|
РУБРИКА "ЛЕГЕНДЫ УФЫ"Уфа - на проводе!
- Кто ждет Москву, пройдите в кабинку №7! Современному человеку эти фразы непонятны, а когда-то мы подолгу ожидали своей очереди на междугородной телефонной станции. Здесь связывались Уфа и Рязань, Уфа и Кишинев, Уфа и Таллин… В небольших кабинках беспрестанно шли разговоры: то деловые, то радостно-возбужденные. - Мама, я сдала на «отлично»! - прорывалась в трубку студентка. - Катя, ты меня слышишь? Я приезжаю в понедельник, встречайте. Такие сцены можно было часто наблюдать на любом переговорном пункте.
С середины 50-х годов в Уфе работали пять переговорных пунктов - на Главпочтамте, на улице Ленина, Уфимском телеграфе на улице Чернышеского, привокзальной площади, железнодорожной станции Дема, в Старой Уфе. Причем первые два пункта работали круглосуточно, остальные с 9 часов утра до 18 вечера. Переговоры заказывались заранее, и подчас абонентов вызывали на пункт телеграммой. Вспоминает Антонида Сазонова, работавшая начальником коммутаторного цеха в 70-80-е годы. - Нас в Уфе насчитывалось 400 человек, и мы занимали целый четвертый этаж Главпочтамта. В смену выходило 100, и ни у одной из девушек не было свободной минуточки. За шесть часов работы соединяли по 120, 150 абонентов. Это было время «пятилеток», и мы, как и все трудовые коллективы, тоже выполняли и перевыполняли план, брали повышенные обязательства. Востребованность в нас была большая, тогда еще не было автоматической связи, все делалось вручную. Несколько часов кряду был перед глазами только черный коммутатор с красными лампочками. Выдерживали далеко не все, но те, кто оставался, становились профессионалами. Несмотря на кадровый дефицит, на эту работу принимали далеко не всех. Требовались быстрота реакции, хорошая дикция, приятный голос, разборчивый почерк (заявки писали на бланках), и, конечно, крепкое здоровье, чтобы выдерживать сильные психологические, эмоциональные нагрузки. Девчонки все были как на подбор - энергичные, красивые, умные. У нас часто проводили конкурсы профессионального мастерства, мы должны были обладать музыкальным слухом, быть литературно «подкованными», иметь приятную внешность и голос. Кстати, одна из наших коллег, Ляля Кудоярова, в начале 80-х успешно защищала честь уфимских телефонисток на всероссийском конкурсе в Москве. У каждой из нас был свой номер (помните, как пел Высоцкий - «Семьдесят вторая! Жду, дыханье затая! Быть не может, повторите, я уверен - дома! А, вот уже ответили...»). Девушек знали по номерам, и на них почти молились - порой только от них зависело: не прервется ли разговор. Телефонистка одновременно могла соединить десять пар абонентов и готовила к разговору еще три. Шесть секунд ей давалось на то, чтобы убедиться, что абоненты слышат друг друга, потом в течение трех минут она могла вклиниться в беседу, чтобы убедиться, что связь не прервалась. Особенно много заказов было под Новый год, на 8 Марта, в День Победы, но мы справлялись. В те времена республика славилась своим хлебом. И когда на уборку приезжали автоколонны из Москвы, вопросы связи решались на правительственном уровне. Заказы с паролем «Урожай» обслуживались в первую очередь. Через нас передавали сводки, цифры, показатели - сколько засеяно или убрано в том или ином хозяйстве. Все держалось на контроле. Также напряженно работали в паводок - руководство в такой период ежечасно запрашивало сведения, чтобы не оставить людей в беде и вовремя их эвакуировать с затопляемых мест. Мы многое слышали, подчас первыми узнавали тревожные новости, но нам нельзя было выражать ни сожаления, ни каких-то других чувств. - Мы работали по строгому стандарту, - продолжает тему ее коллега Татьяна Деревягина. - Даже если слышали по голосу, что у абонента что-то случилось. Свой такт проявляли только интонацией. Но порой остаться безучастными было просто невозможно… Был случай в моей практике. Родители никак не могли дозвониться до сына, который служил в Находке. Раз за разом заказывали переговоры, а он не выходил на связь. Мы решили помочь им. По своим каналам выяснили, что парень находится в плавании, связь с судном - только по радио. Но нам удалось все-таки каким-то чудом связаться, и родители смогли услышать родной голос. В такие моменты, конечно, радуешься и тревожишься вместе со своими абонентами. Ведь мы тоже не просто голос в трубке - живые люди. Подчас о важных событиях телефонистки узнавали раньше, чем эта новость появлялась в газетах. Когда случилось землетрясение в Спитаке, и телефонное сообщение с этим городом было временно заблокировано, работники телеграфа пытались найти хоть какую-то зацепку для связи с местом трагедии. Все, у кого там остались близкие и родственники, буквально ночевали на переговорном пункте в надежде узнать об их судьбе. И вот телефонистки по своим каналам, у своих коллег, узнали, что там произошло… О трагедии в Улу-Теляке они также услышали первыми. - Мы все близко к сердцу приняли эту боль. Готовы были работать сутками, собрали деньги для пострадавших, - говорит Татьяна Александровна. - Такие моменты остаются в памяти навсегда. Но и обычные рабочие будни тоже требовали максимальной отдачи. Телефонистки обеспечивали важные переговоры, связывали предприятия, разбросанные по всей стране. - Пользовались ли своим положением? - продолжает вспоминать Татьяна Александровна, - нет, конечно! Придерживались профессиональной этики. Но однажды я решилась спросить у высокопоставленного абонента - директора московского предприятия - какая у них погода (мне предстояла командировка в столицу). Он сначала удивился, что спрашивают из Уфы (был уверен, что связь обеспечивают московские телефонистки), потом похвалил за работу и сообщил: «В Москве светит солнце, и брать с собой зонтик и плащ нет никакой нужды». - Алло! Алло! Сашенька, внучка! Какая погода в Лондоне? Ждите, я скоро приеду, - разговаривает по сотовому телефону одна из моих коллег. Чтобы связаться со своей ненаглядной внучкой, ей не надо заказывать переговоры, ждать назначенного часа, а достаточно набрать несколько цифр на панельке. И все же немного жаль, что нет больше доброго ангела - девушки с телефонной трубкой у коммутатора, следящей за тем, чтобы люди за сотни километров слышали друг друга, и их разговор не прервался.
Лилия ЗИМИНА |
|
|