РУБРИКА "ГОД ЛИТЕРАТУРЫ"Гимназисты оживляют классику
- Прошу руки вашей дочери! – одиннадцатиклассник Мурат Шурмелев падает перед отцом невесты на колени. Она смущена, а папенька не может поверить своему счастью. Ну, знаете, даже в наше время такое увидишь не часто! А вот учителя гимназии №3 вместе со своими воспитанниками сей сцене рукоплещут. И есть чему. На их глазах оживает бессмертная комедия Гоголя.
Мини-спектакли – часть Мариинского бала, который проходит в гимназии уже шестой год. - Мы просто возродили старинную традицию, - говорит заместитель директора Альбина Андронова, - гимназистки XIX века не только прекрасно танцевали, но и представляли в антрактах короткие шуточные сценки. В этом году мы обратились к русской и зарубежной классике. Спектакль «Сияние глаз твоих благословляю…» никого не оставил равнодушным. Перед зрителями оживали не только картины великих художников, но и страницы книг. Воссоздать эпоху, почувствовать ее дыхание помогли костюмы, в деталях воспроизводившие моду позапрошлого века. Насколько нынешнее поколение сведуще в классическом «репертуаре», как относится к экранизациям произведений из школьных учебников – об этом и не только мы поговорили с учениками гуманитарного класса. - Если бы вам дали право изменить школьную программу по литературе, что бы вы оставили в ней? - Классику убирать нельзя, она – часть нашей культуры. - Сегодня мало читают, поэтому надо оставить все. - Программа, по сути, заканчивается литературой середины XX века, а мы давно живем в XXI. Получается, что ее сейчас нет? - Я бы, наверное, включил и произведения зарубежных писателей, того же Брэдбери, например. Там есть о чем задуматься, его рассказы философичны. - Почему бы не изучать книги Сергея Довлатова, связанного с Уфой? Мне кажется, они много дают для развития. - Совсем недавно вы писали сочинение. Какие темы выбрали? - Большинство остановилось на войне. Мне кажется, что ее выбрали не только потому, что в следующем году исполняется 70 лет Победе, но и потому, что на наших глазах происходит вооруженное противостояние на Украине. Совсем рядом. В тех местах, где когда-то воевали с фашистами, теперь сражаются с собственным народом. А там наши ровесники, которые говорят с нами на одном языке. Для них война реальна. - Выбрала «Конфликт поколений». Он всегда будет. У молодых небогатый жизненный опыт, мы более категоричны, амбициозны. Когда все впереди, кажется, что ты, как Базаров, можешь громко заявить о себе. Но порой все это остается только в мечтах. Посмеиваясь над Павлом Петровичем, Евгений сам попадает в ловушку. Любовь ломает и его судьбу. Смерть ставит точку в споре. - Чем опасно равнодушие? Я опиралась на «Евгения Онегина» и «Героя нашего времени». Когда душа человека мертва, ему все равно, что чувствуют другие, он думает только о собственных ощущениях. - Сегодня многие режиссеры интерпретируют классику по собственному образу и подобию, переносят действие в наше время… Как к этому относитесь? Согласны: чтобы привлечь внимание к литературе – все средства хороши? - Смотрела «Отцы и дети» в Русском драмтеатре. Ужасно, там от Тургенева ничего не осталось! - Надо бережно относиться к тексту, сохранять идею произведения. А если ты считаешь себя гениальным режиссером, то хотя бы сделать ремарку – по мотивам. - А мне кажется, что это – раскрутка бренда, и поступать так просто непорядочно. - Я прочитала пьесу Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна», а потом фильм увидела. Это две большие разницы. Режиссер, кажется, задался целью показать, что молодое поколение аморально, а таким людям, как эта учительница, нет места в этом жестоком мире. - Все-таки надо сначала познакомиться с первоисточником, а потом идти в кино или театр. Тогда ты еще имеешь право судить. Ведь наверняка постановщик изучил произведение вдоль и поперек. Я прочитала «Анну Каренину», через какое-то время увидела фильм с Кирой Найтли. И поняла, что если бы человек увидел только картину, он бы получил представление о романе, может быть, не полное, но основу точно. Экранизация – возможность посмотреть на произведение сторонними глазами. Для развития очень полезно. - Мне понравился телесериал по роману Булгакова. Если сделать все точь-в-точь, будет неинтересно. Кино – другой жанр, у него свои законы. - В этом году вышел фильм «Дубровский». И хотя режиссер изобразил главного героя в роли современного бизнесмена, мне все понравилось. Красивые актеры, именно такими я представляла Владимира и Машу. - Есть удачные экранизации по Достоевскому «Бесы», «Идиот». Говорят, что после их просмотра люди буквально кинулись перечитывать романы. Режиссер талантливый, поэтому, наверное, герои очень живые. Время – полтора века назад, костюмы, речь – а такое ощущение, что это сегодня происходит, потому что пороки-то те же. - Конечно, главная цель театральных постановок – привлечь внимание к литературе, - считает Альбина Юрьевна, - но те, кто в них играет, как раз любят читать и таким образом реализуют себя. В главном событии года примут участие около 60 старшеклассников и не только. На него съезжаются и выпускники. Поэтому бал проходит в феврале, когда у студентов наступают каникулы. В уже уходящем 2014-м ребята представляли сцены из «Ревизора», «Грозы» Островского, «Укрощения строптивой» Шекспира. В этом, возможно, присоединятся и гимназисты младших классов. Сейчас они готовятся к Международному конкурсу чтецов «Живая классика».
P.S.В разговоре приняли участие: учитель русского языка и литературы Альбина Андронова, Мурат Шурмелев, Полина Минниханова, Аделина Тляубердина, Маша Бублик, Радмир Зарипов и другие ученики 11 «Г».
Мариинская женская гимназия открылась в Уфе в 1960 году. После революции она стала называться женской гимназией № 1, а в 1919 году была переименована в Единую трудовую Советскую школу № 1 первой и второй ступеней. В 1922-м срок обучения продлили до девяти лет, в ней начали учиться и мальчики. В 1937 году перед зданием школы установили памятник Максиму Горькому, и она стала носить его имя. В 2002-м школа получила статус гимназии.
К балу гимназисты готовятся с начала учебного года. Разучивают вальс, полонез, польку, мазурку и менуэт. Ученики посещают уроки этикета, продумывают бальные наряды. После зимних каникул начинается подготовка к театрализованному представлению. Для каждого бала выбирается своя тема. Также на нем чествуют гимназистов, достигших высоких результатов в учебе, спорте и общественной деятельности.
Светлана ЯНОВА |