РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"Взгляд из «Зазеркалья»
В начале мая в Уфе откроется ставший уже традиционным фестиваль «Петербургские сезоны». Мост между культурной столицей России и столицей Башкортостана протянула в 2016 году наша землячка Галия Камаева. Благодаря ей уфимцы увидели выступления звезд балета и оперы Мариинского и Михайловского театров, а любители изобразительного искусства встретились с известным искусствоведом из Русского музея Александром Боровским. В Год семьи в «Сезонах» примет участие один из лучших детских музыкальных театров Санкт-Петербурга «Зазеркалье». Сегодня мы беседуем с его главным режиссером, народным артистом РФ Александром Петровым.
- Откуда такое необычное название? - Мы придумали его вместе с музыкальным руководителем Павлом Бубельниковым в 1987 году, подчеркнув тем самым особый художественный взгляд на природу творчества. Это случилось, безусловно, не без влияния парадоксальной философии Льюиса Кэрролла. Музыка, как никакое другое искусство, способна легко и непринужденно «балансировать» на грани реального и потустороннего, отражать нас самих и давать возможность заглянуть по ту сторону зеркала — в Зазеркалье, хранящее в себе наши мечты, фантазии, и искать в нем еще неизведанное, непознанное. Наши постановки отмечены престижными премиями, в том числе неоднократно высшей национальной театральной премией «Золотая маска» и премией Санкт-Петербурга «Золотой софит». Но главное для нас - постоянный неослабевающий интерес зрителей всех возрастов, ведь каждый из них находит в «Зазеркалье» что-то важное и необходимое именно ему. - В Уфе нет детского театра, тем более музыкального. Эту роль отчасти играют другие творческие коллективы. Театр оперы и балета, где недавно, например, поставили мюзикл «Летучий корабль», Молодежный театр и Театр кукол. Есть ли, на ваш взгляд, необходимость в детском музыкальном театре? - Думаю, да. Ведь по своей природе детская аудитория очень отличается. В музыкальном театре взрослый зритель как раз идет на большой «джентльменский набор». Это - «Риголетто», «Травиата», «Кармен», «Трубадур». Он с настороженностью относится к современным композиторам: «Ой, что это? Да не пойду! Там не будет мотивчиков». А вот ребенка музыка интересует исключительно в связи с литературой. Так же, как и его маму. Она с радостью решит: «Поведу его на замечательную сказку Пушкина или на «Робинзона Крузо», или на «Хоббита», которым сама зачитывалась 15 лет назад»…. И это одно из главных направлений в «Зазеркалье». В репертуаре мы ориентировались на книги и уже к ним подбирали композиторов. Как бы заказывали им этот рассказ или повесть. Что всегда приносило результат, потому что толчком к созданию нового произведения было наше глобальное видение той или иной книги как спектакля. И все это «одевалось» в увертюру, в ансамбли, в арии, в драматургию… Как мне кажется, это и есть единственный путь к созданию репертуарного детского музыкального театра. - Нужно ли готовить публику к восприятию серьезного произведения? - Важна культурная прослойка. Если она будет слишком тонкой, то для кого работать? Для самих себя? Она необходима, а с помощью театра (и нашего в том числе) она будет все более плотной. Именно поэтому публику просвещать, безусловно, нужно. В «Зазеркалье» есть специальные образовательные абонементы и проекты, которые готовят к восприятию оперного жанра и конкретных произведений. Они адресованы детям и подросткам. Но и взрослые пользуются возможностью идти на спектакль подготовленными. Для них у нас есть оперный клуб, в котором по желанию зрителей перед началом некоторых спектаклей проводятся вступительные беседы. - Ваш театр носит название детского. Но в репертуаре много шедевров оперной классики, проходят симфонические концерты и вечера камерной музыки. Как вы себе объясняете такую репертуарную политику? - В «Зазеркалье» действует такой закон: чтобы артисты утром замечательно играли «Винни Пуха» и «Робинзона Крузо», вечером они все-таки должны спеть Моцарта, Пуччини или Чайковского... Сегодня актриса выходит в роли Каштанки, а завтра поет Эльвиру в россиниевской «Итальянке в Алжире». Поэтому в репертуаре есть большая опера, есть огромный труд, вложенный в это, есть поддержание вокальной и актерской формы у тех же солистов и у оркестра. Актеры должны помимо детского репертуара иметь весь спектр задач большого, «взрослого» театра, -чтобы быть во всеоружии профессиональной оснащенности. - Современные дети чувствуют себя в виртуальном пространстве как рыба в воде, но компьютерные технологии приводят к тому, что у ребенка перестает работать воображение. Есть у театра шанс достучаться до младого племени, разбудить их фантазию? - Современные дети могут погружаться в компьютерные игры, сегодня им дано, наверное, намного больше – в смысле достижений научно-технического прогресса… А в театре их надо увлечь, поставив перед ними вопрос, который затронет какие-то существенные для них вещи. И не только в плане захватывающего сюжета. Настоящий театр глубоко задевает на уровне души, а не на смене событий на сцене. В спектакле «Рикки-Тикки-Тави», например, есть ряд метаморфоз, уходов совсем в другое измерение, когда, допустим, мать человеческая общается со змеиной, которая хочет ужалить ее ребенка. И у них рождается дуэт, возникает тема того, что змеиное яйцо так же ценно, как живой человеческий детеныш, который замер под жалом змеи. И я вижу, с каким ненасытным вниманием с первого до последнего мгновения дети смотрят за всей драматургией. В такие моменты они перестают быть «компьютерными». Важно, чтобы на сцене происходило действие, очень таинственное, очень неожиданное, внезапно меняющееся, которое держит ребенка в огромном напряжении. И именно в этот момент в него внедряются очень многие этические ценности. Самое важное, конечно, происходит не на сцене, а в самом ребенке. Но запускает этот процесс живое искусство театра. - Подстраиваетесь ли вы под их потребности или ведете за собой? - Может быть, это звучит не очень патриотично в контексте «театра для детей», но мне кажется, что как только ты начинаешь ставить специально для ребятишек, то проваливаешь спектакль. Стопроцентно! Потому что делаешь для кого-то, а не для себя. А когда для себя, когда заинтересован и живешь этим – можешь захватить всех тех, кто создает спектакль с тобою вместе: заразить своей фантазией, своим юмором, своим живым ходом мысли, какими-то лирическими, романтическими материями, которые возникают внутри тебя… И сразу получается живая вещь, которая моментально дает отклик. Мы, конечно, небезразличны к потребностям детей, но театр должен оставаться художественным, не скатываясь до примитива во имя легкого завладения доверием детей, не приседать перед ребенком на корточки, а наоборот, побуждать его к росту. - Вы много гастролируете, имели возможность сравнить петербургского зрителя и провинциального… - Мы выступали и на сцене Большого театра в Москве, и во многих городах России. И зачастую радушие, какая-то детская открытость, благодарность так называемого провинциального зрителя буквально покоряет и дает новую творческую энергию. - Уфа – новый для вас город. С чем или кем он ассоциируется? - Для меня он навсегда связан с именами двух великих артистов - Рудольфа Нуреева и Федора Шаляпина. Мы знаем о преемственности ленинградской и уфимской школ балета. Думаю, что наши гастроли добавят в культурную копилку города еще одну важную ноту.
В программе фестиваля - мюзикл «Кошка, которая гуляла сама по себе» по мотивам сказки Р. Киплинга 6+ (10 мая в 14.00 и 19.00, ГКЗ «Башкортостан») и спектакль «Страсти по Каштанке» по мотивам А. П. Чехова 12+ (11 мая, 19.00, ГКЗ «Башкортостан»). На спектакле в 14 часов пройдет благотворительная акция с приглашением детей из детских домов, инвалидов, школьников младших классов. 12 мая программу фестиваля продолжит открытие художественной выставки петербургских художников в Музее имени М.В. Нестерова, встреча друзей «Петербургских сезонов».
Светлана ЯНОВА |