РУБРИКА "СВЕЖО ПРЕДАНИЕ"Происхождение уфимского княжеского рода Ураковых
История этого рода уникальна. Во-первых, это единственный дворянский род, пожалованный княжеским достоинством именно в Уфе. Во-вторых, Ураковым удалось раньше других уфимцев достичь генеральских чинов. Уже к XVIII веку двое из представителей семейства за свои воинские подвиги были удостоены высшей военной награды империи - ордена Святого Георгия.
Полковник Алексей Васильевич Ураков успешно командовал башкирскими подразделениями в ходе войн с французами, и его имя по праву занимает почетное место в списке героев 1812 года. Генерал-майор Афанасий Егорович Ураков стал одним из героев Кавказской войны 1770-1777 годов. Будучи трижды ранен, он тем не менее в 1777 году получил от правительства задачу привести в российское подданство чеченцев. Благодаря успешным переговорам А.Е. Уракова с чеченским шейхом Мансуром России удалось на 10 лет установить мир на своей кавказской границе. Интересно то, что среди родственников генералов были и противники царской власти. Матерью известного поэта и революционера Михаила Илларионовича Михайлова, родившегося 4 (16) января 1829 года в Уфе, была Ольга Васильевна Уракова. Михаил Илларионович учился в уфимской гимназии, затем в Петербургском университете. В конце 1850-х - начале 1860-х годов Михайлов был одним из видных деятелей революционного подполья России. Весной 1861 года выезжал в Лондон для печати прокламации «К молодому поколению». В 1861 году по возвращении из-за границы Михайлов был арестован по делу о распространении революционных прокламаций в Петербурге. Осужден и приговорен к каторжным работам на 12 лет. В 1862 году сослан на каторгу в Сибирь. Отбывал наказание на Казаковском золотом прииске. На каторге организовал школу для детей рабочих. Осенью 1863 года переведен в Горный Зерентуй, затем - в деревню Кадаю. Здесь к концу 1864 года завершил роман «Вместе», дополнил «Записки» «Сибирскими очерками». Скончался в Кадае, возле Нерчинского завода. Однако наибольший интерес для краеведов представляет тот факт, что род Ураковых имел непосредственное отношение к истории Башкирии еще в те времена, когда Ногайская орда и Казанское ханство переживали свой расцвет, а московские князья еще не завершили собирание русских земель в единое государство. Откуда это стало известно? В 1686 году дети боярские - Иван Семенович и Семен Богданович Ураковы - подали челобитную, в которой просили утвердить за уфимской ветвью их рода княжеский титул. Основанием для такой просьбы стала представленная Ураковыми родословная запись, в которой начало рода возводилось к некому мурзе «Олчагиру» и его сыну Ураку. Они так же отметили, что их родственники «и до ныне владеют в Крыму Казыевым улусом». Олчагир или Алчагир хорошо известен как по документам Посольского приказа XVI века, так и по башкирским родовым преданиям. Историк Ногайской орды В.В. Трепавлов установил, что ногаи утвердились в Башкирии еще в конце XV века, когда ногайские мурзы, братья Муса и Ямгурчи, заняли летнее кочевье на реке Белой. Алчагир был сыном Мусы. В башкирских шэжэре Алчагир назван Алтакаром. Он стал героем предания, записанного П.И. Рычковым от башкирского старшины Кидряса Муллакаева. Этот ногайский мурза отделился от некоего хана и прикочевал на Эмбу. Оттуда, усилившись, он начал нападать на «хана» Басмана, который проживал в Башкирии, пока не убил его. После этой войны Алтакар установил свою власть над всеми башкирскими ногайцами. Впрочем, судя по официальной переписке с московским князем Василием III, Алчагир-Алтакар претендовал на более высокое место в Ногайской орде. Он считал, что господство в Башкирии дает ему все основания для того, чтобы стать бием, т.е. главой всей орды. Однако в столице Ногайской орды – Сарайчуке утвердился другой сын Мусы – Саид-Ахмет. К 1519 году имя Алчагира исчезает из дипломатической переписки. Башкирские шэжэре говорят о том, что он был убит Акназаром - будущим правителем Казахского ханства. Первенцу Алчагира – Мамаю все же удалось занять престол в Ногайской орде в 1522 году. У него были не менее известные младшие братья - Кель-Мухаммед, который в местных шэжэре получил имя Кара-Килимбета и Урак. Ни об одном из ногайских аристократов XVI века не сложено столько фольклорных произведений, как об Ураке. Будучи еще ребенком, он якобы вызывал восхищение у своего дяди Мамая. Тот выпросил его у Алчагира на воспитание и вырастил богатырем. Ногайский эпос утверждает, что Урак стал бием после Мамая. Однако правителем Ногайской орды Урак никогда не был. Но как воин прославил себя на крымских равнинах, в предгорьях Кавказа и на просторах казахских степей. В самом начале 1520-х годов он сражался с отступающими казахами и в одной из битв убил одного из их правителей. Затем под командованием Мамая громил крымские войска хана Мухаммед-Гирея. Не занимая правящего положения, Урак тем не менее вошел в башкирский, ногайский, казахский, дагестанский фольклор в качестве легендарного богатыря, воплотившего в себе все доблести степного рыцарства. В середине 50-х годов XVI века старший сын Урака – Гази (Казы) переселился на Северный Кавказ и основал собственный улус, будущую Малую Ногайскую орду. Этим Казыевым улусом владели родственники уфимских дворян Ураковых еще в конце XVII века. В народной памяти почитание Урака было настолько велико, что именно с его именем связывали основание на Кавказе нового государства ногаев. Ногайский дастан характеризует его следующим образом: «Выйдя из Урупа, с черкесами танцевавший, перевалив через Урал, с башкирами кочевавший, Не ты ли это — Орак-богатырь?». Время и обстоятельства смерти Урака неизвестны. Дастан гласит, что он был убит по наущению мурзы Исмаила в борьбе за власть в Ногайской орде. Впрочем, документы свидетельствуют о том, что еще в 1535 году Урак кочевал в Западной Башкирии в направлении реки Камы. Поскольку первому сыну Урака - Гази было суждено стать основателем нового государства, которое впоследствии сыграло важную роль в истории Крымского ханства, то историки не обратили внимания на других его сыновей. К примеру, в своем исследовании, посвященном русским княжеским родам ногайского происхождения, В.В. Трепавлов даже не отметил ветвь уфимских Ураковых. Основоположником уфимского рода стал служилый новокрещен Рудак Федоров. Еще в 1594 году, т.е. через 8 лет после официального основания русской крепости, он получил поместную дачу по Сибирской дороге в десяти верстах от города. Этот тракт начинался от уфимского Кремля и пересекал реку Белую в восточном направлении. В 1609 году Рудак попросил отвести ему пустующие пашни Шугуровой деревни. Кем приходился Рудак Федоров ногайскому мурзе Ураку бин Алчагиру? Судя по времени жизни, а служилый новокрещен Рудак Федоров умер своей смертью в 1629 году, он не мог быть сыном мурзе Ураку, погибшему в конце 30-х годов XVI века. Вместе с тем, уфимский новокрещен вполне годился Ураку во внуки. Интересно, что прозвище Рудак было весьма распространено в России в XV-XVII веках. Оно обычно давалось рыжим или краснолицым людям. Среди уфимских дворян подобные прозвища употреблялись даже в официальных документах. Так, в уфимских грамотах XVII века отмечены Потеха Уракова, Енурус Каловский, Пороша Волков, Алабаш Киржацкий, Грибан Брехов и Пятой Писемской. Подобными языческими прозвищами-оберегами пользовались параллельно с православными именами, которые легко устанавливаются по отчествам детей. Однако православное имя Андрей отмечено у Рудака Федорова еще в 1594 году. Сложнее обстоит дело с выяснением отчества Андрея-Рудака. В 90-е годы XVI века Рудак указан как служилый новокрещен, но как показывает уфимская практика XVII века, нередко новокрещенами считались внуки и даже правнуки лица, принявшего святое крещение. Тем не менее есть основание считать, что Рудак-Андрей был первым христианином в роду уфимских Ураковых. Основанием для этого предположения является не только то, что он служил толмачом, т.е. переводчиком. Дело в том, что этот новокрещен умел писать на тюрки. Подобными навыками обладали только те, кто проходил обучение у мусульманских духовных лиц. По этой причине следует полагать, что отчество «Федоров» – это имя не настоящего отца Андрея, а священника, производившего обряд крещения. Кстати, в Уфе в начале XVII века действительно отмечен некий «троецкий поп Федор Савостьянов». Можно ли вообще установить имя подлинного отца Рудака-Андрея? В 1640 году на Рудака Федорова подали челобитную служилые новокрещены и толмачи города Уфы. Они обвиняли его в присвоении чужого отчества и незаконном переходе из служилых новокрещен в уфимские дворяне. Челобитчики ссылались на документы, в которых Андрей и его сыновья написаны не Ураковыми, а Белекбулатовыми. Ураковыми же они стали записываться после «ложного» производства в дворяне. Челобитчики указали, что до 1629 года полное имя сына Рудака писалось как Андрей Рудаков сын Белекбулатов. Откуда взялась фамилия Белекбулатов? В XVI-XVII веках фамилии (родовые имена) только появляются в России. Первые фамилии возникали от имени деда, поэтому они так и назывались «дедичества». Следовательно, одного из сыновей мурзы Урака звали Белек-Булат. Имя это, кстати, встречалось среди потомков ногайского бия Мусы. Однако фамилия Белекбулатовых не закрепилась, а дети Рудака-Андрея предпочли в качестве родового имени использовать не имя деда, а имя прадеда - прославленного батыра Урака. Были еще и более прагматические соображения. Дело в том, что у сыновей Рудака-Андрея обнаружился двоюродный брат Иван в Ярославле. Его сын - Яков Ураков к концу XVII века достиг придворного чина стольника. В среде провинциального дворянства было принято поддерживать хорошие отношения с перспективными родственниками. Но главное заключалось в том, что дети Урака в Крыму вошли в узкий круг правящей элиты ханства. Несмотря на враждебные отношения между Москвой и Крымом, такое родство могло положительно сказаться на карьере уфимских дворян. Чем закончилось дело с обвинением Ураковых в использовании чужого отчества? Иск служилых новокрещен не был удовлетворен. За детьми Рудака сохранили дворянскую фамилию Ураковых, которая просуществовала до XX века. Немалое значение сыграло то обстоятельство, что переводом сыновей Рудака в дворянский список занимался зять Антона Андреевича Уракова – Федор Иванович Каловский. Этот человек в то время был головой уфимских стрельцов, т.е. по значению должности в городе был вторым после уфимского воеводы. Интересно то, что правнуки и даже более отдаленные потомки Рудака Федорова не обрусели полностью. Несмотря на то, что Ураковы традиционно женились на русских, многие поколения княжеского рода сохраняли не только знание языка, но и культуры тюркских народов. Уфимский дворянин В.А. Гладышев, сыгравший важную роль в принятии в российское подданство каракалпаков, в 40-е годы XVIII века рекомендовал в качестве дипломата для ведения переговоров с ханом Младшего жуза Абулхаиром поручика Ивана Васильевича Уракова, который «родом уфимец и по-татарски говорить действительно умеет, и их все обычаи и права довольно знает и положенного дела без упущения справить может».
Булат АЗНАБАЕВ |