РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"Герои Чехова в «трениках» не ходят
В последний мартовский день в Русском драматическом театре состоялась премьера спектакля «Крепостные». Пьесу Евгения Балакина по рассказу Лескова «Тупейный художник» воплотил в жизнь режиссер Ильдар Гилязев. Мы беседуем о новой постановке, верности классике и современных театральных веяниях. И, конечно, о неожиданных поворотах судьбы, которая привела его в театр, с которого все начиналось.
-Ваш отец, Габдулла Габдрахманович, больше 16 лет руководил Уфимским драматическим. Когда-то здесь начинали и вы… - Папа внес значительную лепту в создание театра, в память о нем названа малая сцена. Не скрою, мне это приятно. В юности я ставил здесь сказки, свой дипломный спектакль. Последним был «Бумбараш». Тогда театр переехал с улицы Гоголя в новое здание на проспекте Октября, а я отправился на стажировку в Москву. С тех пор судьба не приводила в эти стены. Хотя я выпускал спектакли в башкирском и татарском театрах, молодежном, даже в филармонии. - Когда Михаил Рабинович вам предложил приехать, вы согласились сразу? - Конечно! Мы долго выбирали материал. Рассматривали, к примеру, «Очарованного странника» Лескова. Но от этой идеи я отказался: не было подходящего артиста на роль Флягина. Вообще подобный типаж редко встретишь. В итоге пришли к истории «Тупейного художника». - С труппой работалось легко? - Мне нравится команда, которую подобрал Михаил Исаако-вич. Они профессионалы, все цеха заняты делом, театр работает как единый механизм. Тех, кого я знал когда-то, конечно, можно по пальцам пересчитать: Свету Акимову, Олега Шумилова, Олю Лопухову, Володю Латыпова-Догадова, Сашу Федеряева. С молодежью знакомился в процессе. - Главное – результат? - В театре нет векселей, никто не даст гарантию, что все сложится. Поставить спектакль очень просто: возьмите любую пьесу Островского, следуйте авторским ремаркам и все! Но чтобы он ожил, его надо придумать. И вот ты ночами не спишь, подмечаешь детали, выстраиваешь композицию. На премьере волнуешься, как в первый раз. Я всегда работаю для зрителей. Проверяю так: вот пришла группа, допустим, китайцев, которые языка не знают. Сделай так, чтобы им было интересно. Ты должен зацепить человека, увлечь. - Но зрители тоже разные… - И театр должен быть разным, предлагать и комедию, и драму. Жизнь сейчас достаточно жесткая, поэтому надо дарить людям радость. А то человеку тяжело, он пришел на спектакль, а его еще больше нагрузили. При этом важно сохранять и воспитывать вкус у публики. - «Тупейный художник» отнюдь не комедия. Его история созвучна действительности? - Классика проверена временем, Лескова печатают до сих пор. А когда речь идет о любви – всегда созвучно. Вне зависимости от времени, социального статуса героев, их возраста. Да, в спектакле есть фраза: «Слева шумят и справа шумят, а к чему все это ведет? К потере власти!».Актуально? Почти дебаты у Соловьева. Но это же не главное! Наша история – о любви. - У вас не было желания перейти от классики к современной драматургии? - Мне это не интересно. Я буду рад, если прочту пьесу, от которой дух захватит. Но пока такого не случалось. В классике есть место фантазии, полету, ты можешь проявить свой режиссерский пилотаж. Я глубоко против, чтобы Чехова играли в «трениках» и кроссовках. А сейчас этим все заняты. - Говорят же, «я художник, я так вижу». - Что значит, ты так видишь? Это дает тебе право извратить классику? Объясните, в чем художественная ценность? Достоевский, Пушкин, Лермонтов, Мустай Карим – наше все. На классике держится нация. Я даже в машине в последнее время не слушаю музыку, только книги. Наша великая литература – это и есть уровень. Если будем все перекручивать, то неизвестно, до чего дойдем. Язык – основа культуры, его необходимо сохранять. И так Интернет его исковеркал.
Уфа – любимый город Я давно живу на две столицы. Прекрасно себя чувствую и в Москве, и в Орле, и в Барселоне. Но Уфа – особое место. Здесь мои близкие и друзья, могилы родителей. С ней многое связано: вот первый роддом, а через дорогу - институт, в котором я учился. Люблю гулять в центре, когда-то жил в сталинке на улице Ленина. Мама работала в Башкирском драматическом (он располагался в одном здании с оперным) в гримерном цехе, пропадал там с детства. С братьями Абдразаковыми ставил оперу «Дон Жуан». Да, город активно меняется, но это неизбежно. Помню, когда-то давно на телевидении мы делали программу «Мегаполис». Первую серию снимали в бильярдной в Доме офицеров. Культовое место! Жаль, что ее теперь нет. Компания была хорошая: Рустэм Исанбаев, Борис Развеев, Ильдар Рамазанов. В 70-х мы хипповали, взрослели. «Иных уж нет, а те далече».
Жанна ВЕРТИНСКАЯ |