РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"«Благодарна Уфе за то, что она приняла меня»
Прима Башкирского театра драмы имени Мажита Гафури Римма Кагарманова – актриса яркого драматического дарования: Галима в «Черноликих», Сауле в «Джуте», Шафак в «Затмении» и подлинный триумф – главная героиня в спектакле «Зулейха открывает глаза», самой нашумевшей постановке последних лет. При внешней слабости и хрупкости ее героини обладают волей и невероятной внутренней силой. По словам самой актрисы, в жизни эти качества присущи и ей самой. А еще она убеждена, что даже в самой трагической и отрицательной роли актер должен распространять позитивную энергетику. Сегодня мы публикуем беседу с ней.
-Римма, в вашем репертуаре героини преимущественно драматического, если не сказать трагического амплуа. Как думаете, почему так? - Вот только сейчас задумалась об этом, как-то раньше не доводилось. Но, думаю, надо спрашивать режиссера. Возможно, одна из причин в том, что я слишком эмоциональный человек, мне не хватает легкости. Говорят же, надо легче ко всему относиться, но этого во мне нет, поэтому я глубоко переживаю, иногда излишне драматизирую события, пытаясь докопаться до сути, до истины. Но, к слову, и радуюсь глубоко… А драматические роли мне действительно близки. Хотя, считаю, актер должен уметь играть все. В идеале, конечно, но попробовать и комедийные, и характерные роли обязан. Когда мне дали роль в комедии «Муж на час», сначала испугалась… Но потом выяснилось, что процесс работы такой же: если ты поймешь способ существования, найдешь и образ, и акцент, и методы выражения. Иными словами, в любую роль надо по-настоящему вникать. - Каким было ваше детство? - Родилась в Баймакском районе, в селе Сосновка. Нам тогда не хватало внимания, любви, душевных разговоров, просто теплых эмоций. «Ты должен!» - девиз воспитания. Должен помогать маме, хорошо учиться, ходить на танцы, музыку, получить образование и т.д. У нас была очень благополучная семья, я знала, что меня любят, но вот чувствовать это... Тем более в деревне, где работа и работа... Когда были у меня эмоциональные подъемы, я обращалась к книгам, особенно любила перечитывать драматические моменты и плакала тайком в бане, чтобы никто не видел. Играла дальше, придумывая слова и усугубляя трагизм ситуации. Становилось легче… - Эти творческие экспромты сыграли роль в выборе профессии? - Скорее всего. Но в нашем отдаленном районе встретить человека искусства было большой редкостью. Поэтому Уфа была для меня недосягаемой точкой, а профессия актера – недостижимой мечтой. И все-таки я дерзнула, поехала поступать в Институт искусств. Не скажу, что родители меня поддерживали, скорее, деликатно отговаривали. Вначале я жалела, что выбрала эту профессию, после студенчества были моменты, когда еще не спали розовые очки, думала: придешь в театр, а там тебе распростерли объятия, со всех сторон предлагают роли. Но вот приказ о новой постановке, а там тебя нет… Актерская профессия ведь очень зависимая. У тебя столько энергии, столько идей, хочется творить, но у режиссера свои планы. Поначалу были мысли: может, сменить профессию, выбрать такую, где я сама решала бы свою судьбу? Спасало то, что параллельно я работала на ТВ, вела передачу, сама придумывала образы, сюжеты. Но сегодня я уже ни о чем не жалею и ни на секунду не сомневаюсь, что выбрала «свою» профессию. - Вы ведь начинали в Молодежном театре? Что запомнилось из того периода? - Я там работала первые два года после института, меня пригласил Азат Ахмадуллович Надыргулов, нашу группу готовили для этого театра. Но не сложилось: у меня было мало ролей. Зато повезло работать у Линаса Зайкаускаса в «Лавине». Из того периода я вынесла убеждение: есть ли роли, нет ли их, жизнь не кончается, нужно развиваться, духовно расти. Да, актеры живут, страдают и умирают на сцене, но следует понимать, что отсутствие ролей не убивает в тебе личность, не стоит винить режиссера, коллег, не надо канючить! Необходимо жить, переключиться на семью, детей, хобби, готовиться к новой, не известной пока роли, обогащать себя… - С кем из режиссеров вам наиболее комфортно работать? - В нашем театре с любым, но наибольшего взаимопонимания мы достигли с Айратом Ахтямовичем Абушахмановым. Он очень бережно относится к актерам: прислушивается к нашему мнению, всегда работает индивидуально. В свою очередь стараюсь оправдать его ожидания и очень верю ему, без этого мне было бы трудно работать. Думаю, научилась адекватно воспринимать критику, фильтровать замечания, словом, строить диалог с режиссером. - В работе над «Зулейхой» со всем были согласны с Айратом Абушахмановым? - Я была немного не согласна с финалом спектакля. История ведь не только о женщине, которая изменила себя в корне, победила в себе рабыню. Айрат Ахтямович взял одну из главных граней этого великолепного романа – сохранение в себе Человека, какой бы национальности он ни был. В коллективе переселенцев множество людей, и для меня чрезвычайно важно, что Зулейха, будучи представителем малого народа (не важно какого, без конкретики) боролась, выживала, спасая свою природу, свой язык. В этом для меня состоит интерес к роли: образ Зулейхи – образ малого народа. Это очень актуально сегодня, когда идут дискуссии о сохранении национальных языков, народных традиций и т.п. - Насколько вы сами сохраняете в себе народные традиции? - В детстве я слушала только башкирское радио, читала национальные газеты и произведения башкирских писателей, хотя читала, конечно, и на русском. Но у меня это в крови: семейное застолье, народные песни, обсуждение литературы, музыки... Когда я ехала в Уфу, представляла, что встречу здесь множество деятелей башкирской культуры, смогу говорить с ними на родном языке. Мы с отцом отправились в Уфу на поезде Уфа-Сибай. Первое, что я увидела, подъезжая к городу, - памятник Салавату Юлаеву. И мысленно произнесла: «Уфа, прими меня». И каждый раз, возвращаясь с каникул, повторяла эту фразу. Я очень люблю этот город. Любимые места в Уфе - театр и мой дом. Люблю столичные парки, но особенно Лесоводов Башкирии: там сохранилась девственная, нетронутая природа, и это напоминает мне родную деревню. А из заведений предпочитаю ресторан «Угли», где отличная кухня, качественная музыка, приветливые музыканты. Однажды официантка сделала мне сюрприз: принесла удивительный воздушный десерт и призналась, что любит мои роли. Это было вдвойне приятно. Словом, Уфа меня приняла, и я очень благодарна ей за это.
Светлана НИКОЛАЕВА |