|
РУБРИКА "ЛЕГЕНДЫ УФЫ"«Смотрите, ангел плачет...»
«Весь рождественский день казался в детстве каким-то сказочным, - вспоминает уфимка Полина Георгиевна Шишкина. – Вернувшись со службы из Сергиевской церкви, бабушка читала нам библейские истории из тоненькой книжечки. Там были пожелтевшие страницы и интересные иллюстрации, которые мы с удовольствием разглядывали. Особенно мне запомнился ангел. Однажды страницу с ним закапали свечкой, а братишка выдал: «Смотрите, ангел плачет…».
Чалма и четки из фиников - В 70-х годах на пятничную утреннюю молитву в единственную тогда мечеть устремлялось большое количество народу, - рассказывает Аюп Аббасович Бибарсов, заместитель председателя ДУМ РБ. – Там яблоку негде было упасть. И если сегодня в мечети можно встретить много молодых людей, то тогда в нее ходили в основном люди преклонного возраста – пенсионеры и те, кто не состоял в партии. Отправляясь в мечеть, мусульмане обязательно брали с собой обрядовый костюм - чапан (длинный халат) с чалмой, намазлык и четки. Обрядовый костюм, как и четки, верующие изготавливали сами. Достать четки было практически невозможно - их делали из косточек фиников. Настоящие костяные четки могли перейти к их обладателю по наследству. Также их привозили из Саудовской Аравии те немногие, кому довелось побывать там в паломничестве (выпускали из СССР с большим трудом!). Если верующая семья задумывала проводить никах или обряд имянаречения с приглашением муллы, делалось это в большой тайне. Строжайший запрет был и на религиозные книги. Были люди, которые поменяли Коран на деньги. В семьях, где духовная связь между поколениями не прерывалась, свято чтили традиции и соблюдали обряды. Коран берегли и передавали потомкам. На крупные праздники готовили традиционные национальные блюда. Одно из них – зур-беляш. Новый год по мусульманскому календарю Хиджре наступает в декабре. Первый месяц года зовется Мухаррамом. Так же пышно, как Курбан-байрам или Уразу-байрам, мусульмане его не отмечают, но в мечетях в этот день обязательно проводятся проповеди.
Новый год дважды До 1929 года уфимская синагога находилась в здании, которое ныне занимает Башкирская государственная филармония. Долгое время еврейский молельный дом располагался в цокольном этаже жилого дома, а в 2007 году на улице Блюхера возвели новую синагогу. - Когда я была маленькой, мы с бабушкой ходили в филармонию на еврейские встречи и сидели на балконе, где положено находиться женщинам, - вспоминает Гита Анатольевна Львович, директор Региональной еврейской общественной организации «Кохав» РБ. – Жили мы на улице Достоевского по соседству с другими еврейскими семьями. Мои бабушка и дедушка были очень религиозными людьми. В нашем доме собирались на миньян – коллективную молитву, в которой участвуют обычно не менее 10 мужчин – и читали Тору. Праздники отмечали всей улицей, независимо от национальности. В Хануку, которая празднуется в декабре, бабушка готовила много жареных картофельных оладий, пончиков, а мы, дети, разносили эти лакомства соседям. В дни праздника к нам обязательно приходили гости. По традиции Хануки мужчины семьи зажигали свечи и ставили их на окна или на порог дома. Огонь свечей напоминает евреям о войне Маккавеев за независимость Израиля и символизирует победу веры и национального самосознания. В зимние вечера огоньки свечей в еврейских домах помогали путникам не сбиться с пути. Атеистов среди старшего поколения практически не было. Люди, которые пережили трагедию – Великую Отечественную войну – оставаться неверующими просто не могли. Но каких-то гонений на евреев я не помню, только однажды отца вызывали в органы. Когда я работала учителем истории, на уроке в 9 классе ученик задал мне провокационный в то время вопрос: «А вы сами в Бога верите?» Я ответила тогда: «Если мы чего-то не знаем, мы не имеем права это отрицать». Новый год евреи встречают несколько раз. В середине сентября празднуется Рош-а-Шана (Голова года), в январе – Ту би-Шват - Новый год деревьев. У нас в это время стоят трескучие морозы, а в Израиле начинается весна. В честь возрождения природы стол принято украшать фруктами. Дети рисуют деревья, разучивают о них стихи и песни.
Татьяна ШАНГИНА |
|
|