|
РУБРИКА "Августовский педсовет"Учитель точит карандаш
Первого сентября более 10 тысяч уфимских мальчишек и девчонок впервые перешагнут порог школы. Будут букеты цветов, звонок на урок, счастливые родители. А пока педагоги столицы готовятся к традиционному августовскому педсовету, на котором принято подводить итоги и намечать новые планы. Образно говоря, учитель точит карандаш. В преддверии главного учительского форума мы говорим с начальником Управления образования администрации города Еленой Хаффазовой.
- Прошло чуть больше года с вашего назначения на должность. Как прошел период адаптации? - Классик верно заметил: «большое видится на расстоянии». Проблем много: возраст многих школ перешагнул 50-летний рубеж, необходима реконструкция и строительство новых зданий, отвечающих современным требованиям. Продолжается переход к федеральным государ-ственным стандартам. С 1 сентября 2013 года это коснется уже и среднего звена. В настоящее время ведется активная работа по подготовке школ к началу нового учебного года. Продолжается ремонт образовательных учреждений за счет средств городского бюджета и по федеральной программе. Кроме ремонта школ закупаются учебники, приобретаются оборудование для школьных столовых и медицинских кабинетов, спортивное оборудование. Модернизация в сфере образования продолжается. Всего в 2013 году из федерального бюджета на развитие сферы образования выделено около 220 млн. рублей. - В школу после нескольких лет забвения возвращается форма… - В моем детстве она была единой: от Москвы до самых до окраин. Я хорошо помню коричневое шерстяное платье, съемный белый воротник и манжеты. А вот фартуки были разные, все зависело от вкуса и фантазии. Стремление выделиться, конечно, было: это - черта любой женщины, даже самой юной. Решение о введении единой школьной формы не так революционно: возможны варианты, школа сама определяет, какой выбрать. Как всегда, есть как горячие защитники нововведения, так и противники. На мой взгляд, различие - в головах, а не в форме. Во всех школах города в конце учебного года проведены родительские собрания, где этот вопрос обсуждался, и были озвучены требования. В этом году первоклассников ждет сюрприз: президент Башкортостана подарит каждому ребенку дополнительно к школьной форме жакет или жилет. - Вы много лет проработали учителем начальных классов и понимаете, какие подводные камни ожидают ребенка в школьной жизни… - Некоторые родители лучшей подготовкой к этому первому серьезному испытанию считают умение ребенка читать и писать. Вот этому как раз и должен научить учитель. А папы и мамы, прежде всего, должны обратить внимание на то, умеет ли ребенок слушать, слышать, общаться со сверстниками, уважать их. Если нет, то период адаптации будет непростым и для него, и для родителей. Педагоги часто жалуются, что родители мало уделяют внимания своим детям. Это одна сторона медали. Вторая: попытка сделать из него вундеркинда. А вы задумывались, интересно ли ему будет учиться – в этом, собственно, и кроется секрет успеха. До начала учебного года еще целый месяц. Пусть ваш будущий школьник отдохнет и психологически настроится на учебу. - Демографическая ситуация в Уфе улучшается, а вместе с ней увеличиваются очереди в детские сады. Как решалась эта проблема в прошлом году? - В 2012 году открыты пять новых и возвращены в сеть здания еще пяти ранее перепрофилированных детских садов, что позволило более двум тысячам семей решить вопрос с устройством детей. Сейчас строится новый детский сад на 180 мест в микрорайоне Сипайлово, его планируют открыть осенью нынешнего года. Продолжается работа по реорганизации начальных школ – детских садов, в этом году она завершится в школах №№ 10 и 11 Советского района. Таким образом, мы пытаемся решать проблему общедоступности дошкольного образования и за счет использования внутренних резервов системы образования. В столице успешно развиваются и альтернативные формы организации дошкольного образования. Сегодня на базе многодетных семей организовано 56 групп, где проводят свой досуг 177 малышей. Пользуются популярностью и группы кратковременного пребывания (59 групп, куда ходят более 700 малышей). Около 1500 многодетных и неполных малообеспеченных семей, воспитывающих детей от полутора до трех лет, по-прежнему из средств городского бюджета получают ежемесячную компенсацию в размере трех тысяч рублей. - Администрация города приветствует открытие частных детских садов. Насколько они востребованы? - Сегодня функционируют 69 негосударственных образовательных учреждений, 9 – лицензированных. Их посещают более двух тысяч малышей. Детских садов на дому или групп присмотра, ухода и содержания детей, зарегистрированных в налоговой службе в форме ИП, - свыше 59. С 1 июля 2012 года частные школы и детсады начали получать государственные субсидии. Для содействия частным предпринимателям, работающим в этой сфере, созданы две общественные организации: региональное отделение ассоциации «Территория образования» и некоммерческое партнерство организаций «Детство». Начаты работы по внедрению проекта государственно-частного партнерства «Билдинг-Сад». - «Встать в очередь»… Это словосочетание - дань советскому времени, когда в коридорах отделов образования родители с кипой документов часами томились в ожидании приема к инспектору. Теперь они могут встать на учет по Интернету. Как развивается этот электронный сервис? - С января этого года добавлена новая услуга: по переводу детей из очереди одного района в другой. Причем отчет ведется со времени первоначальной регистрации. Хотелось бы пояснить, что место в очереди может меняться как в сторону понижения, так и в сторону повышения. Смещается вниз, если в указанном районе встал в очередь ребенок, имеющий льготу на зачисление, а также, если появился ребенок, который сменил желаемый район, а дата его регистрации была раньше. В настоящее время создается единое информационное пространство для организации взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с органами управления образования, что позволит оперативно координировать работу системы дошкольного образования. - На что могут рассчитывать родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями или отклонениями в развитии? - К сожалению, за последние десятилетия в нашей стране увеличилось число детей с проблемами в развитии. Причины сложны и серьезны: и экологическая обстановка, условия и психологический климат в семье. В помощь семьям, имеющим детей-инвалидов, с 2011 года в городе работает проект, позволяющий реализовать принципы инклюзивного образования путем предоставления дополнительных образовательных услуг детям-инвалидам в возрасте от 3 до 8 лет. Из 245 дошкольных учреждений города 113 осуществляют коррекционно-образовательную работу. 323 ребенка-инвалида посещают детские сады. Квалифицированную помощь в группах компенсирующего вида получают более двух тысяч детей. В детском саду № 125 работает группа кратковременного пребывания для ребят с синдромом Дауна, в детсадах №№ 15 и 162 - группы для слабовидящих, № 240 - для малышей, получающих реабилитацию после кохлеарной имплантации. - Планируется ли в Уфе создание образовательных комплексов по примеру Москвы? - Объединение учреждений образования намечено уже на этот год, также разработаны планы до 2015-го. Существует проект комплекса в Калининском районе, рассматривается вариант в Советском. Они будут формироваться внутри микрорайонов и дадут возможность профессиональной реализации педагогов, у которых появится полноценная нагрузка, что исключено в небольших школах. Психологи, учителя иностранных языков, музыкальные руководители нужны и в дошкольных учреждениях. Создание комплексов даст новые возможности как по качеству, так и по набору образовательных услуг, а также позволит более рационально использовать материально-технические и финансовые ресурсы, объединить интеллектуальный потенциал педагогических коллективов, расширит возможности выбора для учащихся профильных предметов, позволит рационально использовать площади зданий и прилегающие к ним территории. - Август в разгаре. Как отдыхают наши дети? - В центрах с дневным пребыванием детей в начале июня отдохнули 12360 учащихся. Школы подготовили программы с различными спортивными мероприятиями, конкурсами, играми, дети ходили в бассейн, катались на лошадях. Культурные мероприятия включали в себя походы в театры, кинотеатры и музеи, познавательные экскурсии по городу. Многие отличились в конкурсах рисунков и поделок «Наша зеленая планета», акции «Чистый город», «Берегите землю», реализовывали проекты «Спасем нашу планету», «Вырастим зеленое дерево». 4810 подростков смогли подработать в трудовых объединениях на базе школ. Функционировало 20 загородных оздоровительных лагерей. Также были организованы малозатратные формы отдыха: походы, сплавы и экскурсионные поездки. С удовольствием дети отдыхали и в профильных лагерях, работающих на основе инновационных проектов, тематических и авторских программ.
В 102 муниципальных детсадах дети-инвалиды в возрасте от трех до восьми лет смогут бесплатно получить дополнительные образовательные услуги (занятия с логопедом, дефектологом, педагогом-психологом). По всем возникающим вопросам родители могут обращаться в Управление образования администрации Уфы, в районные отделы образования или зайти на сайт www.ufa-edu.ru.
Летом 2013 года капитальный ремонт проводится в 107 образовательных организациях. Среди них: 32 школы (в том числе в семи автономных), 67 детских садов (в том числе в 19 автономных детских садах), 8 организаций дополнительного образования – на сумму 60 млн. рублей Также в рамках модернизации общего образования Республики Башкортостан проводятся ремонтные работы в 13 образовательных учреждениях на сумму более 57 млн. руб., выделенных из федерального бюджета. Из них выполнение работ по ремонту кровли проводятся в трех образовательных учреждениях, замена оконных блоков в восьми, ремонт системы отопления - в 12-ти, ремонт горячего и холодного водоснабжения в трех, электромонтажные работы - в восьми, общестроительные работы в семи, ремонт фасада - в трех, ремонт системы электроснабжения - в пяти образовательных учреждениях.
Ольга ВАСИЛЬЕВА |
|
|