостана Радий Хабиров встретился с главным исполнительным ди...

Добрый знак
Врио главы Башкортостана Радий Хабиров встретился с первым президентом респуб...

На один завод больше
Радий Хабиров провел рабочую встречу с учредителем компании Lasselsberger Йозефом Ла...

Швейцарский партнер
В Доме Республики состоялась встреча врио главы Башкортостана Радия Хабирова ...

Промцентр Шакши
В уфимском индустриальном парке «ПромЦентр» в Шакше состоялось открытие новог...

На музыкальной волне
Затонцы с нетерпением ждут открытия новой музыкальной школы № 9 им. Адигама Иск...

Апгрейд Дома Першиных
В исторической части построят новый квартал многоэтажек, ограниченный улицами...

Все ярче!
В демском микрорайоне Яркий и 
Инорсе-4 продолжается строительство шко...

Тайными маршрутами Уфы
Ежегодный городской конкурс «Уфа туристическая» выявил новые имена талантлив...

«Счастлив тем, что я дышал и жил…»



     №11 (204)
     Ноябрь 2018 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

БУДНИ МЭРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ПЕРСОНА

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

УЧИТЕЛЬ ГОДА

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

КОНКУРС «ЗОЛОТОЙ КУРАЙ»

IT-ЭКСПЕРТ

ГОД СЕМЬИ

КУЛЬТУРТРЕГЕР

Закулисье

Театральный сезон








РУБРИКА "НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО"

История в дереве


Одна из главных особенностей Уфы, которую отмечают многие приезжие, - наличие в историческом центре целых кварталов самобытных деревянных домов. Однако из-за интенсивной застройки они все чаще попадают под снос, уступая место каменным высоткам. На повестке дня стоит вопрос сохранения памятников деревянного зодчества, которых в нашем городе все еще насчитывается несколько десятков. Его решение требует совместных действий городских и региональных властей, а также участия самих уфимских застройщиков. 


На сегодняшний день в Уфе 11 объектов деревянной архитектуры включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. Два из них имеют статус объектов культурного наследия федерального значения - Дом Боровского по улице Чернышевского, 83, где Владимир Ленин во время приезда в Уфу в 1900 году встречался с местными социал-демократами, и Дом-музей Ленина по ул. Достоевского, 78, где проживала отбывающая ссылку Надежда Крупская, которую навещал Владимир Ильич. Еще 64 постройки из дерева и строения смешанного типа обычно с каменным цоколем и деревянным верхним этажом относятся к выявленным объектам культурного наследия. 
Большинство из этих исторических архитектурных объектов нуждается в той или иной степени ремонта и реставрации. В Уфе первый опыт таких работ относится к концу 30-х годов прошлого века и связан с приведением перестроенного под коммуналки будущего Дома-музея Ленина в тот вид, когда в нем жила Надежда Крупская. В 1938 году архитектор Адамович составил проект реставрации, где предусматривалось оформление зала под экспозицию, комнаты под библиотеку и зал-читальню. Вскоре с проектом ознакомилась Крупская, внесшая ряд замечаний и пожеланий, которые учли в процессе работ. Консультируя реставраторов, Надежда Константиновна вспомнила, что стены ее комнаты были оклеены обоями. По справочной литературе были подобраны характерные для тех лет рисунки, и по ним сделали обойные валики, а первую партию обоев для музея изготовили в Москве. Перед началом реставрации дом был уже ветхим, в нем жили три семьи, поэтому восстановительные работы шли с 1938 по 1941 год, зато по их завершении Дом-музей обрел планировку и отделку эпохи начала прошлого века, которую можно видеть и сейчас. 
Другой крупный реставрационный проект – восстановление исторического особняка по улице Расулева, 4, где с 1795 по 1797 год проживала семья писателя Сергея Аксакова, начался в конце 1980-х годов. Работы проходили под контролем автора архитектурного реставрационного проекта Земфиры Хатмуллиной. Художественно-экспозиционный проект выполнили московские художники-архитекторы. Сруб из уральской лиственницы оказался на редкость долговечным, и основная часть здания дошла до нас в первозданном виде. 
Среди других образцов качественно выполненных реставрационных работ можно назвать дома-музеи Александра Тюлькина (ул. Волновая, 21), Шагита Худайбердина (Новомостовая, 20) и Мажита Гафури (Гоголя, 28). 

Квартальные ценности 
Несмотря на примеры удачной реставрации памятников деревянного зодчества, в Уфе остается еще немало остро нуждающихся в реставрации домов, где проживали известные люди. К примеру, Дом Борисовых (Гоголя, 1), где в 1891 году жил семнадцатилетний Федор Шаляпин, служивший в те годы в Губернской земской управе, а впоследствии получивший мировую славу как оперный и камерный певец. 
При этом многие эксперты говорят о важности комплексного сохранения памятников старины, которые еще остались на уфимских улицах. 
- Когда говорят о деревянной архитектуре Уфы, вспоминают, прежде всего, улицу Октябрьской Революции. Но ансамблей деревянного зодчества в нашем городе сохраняется пока что довольно много: на Аксакова, Достоевского, Дзержинского, Коммунистической, Свердлова, в Нижегородке и так далее, - считает уфимский краевед Анатолий Чечуха. - Одним из самых значимых таких мест я считаю два квартала улицы Гоголя – от Заки Валиди до Пушкина и от Свердлова до Коммунистической. Здесь живёт дух прежней Уфы, сохраняется понятие Уфы старозаветной. Возьмём, к примеру, дома под №22, которые специалисты называют образцом самобытного деревянного зодчества, в орнаменте резных наличников которых использованы плетёные узоры вятских мотивов. В двухэтажном доме по красной линии с 1920-х годов жил Александр Носков (1872 – 1956) – выдающийся учёный-географ, исследователь природы Уфимского края. Кстати, здесь практически все здания связаны с заметными именами уфимской истории. В доме № 21/1 в 1919 году жил комиссар 25-й Чапаевской дивизии Д.А. Фурманов. В доме №21 долгие годы была квартира выдающегося офтальмолога Габдуллы Кудоярова, а в доме №26 – известного учёного и врача-терапевта Дмитрия Татаринова (1877 – 1956). Эти строения и эти имена вкупе с Домом-музеем Мажита Гафури составляют уникальный ансамбль деревянного зодчества. 

Тонкости работы 
Ведущей организацией Уфы по реставрации является ООО «Артель», работающее в этой сфере с 1992 года. 
- Перед тем как начать реставрировать дом-памятник, выполняются его точные обмеры, фотофиксация отдельных элементов и архитектурных особенностей, поднимаются архивные данные, - поясняет главный архитектор-реставратор ООО «Артель» Вали Каюмов. – Затем определяется степень износа конструкции, с учетом которой разрабатывается проект. 
В основном исторические дома Уфы строились из хвойных пород – ели и сосны, а дуб применялся лишь для свайных фундаментов. Сохранность срубов очень сильно зависит от состояния фундаментных конструкций и крыши. Если дом стоит очень близко к земле или на стены постоянно попадает дождевая и талая вода, дерево со временем приходит в негодность и в срубах частично или полностью приходится менять наиболее ветхие бревна. Но есть и примеры, когда после снятия облицовочных досок бревенчатые стены более чем вековой давности демонстрируют очень хорошее состояние. 
Сейчас ООО «Артель» ведет реставрацию двух выявленных памятников культурного наследия ХIХ века – домов усадьбы братьев Соловьевых на улице Свердлова. Одно из зданий усадьбы – одноэтажное бревенчатое площадью около 160 квадратных метров, у второго два этажа площадью около 340 кв.м, построенных из смешанных материалов. Квартал частного сектора, где располагаются исторические дома, попал под застройку, оператор которой – МУП «Инвестиционно-строительный комитет Уфы» после расселения памятников архитектуры выделил средства на их реставрацию. 
Поскольку после революции усадьба Соловьева была отдана под коммунальные квартиры, 140-летние дома пострадали не только от времени, но и собственных жильцов, вносивших постоянные изменения в исходный проект. Перепланировка с изменением расположения внутренних несущих стен и увеличением оконных проемов привела к появлению трещин и снижению прочности всей конструкции. 
- На бывшем двухэтажном особняке было проведено укрепление фундамента и стен, имевших серьезные трещины и выбоины, – рассказывает прораб ООО «Артель» Сергей Чащин. – Фундамент, состоящий из 
120-сантиметрового слоя бутового камня и известняковых плит, усиливали армированием – закладывался арматурный пояс с опалубкой на глубину метр восемьдесят и больше. Для отвода грунтовых вод был сделан дренаж. В стенах заделаны трещины, пришедшая в негодность старая штукатурка аккуратно удалена и заменена новой. Мы постарались максимально сохранить декоративные элементы экстерьера обоих домов, прежде всего красивую деревянную резьбу. Элементы резьбы были сняты, восстановлены с использованием современных технологий и после нанесения защитного покрытия возвращены на место. 
На примере усадьбы Соловьева становится понятным, что качественная реставрация ветхих памятников архитектуры требует времени и стоит немалых средств, нехватка которых представляет основную проблему. 
- Стоимость реставрации каждого объекта сильно разнится, но в качестве характерного примера могу привести здание Большого театра Москвы, реставрация которого обошлась в пять раз дороже постройки аналогичного нового здания и заняла в три раза больше времени, - пояснил Вали Каюмов. 

Музейный подряд 
Нередко деревянные памятники архитектуры сильно мешают комплексной застройке. Отсюда вдруг возникающие пожары – как способ уничтожить ветхое строение и забыть. Выходом может стать создание Музея деревянного зодчества, куда можно было бы переместить попадающие в зону застройки исторические дома. Эта идея, которую уже реализовали многие российские города, в Уфе обсуждается последние 20 лет. Изначально музейный комплекс планировалось создать на месте древнего городища Уфа-II, просто собрав в одном месте исторически ценные деревянные дома и накрыв их стеклянным куполом. Но затем эта концепция была кардинально переработана. 
На территории в десять гектаров, ограниченной улицами Менделеева, Сагита Агиша, проспектом Салавата Юлаева и парком Лесоводов Башкирии, было запланировано создание не просто музея, а познавательно-культурного и досугового центра, разделенного на две тематические зоны: старая Уфа с восстановленными памятниками местной деревянной архитектуры и международная деревня с образцами домостроения народов мира. Расходы на перенос архитектурных объектов и приведение их в надлежащий вид должны были взять на себя фирмы-застройщики. Также в музее планировалось воссоздать утраченные памятники архитектуры, память о которых сохранилась только на старых фотоснимках. Это здание клуба Уфимского общества взаимного вспоможения частному служебному труду (располагалось по улице Мустая Карима, 38), летняя дача Зайковых (находилась на ул. Менделеева, 160) и снесенный в начале 90-х Видинеевский театр, стоявший в Саду имени Сергея Аксакова. 
В 2015 году среди архитекторов и авторских коллективов был объявлен конкурс на лучший проект будущего музейного комплекса, но никакой конкретики по перспективам его создания в настоящее время нет. 
Вместе с тем потребность в нем существует, тем более что в Уфе уже был удачный пример создания такого рода объекта. В начале 1980-х квартал, прилегающий к Дому-музею Ленина, был отдан под мемориальный комплекс, где удалось воссоздать уголок Уфы начала XX века, который в свой приезд мог видеть Владимир Ильич. Для этого отреставрировали два кирпичных особняка, а 14 деревянных домов возвели заново по канонам дореволюционной архитектуры. К сожалению, в 2002 году мемориальный комплекс снесли, а его территорию отдали под застройку офисами и элитным жильем. Сейчас понятно, что это решение было большой ошибкой, а наш город очень нуждается в подобном объекте. 
- Исторические строения должны жить в контексте своей эпохи, то есть сохраняться группой или кварталом, а одинокий деревянный домик среди массива многоэтажек будет выглядеть как-то странно, - считает Вали Каюмов. – В свое время на территорию будущего музея на Сагита Агиша планировалось перенести деревянные дома из квартала между улицами Новомостовой, Пушкина и Заки Валиди. Они были разобраны и впоследствии сгнили при хранении под открытым небом. Я надеюсь, что музейный комплекс деревянного зодчества все же появится в Уфе, ведь от этого зависит сохранение многих уникальных по красоте исторических домов, которые могут поглотить застройка и время. 

Алексей ФАТЫХОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Городская среда Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг