|
РУБРИКА "БУДНИ МЭРА"Давай расти вместе!
А писать дневник приемная мама стала в 2009 году, когда прибавилось сразу трое ребят... Тогда Фатьяновы победили в городском конкурсе в номинации «Лучшая опекунская семья» и подумали: «А не взять ли нам еще одного ребенка?». Собрали документы, прошли учебу в школе приемных родителей. Однажды в их квартире раздался звонок. - Меня пригласили приехать в опеку, - вспоминает Ольга Сергеевна, - и показали фотографию троих детей – брата и двух сестер. «Можно звонок другу?» - пошутила я и позвонила мужу и сыну. Они согласились. Что было потом, вы узнаете из дневника.
День первый Вчера готовили комнату: установили двухъярусную кровать, освободили ящики для вещей, разделили игрушки на те, что можно брать, и те, что пока уберем на шкаф. Едем на двух машинах, так как просили за детьми приехать всей семьей. Старшему Косте – 11 лет. Вижу совсем потерянного ребенка, в глаза не смотрит и на все соглашается. Вот и познакомились. В соседнем кабинете девочки играют с психологом, мы заходим к ним. «Ура, Костя пришел!», - радуется шестилетняя Юля, словно не замечая нашего появления. «Ребята и девчата! - бодро говорю я, - предлагаю поехать к нам в гости». «Ура!», - опять реагирует девочка. Пятилетняя Женя молча идет за сестрой. Оказалось, одеваться девочки сами не умеют. Вместе справляемся с непослушными замками, пуговицами и шнурками. «О, сколько у вас места! А кушать будем?» - спрашивает Юля. Едят хорошо и много, но посуду за собой убирает только Костя. Лена уходит на танцы, Саша на занятия, муж на работу, остаюсь с детьми одна. «А можно игрушки?», - спрашивает Юля. Показываю коробку и иду на кухню. Возвращаюсь через 10 минут и едва сдерживаю удивление: весь пол усеян вещами и игрушками. Даже то, что было в шкафах, валяется повсюду. Дети рассматривают свои трофеи, не играют. Женя перекладывает игрушки с одного места на другое. «А можно книжку посмотреть?» - это опять Юля. Я киваю. «Ура! Здесь все можно!». И тут же все книги из тумбы вываливаются на пол. Восемь вечера. Надо идти за Леной. Решила взять с собой девчонок. Юля идти совсем не может, скользит, падает, веду за руку. Дома открывается загадка ее падения: обувь на два размера меньше! Все, всем спать, на сегодня событий достаточно. День второй С утра звонят из опеки: «Ну как вы? Как дела? Как дети? Не плачут?». «Да нет, пока не собираются», - успокаиваю я. Лена у нас танцует с детства. Занятия хореографией и музыкой помогли ей преодолеть задержку психического развития, которой страдают все дети из казенных учреждений. Сейчас она учится в лицее на «4» и «5». Дома много грамот, медалей, фотографий и видеозаписей с различных конкурсов. Она показывает девчонкам свои медали и предлагает Юле: «Хочешь танцевать?». Реакция девочки неожиданная: - убегает в детскую, забирается в дальний угол кровати: «Нет, там, наверное, плохо, я лучше буду тут тихо сидеть». Лена с Женей наряжаются в гимнастические купальники, танцуют под музыку, но уговорить Юлю присоединиться к ним не удается. Теперь о Жене, у нее диагноз ЗРР, что она говорит, понять невозможно. В роли переводчика выступает Юля, и видно, что обеих сестер это устраивает. Саша решил заниматься с Женей. Он показывает конфету и проговаривает слово. После того как произношение освоено, девочка получает конфету. Я против такой методики: как бы ребенок не переел сладкого… Но в результате к вечеру Женька усвоила пять слов и не отходит от Саши. Вообще она очень позитивный ребенок, смело берется за любое дело. А это значит, что и говорить тоже научится.
Прошло два дня Утро. Муж по дороге на работу завозит Костю в школу, Саша на уроках. Я и девочки дома, у Лены вторая смена. С утра она разминается, и Женя с ней - за компанию. Неожиданно Юля говорит: «Мне тоже надо купальник, я попробую». Несколько раз во время разминки она прячется в своей норке – на кровати. Лена убегает на уроки, а мне пора забирать Костю – он пока учится далеко от дома, в старой школе. Девчонок оставить не с кем, идем вместе. На обратном пути Женя неожиданно капризничает: ложится на снег и отказывается идти. Беру ее на руки: «Я бы тоже хотела тут остаться, но дома Саша ждет, обедать будем». То ли волшебное слово «Саша», то ли «обед», делают свое дело, и Женя соглашается идти сама.
Конец первой недели Костя делает уроки. Проверяю сочинение, написано слабо, тема не раскрыта. Начинаю объяснять, как построить план - в ответ он начинает плакать. Глажу по голове: «Жизнь не простая, школу надо менять, по маме скучаешь, неужели будем о сочинении плакать?». «Нет, не будем, а поможешь?» - спрашивает он. На том и договорились. У Кости с учебой легче, чем у Лены. Она много занимается, с вечера учит, утром повторяет, но пятерку удается получить не всегда, а другая оценка ее не устраивает. У Кости все готово минут за 30-40 и обычно без ошибок. Ввожу традицию читать дочкам перед сном, мальчики сами читают, не оторвешь. Юле нравится.
Выходной Все домашние дела стараемся делать на неделе, а воскресенье проводить интересно. До леса доехали на машине, а дальше пешком. Спуск к реке крутой, хорошо, что каталки взяли. Переходим через железнодорожные пути, смотрим на проходящие поезда. Девчонкам все в новинку. Снег валит хлопьями, по замерзшему льду переходим реку, на другом берегу устраиваем зимние игры. Дети набегались, наигрались, пора домой. Обратно дошли с трудом, Женя ехала у папы на шее, Саша помогал Юле, Лена – испытанный боец, Костя подустал, но все очень довольны. Спрашиваю, часто ли раньше ходили на такие прогулки. Вы были на море, озере, в саду, в зоопарке, видели ледоход, висячий мостик, лебедей в парке? Ответ один: «Я телевизор смотрел, и во дворе гулял, с деньгами было трудно». Так что впереди планов громадье: театры, музеи, цирк и планетарий. Совместный досуг очень сплачивает.
И снова будни Мальчики с утра в школе, Лена повторяет уроки, а девочки смотрят телевизор. Это пока единственный выход, чтобы я могла заняться домашними делами. Немного о Юле. Ей в этом году в школу, а она «дичок». При встрече со сверстниками начинает странно себя вести: гримасничает, трогает их, тыкает пальцем. Дети реагируют соответственно. На вопрос о школе забирается в дальний угол кровати: « Нет, не хочу. Там плохо, я буду тут тихо сидеть». Достаю красивый ранец и платье для школы, Лена рассказывает про подружек и пятерки, но Юля молчит. « Я! Я хочу!» - кричит Женя. Когда все выходят из комнаты, Юлька наконец покидает свое убежище и разглядывает вещи. «Я подумаю», - говорит она. Женя очень хочет быть маленькой: говорит как малыш, не желает одеваться сама, но самое главное отказывается отвечать за свои поступки. «Я мая (маленькая)!» - оправдывается она, что-то сломав или испортив. При этом соображает быстро и шустрее сестры. Вот и сейчас собираемся гулять, она уже скачет в болоньевых штанах, а Юля второй раз колготки задом наперед одевает. «Я моневу!( (первая)», - радуется Женя. Юля замирает в скорбящей позе.
День за днем Постепенно жизнь входит в обычное русло. Перевернутый дом вновь встает на ноги. Каждый день приносит новые знания и навыки. Работаем над понятием свое-чужое, оно у новеньких совсем отсутствует. Все, что видят глаза, считается своим. Взятая с Лениной полки заколка со словами «Ой, я что-то нашла» переезжает к Юле в карман. Лена возвращает свою вещь на место: «Это моя полка и заколка тоже». Есть и радостное событие. Сегодня Юля, примеряя форму, сказала: «Ладно уж, схожу в вашу школу!». Новые проблемы, новые успехи Проблемы с Костей. Деньги, которые я дала ему на питание, до учителя не дошли. Отношу сумму лично, ситуация неприятная, но Косте хоть бы хны: стоит с невинным лицом. Оставляем вопрос до «вечернего совета». Настроение у сына портится: он явно не ожидал, что отвечать придется перед всей семьей. Сознается, на что потратил. Говорим о доверии и чести, лишаем карманных денег на неделю. Сегодня идем на «подготовку» с Юлей. Она волнуется, но держится молодцом. Учителя я предупредила. Жду в вестибюле. Результат превзошел все ожидания. «Мамочка, почему мне раньше никто не сказал, что в школе так замечательно!» - радуется она. Первый позитивный опыт вдохновил Юлю сходить на танцы. Сегодня у Лены турнир. Женю берем с собой. Усаживаю ее на свободное место, а сама помогаю Лене надеть платье, сделать прическу. Длится это долго. «Мам, мам», - пристает Женя. «Сиди, сиди», - отвечаю я, вновь занимаясь делами. Но вот терпение Жени заканчивается, и она четко спрашивает: « Еще долго?». Для меня это шок, я впервые слышу от нее ясную речь, понятную без «переводчика». Значит, может, если очень надо. Буду расти Юля сходила на танцы в школу искусств, и теперь они с Леной обсуждают это событие. Женя в беседе не участвует, но с интересом слушает. И вдруг: «Все пляшут, а я?!». « Так ты же маленькая!».- «А я буду расти!». «Очень хорошо, давай расти вместе!» - радуюсь я.
Продолжение следует Жизнь не стоит на месте. Женя окончила логопедический садик, справляется с программой математической школы на «4» и «5». Юля завершила начальную школу на « отлично», заняла первое место в районной олимпиаде, представляла свою школу на конкурсе «Ученик года». Лена поступила в хореографическое училище им. Нуреева и уже станцевала Машу в балете «Щелкунчик». Костя после 9 класса поступил в физико-математическую школу при УГНТУ. Саша - студент Авиационного университета. И снова на семейном совете мы решаем взять в семью троих детей. Они кровные брат и две сестры, им тоже нужна хорошая семья. Теперь нас восемь.
Заведующая отделом психологической помощи центра «Семья» Эльза Ахметова: - С проблемой адаптации сталкивается каждая приемная семья. Притираться приходится и взрослым, и детям. Ребенок должен освоить новые нормы и правила, сформировать привязанность к родителям и наладить отношения с другими членами семьи. Адаптация отца и матери предполагает принятие и освоение новых функциональных ролей, формирование адекватного образа ребенка, становление продуктивной родительской позиции. Психологи рекомендуют установить четкий режим дня, не нагружать ребенка знаниями, а сделать акцент на эмоциональное развитие, но не перегружать его яркими впечатлениями, так как сильные эмоции дестабилизируют психику. Необходимо создать спокойную домашнюю обстановку: ограничить встречи с другими взрослыми и детьми, на первых порах не посещать кружки и секции, образовательные учреждения. Надо чаще общаться с ребенком, но не оценивать его поведение. Также маме важно думать и о себе, только в этом случае она сможет дать воспитаннику то, в чем он нуждается. И самое главное - не стоит рассчитывать на быстрые результаты. Во время адаптации потребуется много любви, терпения, физических и эмоциональных сил.
Светлана ЯНОВА |
|
|