|
РУБРИКА "Некопеечное дело"Зима на досуге
Для россиян, как впрочем, и жителей большинства стран мира, кино стало главнейшим из искусств, особенно востребованным в конце уходящего – начале нового года. По экспертным оценкам, основанным на данных статистики, за период новогодних каникул российские кинотеатры получают до десятой части своей годовой выручки. Неудивительно, что многие киностудии стараются запустить в прокат наиболее интересные фильмы именно в декабре-январе. В 2014 году, когда в Уфе уже открылись все действующие сегодня кинотеатры, их общее число составило 11, а число залов – 55. По этому показателю мы занимаем седьмое место среди мегаполисов страны, обойдя города даже с большей численностью населения. К примеру, в Челябинске и Самаре количество кинотеатров составило, соответственно, 8 и 10, число залов - 52 и 47. По соотношению кинозалов на жителей столица республики также демонстрирует неплохие показатели. В Уфе на 100 тысяч горожан приходится около 5 кинозалов. К примеру, в Москве – 4,6, Самаре – 4,4, Челябинске – 4. По этому показателю нас заметно опережают только Санкт-Петербург (6,7) и Екатеринбург (6,6), а Омск и Казань находятся с нами на одном уровне. При этом на сам кинорынок, как и на всю отечественную индустрию досуга и развлечений, уже начал сказываться экономический кризис. По данным Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС), к которой подключено большинство российских кинотеатров, в период новогодних каникул с 1 по 10 января 2016 года фильмы на большом экране посмотрели 11 миллионов человек, что на 30% ниже, чем за тот же период 2015 года. Сборы при этом сократились на четверть - до 3,1 миллиарда рублей. Точных данных по числу посещений и выручке уфимских кинотеатров в новогодние каникулы нет, но динамика цифр навряд ли сильно отличается от общероссийской. Спрогнозировать уровень посещений на зимние каникулы 2017 года пока достаточно сложно, но, учитывая общее состояние экономики, число зрителей и кассовые сборы, вероятнее всего, будут либо на уровне прошлого года, либо немного упадут. Впрочем, многое здесь определяет зрительский интерес, зависящий от умения режиссеров создать нужный фильм в нужное время. Новогодние «Елки» В последнее время на российском кинорынке прочно доминирует зарубежный продукт. По данным ЕАИС, отечественные фильмы в 2015 году посмотрел 31 миллион человек, или 17,8% от общего числа зрителей. В 2014 году доля российского кино в общем прокате составила 18%. Доля голливудской продукции в общем числе просмотров в последние годы составляет более 60%, а на другие студии Европы и США приходится около пятой части российской киноаудитории. К сожалению, лучшую кассу зарубежные картины собирают и в новогодние праздники, хотя именно в этот период отечественное кино вызывает наибольший зрительский интерес, а многие ленты могут весьма достойно конкурировать с идущими параллельно лидерами мирового проката. Лучший старт в январе прошлого года показал остросюжетный вестерн «Выживший» с Леонардо Ди Каприо. За первый уик-энд лента, вышедшая на экраны 7 января, заработала 456,5 млн рублей и установила рекорд новогоднего проката в России, собрав в премьерный день 160 миллионов рублей. Впрочем, до голливудской картины самой кассовой лентой был фильм «Седьмой сын» Сергея Бодрова. Фэнтези вышло на экраны 1 января 2015 года и за первые сутки собрало 154 млн руб. А рекорд первого дня проката среди всех фильмов, выходивших в России в формате 2D, принадлежал экранизации книги «Пятьдесят оттенков серого», заработавшей 158 млн руб. В отечественном прокате прошлого года самую большую кассу за новогодние праздники - 642 миллиона рублей - собрала во многом уникальная для нашего кинематографа караоке-комедия «Самый лучший день». Общие сборы этой предновогодней премьеры достигли 10,7 миллиона долларов. - Караоке-эффект однозначно сработал, - заявил режиссер Жора Крыжовников - Если честно, мне самому до конца не верилось, что это возможно – чтобы в темном зале незнакомых людей объединил не просто факт совместного просмотра, а желание хором подпевать героям картины. В конце уходящего 2016 - начале 2017 года уфимского зрителя также ждут отечественные кинопремьеры. 22 декабря в прокат вышла пятая по счету часть комедии «Елки» режиссера Тимура Бекмамбетова. Более ярким событием может стать стартовавшая в конце декабря историческая эпопея «Викинг», собравшая целую плеяду талантливых и известных актеров: в картине снялись Данила Козловский, Игорь Петренко, Светлана Ходченкова, Кирилл Плетнев. Однако, как показывает практика, фильм с историческим подтекстом, несмотря на громкие имена и закрученный сюжет, может и не собрать хорошую кассу. Для детской аудитории в кинотеатрах с 29 декабря идет продолжение популярного отечественного мультфильма «Снежная королева-3». Театральные каникулы Помимо кино уфимцы в новогодние каникулы посещают театры. Горожане могут выбирать из десятков постановок различных жанров, художественных стилей, к тому же идущих на трех языках. В дополнение к традиционному набору из оперного, драматического и кукольного театров, в нашем городе есть Молодежный и два крупных национальных театра. Режиссеры, в отличие от коллег из кино, обычно не стараются приурочить премьеры своих спектаклей специально к новогодним праздникам. Неизменной остается и цена билетов, которая в коммерческом кинопоказе часто корректируется, исходя из интереса зрителей и времени, прошедшего с момента премьеры. Как пояснили в Русском драматическом театре, если рассматривать ситуацию в целом за год, можно выделить три точки роста посещаемости спектаклей. Первая - начало сезона, которое обычно приходится на конец сентября, вторая – новогодние каникулы, третья – Международный день театра, отмечаемый 27 марта. Если средняя заполняемость большого зала в обычные дни составляет около 80%, то в указанные периоды доходит почти до 100%. При этом премьеры обязательно приходятся на начало сезона и День театра. В этом году 23, 24 и 30 декабря в Русдраме состоится премьера комедии «Улыбайтесь, господа!» по рассказам Григория Горина. Однако здесь нет каких-то специальных расчетов на посещаемость, просто постановка была готова именно к этому времени. Новогодние каникулы совпадают с зимними каникулами в школах. Поэтому большинство уфимских театров готовят специальные постановки для самых юных зрителей. В конце декабря премьера новой детской сказки прошла в Башдрамтеатре, а Молодежный театр презентовал сразу две: «Волшебная мельница» и «Как елку делили». Театр «Нур» представит сказку «Тайна заколдованной русалки», а Русский драматический, начиная с 31 декабря, будет показывать детский мюзикл «Снежная королева». - Эта постановка вот уже несколько лет пользуется особой популярностью, - пояснили в Русдраме. – О ней у нас начинают спрашивать уже в октябре, а за две недели до начала спектаклей все билеты бывают распроданы. Хотя современные дети не испытывают проблем в выборе развлечений, им, как и раньше, все же нужна живая сказка на сцене. Детские постановки идут в дневные часы, а вечером в театрах демонстрируются спектакли основного репертуара, причем труппы работают с большим напряжением – в конце декабря и в дни каникул постановки на большой и малых сценах идут практически каждый день. Поскольку в Новый год люди хотят ощущения праздника, многие театры корректируют свой репертуар, исключая драмы и отдавая предпочтение комедиям и лирическим историям. К примеру, Русский драматический в новогодние каникулы традиционно включит в репертуар мюзикл «Голубая камея». Хотя эта постановка идет с 2009 года, она пользуется неизменным интересом у зрителей, особенно в праздничные дни. Спортивный досуг Одним из главных видов досуга, способного принести массу ярких эмоций, сегодня прочно стал хоккей. Домашние матчи «Салавата Юлаева» на «Уфа-Арене» посещают около 200 тысяч человек в год. С учетом болельщиков, следящих за событиями по телевизору или в Интернете, число зрителей каждой игры возрастает до нескольких сотен тысяч человек. Причем по статистике посещаемость матчей в регулярном чемпионате бывает максимальной именно зимой. Хоккей на крытой арене появился в Уфе в ноябре 1967 года, когда свои двери распахнул Дворец спорта. Правда, особых успехов на его льду команде «Салават Юлаев» добиться не удалось. Наивысшим достижением за советский период стало 11-е место в высшей хоккейной лиге СССР. В чемпионатах России лучший результат (5-е место) был достигнут в сезоне 2006/2007 годов. Именно в середине 2000-х стало ясно, что без создания новой современной игровой базы команда не сможет реализовать свой потенциал и бороться за звание чемпионов. Дворец спорта, вмещавший всего 4 тысячи зрителей, морально и физически устарел, а в соседних регионах один за другим вводились современные ледовые комплексы с трибунами на 8-10 тысяч зрителей. Решение строить новый ледовый дворец на месте стадиона «Труд» было принято в 2005 году. Уже в августе 2007-го «Уфа-Арена», вмещающая 8 тысяч зрителей, была сдана в эксплуатацию. И результат не заставил себя долго ждать. 11 апреля 2008 года «Салават Юлаев» впервые в своей истории стал чемпионом России, а 16 апреля 2011-го повторил успех, став чемпионом Континентальной хоккейной лиги (КХЛ). Именно тогда хоккей стал для республики не просто спортом номер один, но и фактором, объединившим сотни тысяч людей, ставших преданными болельщиками. Билетная стратегия За последние пять лет ситуация в КХЛ сильно изменилась – в лиге появилось множество сильных команд, и конкуренция за чемпионский титул стала значительно жестче. Это сказалось на результатах игры «Салавата Юлаева» и посещаемости домашних матчей, где стало появляться заметное число незанятых мест. Однако, имея не самый большой бюджет, команда становилась бронзовым призером Континентальной хоккейной лиги в 2014 и 2016 годах. В этом сезоне средняя заполняемость 8-тысячной «Уфа-Арены» возросла на 500 человек, или 8% на фоне падения средней посещаемости игр в целом по КХЛ. Рост зрительского интереса можно объяснить как более успешной, чем в прошлом году, игрой команды в чемпионате, так и новой ценовой политикой клуба. С началом сезона была снижена стоимость билетов и абонементов в некоторые сектора. Теперь самый доступный абонемент «Чемпионат» стоит 4900 рублей (в прошлом году 5500 р.), а самый дешевый билет - 150 рублей (в прошлом году 200 р.). Для болельщиков с детьми был предложен новый продукт: семейный сектор. 50-процентные скидки при покупке мест в определенных секторах предлагаются студентам и пенсионерам. - Главным эффектом новой билетной стратегии стало то, что в этом сезоне мы стали одним из немногих клубов КХЛ, увеличивших свою среднюю посещаемость по сравнению с прошлым годом: таких в лиге всего 6 из 29, - рассказал пресс-секретарь ХК «Салават Юлаев» Андрей Юртаев. - Пока в среднем на наши домашние матчи ходит на 500 человек больше, чем год назад. И на данный момент мы занимаем 10-е место в КХЛ по средней посещаемости. Если брать только российские клубы, то мы на 7-м месте. По данным пресс-службы «СЮ», продажа билетов и абонементов дает более половины от всей коммерческой выручки. - Понятно, что речь не идет о том, чтобы клуб получал прибыль, - продолжает Андрей Юртаев. - Но тех денег, которые мы зарабатываем сами, хватает на содержание «Уфа-Арены» и Дворца спорта, на улучшение качества услуг, предоставляемых болельщикам, на экипировку для СДЮШОР. В 2016-м, например, для спортивной школы был куплен новый автобус. В новогодние каникулы «Салават Юлаев» проведет три матча на выезде 3, 5 и 7 января и, хочется верить, подарит болельщикам интересную и результативную игру. Но главное хоккейное событие этой зимы состоится с 15 по 22 января. На льду «Уфа-Арены» пройдут Матчи звезд Молодежной, Женской и Континентальной хоккейной лиги, которые наверняка надолго запомнятся всем уфимским болельщикам. Отметим, что молодежный Матч звезд уже проводился в столице республики в 2011 году, а остальные пройдут у нас впервые. Причем Матч ЖХЛ вообще станет первым в истории. Также впервые в истории российского хоккея все Матчи звезд пройдут в одном месте и в одно время.
Алексей ФАТЫХОВ |
|
|