РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"Когда рассеется туман
В феврале на экраны Башкортостана выходит короткометражная картина Айнура Аскарова «Пусть ветер унесет мои слова». Героиня фильма хочет устроить свое личное счастье. Но для этого она должна отказаться от собственных детей. Молодой женщине предстоит сделать сложный выбор. В реальную жизнь вторгается мистика…
О том, как снимался фильм, о проблемах, затронутых в нем, о месте башкирского кино, мы беседуем с продюсером студии «Аркаим продакшн» Фанилем Галимовым. - В последнее время в российском кино наблюдается стремление рассказать о нашей действительности с точки зрения человека из провинции. Почтальон Тряпицын Андрея Кончаловского, герои «Левиафана» Звягинцева. Правда, действительно, там, где человек ближе к своим истокам, природе? - Мы начали работу в 2013-м, когда эти картины еще не вышли в прокат и вокруг них не кипели ожесточенные споры. Съемки тогда пришлось прервать: стало понятно, что без серьезного финансирования фильм не вытянуть. В прошлом году мы выиграли президентский грант в пять миллионов рублей, добавили личные средства - и процесс пошел. Съемки проходили в августе в деревне Ишдавлетово Бурзянскорго района и в окрестностях Павловского водохранилища. Большую поддержку оказала киностудия «Башкортостан». Благодаря этому мы получили возможность сделать качественный продукт, используя новейшие технологии. Что касается правды. Шукшин, например, считал, что человек на земле более открыт миру. Возможно, потому что на селе не такой стремительный темп жизни, как в городе, и есть время задуматься о вечном. - Какой литературный материал положен в основу? - Сценарий написала драматург Шаура Шакурова по мотивам древне-тюркского эпоса «Сак-Сук» о птицечеловеках, обреченных материнским проклятием на вечные скитания. Действие фильма разворачивается в современной башкирской деревне, есть в нем и мистические моменты, заимствованные из древнего эпоса. - История главной героини Шауры достаточно типична. В чем, на ваш взгляд, новизна в раскрытии темы? - История стара как мир. Деревенскую девушку испортил город. Она не могла удержаться от соблазнов. Родила, худо-бедно растила детей, и теперь, когда, как ей кажется, подвернулся подходящий мужчина, хочет не упустить свой шанс. Проблема же гораздо глубже: героиня пожинает не только плоды собственного легкомыслия, она – порождение своей матери, которая, как выясняется, не утонула, а сбежала с заезжим артистом. Отец скрыл это от дочери. Теперь непутевая жена словно вернулась в лице Шауры. Его вина в судьбе дочери очевидна. В полной мере осознать свой поступок – проклятие собственных детей – ей помогают поту-сторонние силы. Ей снится, что один из сыновей попал в волчью яму, а другой бросается за помощью, но тут лес накрывает густой туман. Начинает действовать проклятие. Шаура бежит спасать своих детей, и туман отступает. Не ясно, видение ли это или происходит на самом деле. Мы оставляем финал открытым, давая зрителю надежду. В эпосе же близнецы обречены на вечные поиски матери. - Найти актеров на их роли было, наверное, не просто? - Искали долго. Требовались мальчики от семи до 12 лет с восточной внешностью, владеющие башкирским языком. Айгиз и Нургиз Такаловы живут в Зилаире. Братья из творческой семьи, очень активные. Боксеры, участвующие в соревнованиях различного ранга, вплоть до международных. К тому же поют, танцуют, все на лету схватывают. Нам с ними очень повезло. На роль Шауры режиссер пригласил молодую актрису Башкирского драмтеатра имени М. Гафури Юлию Галяутдинову, в роли отца снялся актер, директор Молодежного театра Азат Зиганшин. - Башкирское кино пока громко не заявило о себе. Что, на ваш взгляд, необходимо, чтобы его заметили? - Мы должны научиться делать качественное кино. Картинка, звук, актерская игра – все на высоком уровне. В нашем фильме, кстати, замечательная музыка, написанная композитором Камилем Абдуллиным. Записывали в Санкт-Петербурге - бюджет картины позволял. После проката планируем повезти картину на различные фестивали. Важно, чтобы нас заметили, и, возможно, вектор повернется в нашу сторону, и Госкино выделит деньги на новый фильм. В прошлом году в Уфе прошел Международный кинофестиваль «Акбузат». В нем приняли участие режиссеры из многих стран. Показали свои картины, посмотрели, над чем мы работаем. Это очень важно для формирования имиджа республики, позиционирования себя в киноиндустрии.
Айнур Аскаров, режиссер: - Фильм снят в жанре мистической драмы. Он о том, как важно правильно воспитать своего ребенка. Мне кажется, надо очень верить, что у него все получится. На нашей героине лежит проклятие матери, которая бросила ее в детстве. Шаура может разорвать этот порочный круг, чтобы не повторить ее судьбу. Мы даем зрителю возможность самому решить, кто виноват. Новое башкирское кино для меня, прежде всего, профессиональное кино. Пока оно развивается по принципу: не благодаря, а вопреки. Но когда ты хочешь высказать, что у тебя накипело в душе, и небольшой бюджет не помеха. Юлия Галяутдинова, актриса: - Я впервые снялась в кино, вначале очень боялась: справлюсь ли. В том, что меня пригласили на эту роль, тоже есть что-то мистическое. Мы случайно столкнулись с режиссером на улице. Удивительно, но я никогда прежде не ходила по этой дороге. Наверное, судьба мне подсказала. Родом я из Белорецкого района, после школы приехала в Уфу. На этом наше сходство с героиней заканчивается. Шаура хочет взять от жизни все, но в то же время она не такая уж плохая мать. Несчастная, с двумя детьми, цепляется за каждого, как за соломинку, чтобы выжить. Очень жесткая, строгая. Выросла без материнской любви и своих детей хочет лишить ее. Но я ее не осуждаю: думаю, моя героиня примет правильное решение. Азат Зиганшин, актер: - История показалась мне интересной. Встреча с молодым режиссером из Санкт-Петербурга, который сам вырос в башкирской глубинке, оставила очень хорошее впечатление. Он не по годам мудрый. Мы с ним совпали во многих вещах. Мне кажется, что Айнур – очень перспективный режиссер и в будущем сможет достойно представлять нашу родину на самых высоких форумах.
Светлана ЯНОВА |