|
РУБРИКА "Невредная привычка"Искусством по национализму
«Я больше не Томас. Теперь я Хамза!» - произносит немецкий юноша, сжигая семейные фотографии. Нить взаимопонимания с родителями, если и была, давно порвалась: по мнению матери, спрашивать, что не так в жизни сына - значит превратиться в «наседку». Что касается отца, складывается впечатление, что он скорее отчим: так мало между ним и юношей общего, несмотря на то, что он хочет оставить ему свою аптеку. Кажется, что это совершенно чужие друг другу люди, но семьи бывают разные… Друзья и бессмысленные интернет-игры надоели, к девушкам-немкам поди подступись, уж больно самостоятельны. Чтобы как-то сладить со всем этим, Томас покупает видеокамеру и начинает фиксировать свою жизнь, и вскоре в объектив попадает скромная красавица в хиджабе… Так герой оказывается на курсах изучения арабского и Корана. Его защищают от агрессивных соотечественников, он несколько раз видится с девушкой своих грез, затем ее «опекун» твердо, но тактично объясняет, что общего будущего у них нет, а отец Лейлы «погиб за правое дело» - то есть был шахидом. В отчаянии юноша соглашается на все, что предлагают новые «учителя жизни» - и оказывается в Чечне, в группе боевиков (продолжая снимать «фильм о своей жизни»). То, что новая вера под натиском реальности быстро испаряется, боевым товарищам неважно. Убивать и минировать дороги все равно приходится (тем более что бывший Томас, собственно, драться и отстаивать свою позицию не привык, а привык подчиняться). Тем временем на военной базе посреди живописных гор Чечни, где так много прекрасных мест для засады, служит спецназовец Алексей Басаргин, которому скоро предстоит возвращение домой - к жене и сыну. Он тоже фиксирует свою жизнь на пленку. Встреча героев неизбежна, как и расплата «Хамзы» за содеянное по чужой подсказке… И, несмотря на некоторую наивность фильма, главная мысль оказывается верной: юноша из благополучной страны и семьи (казалось бы) на поверку оказывается лишенным корней, привязанностей и убеждений, легкой добычей вербовщиков. - Во время съемок фильма к годовщине второй Чеченской войны ко мне попали видеокассеты с личными съемками как спецназа ГРУ, так и боевиков, найденные после боя в блиндаже под селением Сержень-Юрт, - рассказал Артем Темников. - В кадре время от времени слышалась немецкая речь, позднее стала известна история Карла Томаса Фишера, воевавшего в Чечне. Но фильм снят так, чтобы было непонятно, когда произошли события: десять лет назад или только вчера. Сейчас ведь в Сирии и Ираке происходит то же самое: среди боевых единиц террористического Исламского государства не только немцы турецкого происхождения и французы арабского, но и коренные европейские молодые люди, в том числе около двух тысяч россиян. Объединенные общей темой, фильмы фес тиваля тем не менее очень разные. В «Моей родне» Родиона Исмагилова жизнь и обычаи Азербайджана показаны с некоторым недоумением - глазами 10-летней москвички Лолиты, которая впервые приезжает на родину отца. Однако, несмотря на чуждые обычаи, дипломатические промахи новой родни, непривычную деревенскую жизнь, в сознание героини и зрителя постепенно проникают великолепные горные пейзажи, радость от того, что практически в каждом доме окрест живут родственники или друзья, и понимание: от своей крови не открестишься. В «Побеге из Москвабада» Дарьи Полторацкой Мария Машкова играет молодую провинциалку, обосновавшуюся в Первопрестольной всего пару лет назад. Не так давно от рук гастарбайтера погиб ее близкий друг Андрей. Маша - инспектор ФМС, и свою работу по борьбе с нелегальной миграцией она выполняет теперь с удвоенной энергией. Другая сторона в драме - Хасан, таджик и осведомитель ФМС, презираемый своими соплеменниками. В итоге разница в положении героев оказывается невелика… Один лишь эпизод из фильма уже выдает главную мысль авторов. - Я сам в Казани институт окончил, - говорит приезжий с юга. Он радуется, что нашел нечто общее с собеседником, видит в нем такого же человека, тем более что родились они в одной стране. Однако тот (явно наделенный какими-то полномочиями) тут же объясняет ему преимущества своей белой кожи и русых волос, которые делают его хозяином этой земли - в отличие от всех приезжих, где бы они ни учились. В очередной раз мы видим: унижая человеческое достоинство другого, «хозяин» лишается его сам. Короткий фильм «Земляк» Анастасии Зверьковой повествует об уроженце Мали Франсуа Дембеле, который хотел непременно жить в Советском Союзе - идеальной стране своего детства… и стал водителем троллейбуса в Иркутске, а еще иногда пробует себя в качестве «прогнозиста погоды» на местном ТВ. И воспринимает ситуацию со здоровым юмором, без которого не выжить среди сибирских морозов. Документальная лента Владимира Эйснера «Русские немцы» - о немцах Поволжья, сосланных во время войны в Казахстан и Алтайский край, работавших в шахтах и на лесоповале. И думается, что документалистика при рассказе о боли прошлого и настоящего - только первый шаг, что острые проблемы заслуживают настоящего большого художественного кино с ярко выписанными героями; конфликтов, явленных в действии, а не рассказанных очевидцами, заслуживают полных залов. Подвиг разведчика, уроженца села Богородское Николая Киселева заслуживает, чтобы о нем узнал весь мир, не меньше, чем благодеяние Оскара Шиндлера. Именно такую картину - остроактуальную, взрослую, и притом отличный образец настоящего кино - представил уфимцам один из сценаристов шоу «33 квадратных метра», но давно уже самостоятельный режиссер Евгений Шелякин. Завязка «Ч/б» такова: правильный русский мужчина, спортсмен и националист Ярослав (Алексей Чадов) внезапно обнаруживает, что в качестве небесного защитника приобрел жуликоватого типа по имени Нурик (Мераб Нинидзе). («Ничего себе ангел-хранитель!» - «Какой человек, такой у него и ангел!») Защита Ярославу тем не менее нужна, ведь за ними гонится… конечно же, мафия! (В роли ее главаря, любителя русской словесности - Сергей Маковецкий). Путешествуя по просторам родины, герои успевают высказать все, что они думают друг о друге («Наши культуры несовместимы! Мы не палим из автоматов на свадьбах!»), проявить свои лучшие качества, а также основательно саморазоблачиться. Ах, это восточное галантное и в то же время потребительское отношение к женщинам, беспринципность, умение не забывать о своей выгоде, любовь к шику-блеску! Но и умение договариваться, когда нужно, и особое чувство собственного достоинства. Однако если Нурик - весь на виду, то с Ярославом, вроде бы обычным русским парнем, не все так ясно. Он рвется обратно в Москву, чтобы успеть на суд. Вот только для того, чтобы восторжествовала справедливость, на суде он должен солгать. И уж вовсе не симпатично выглядят националисты, которые не собираются вот так просто отпускать члена своей банды, и аргументы их не кажутся столь убедительными… Словом, порядочность - свойство конкретного человека, а не нации, а ее отсутствие никакими лозунгами не прикроешь. И все это остро актуальное содержание укладывается в живую и чрезвычайно смешную «дружеско-дорожную комедию». Участниками фестиваля стали также режиссеры из Индии и Китая. - Почему вы больше не смотрите индийские фильмы, ведь когда-то прокат в СССР приносил нам колоссальные сборы? – задал встречный вопрос журналистам режиссер Сарфараз Алам (кстати, выпускник Университета имени Патриса Лумумбы, член команды КВН РУДН). И предложил нашим кинотеатрам четыре фильма в разных жанрах. Фестиваль индийского кино, прошедший чуть раньше, доказывает: сегодня Болливуду подвластны самые сложные темы. Фильм самого Алама «Слезы Нандиграма» - о противостоянии жителей деревни американскому концерну, который решил построить в ней химический завод. В борьбе за свой традиционный образ жизни сплотились мусульмане и индуисты - и победа была достигнута, хоть очень дорогой ценой. Это уже образец настоящего авторского кино, без всякого свойственного Болливуду глянца. - Сейчас в Индии снимается российский фильм на сюжет гоголевского «Вия». А мы в России ищем натуру для съемок индийского фильма, - продолжил индиец завлекать аудиторию. - Это у нас распространенная практика. Я сам езжу по разным городам в поисках какой-то необычной картинки, и Уфа мне понравилась. Город по-своему красив. Мне представляется следующий сюжет: главный герой приехал к вам учиться и остался жить, у него родились дети, они воспитываются в российских традициях, однако чувствуют желание вернуться к своим корням… Вот вам и конфликт. И в самом деле, почему бы нашим кинотеатрам не разбавить приевшуюся голливудскую продукцию красками Индии, не начать совместный проект? Наверняка зритель от этого только выиграет.
Екатерина КлимовиЧ |
|
|