РУБРИКА "УРОК ГЕОГРАФИИ"Загадки караабызцев
Охлебининский могильник относится к памятникам так называемой Караабызской археологической культуры. Он находится в шести километрах от поселка Охлебинино Иглинского района республики. Это крупнейший могильник на Урале эпохи раннего железа. Своих умерших люди хоронили здесь с IV века до нашей эры по III век нашей, а жили караабызцы на соседнем холме. Это место археологи называют Охлебининским городищем - очень крупный памятник, его площадь превышает 25 гектаров. О городище историки знают давно. Еще в начале ХХ века здесь была проведена первая экспедиция. Потом была революция, Гражданская война. В нормальном виде раскопки возобновились с 60-х годов ХХ века. В это же время ученые открыли рядом с городищем могильник, и с тех пор каждый год сюда приезжают экспедиции. По подсчетам археологов, и городище, и могильник за это время исследованы меньше чем на 10 процентов. И это нормально, ведь раскопки - процесс долговременный. Чтобы исследовать небольшой памятник, нужны десятилетия упорного труда. Но уже сейчас в руках археологов находятся уникальные данные. За годы раскопок исследователям попадались самые разные могилы: и богатые, и бедные. Чтобы погибшему родственнику было комфортно в загробном мире, ему в могилу клали сосуды с едой и вещи, которые могут ему пригодиться на том свете. Кстати, о сосудах. Они представляют огромный интерес для исследователей, ведь именно по качеству керамики и рисункам на них археолог может сделать важные выводы о жизни древнего человека. Например, сосуды, которые найдены на городище, выглядят более примитивно, чем те, что нашли в захоронениях. Что это значит? Исследователи на основании этого факта делают вывод, что караабызцы, как и многие люди тех времен, не только верили в загробную жизнь, но и считали ее более важной, чем земная. Тот свет представлялся им проекцией этого, где каждая личность продолжает оставаться собой. В женских могилах Охлебининского могильника исследователи нашли медные зеркала, бусы, бляшки, подвески, а в мужских - наконечники копий и стрел. Владимир Овсянников, заведующий отделом археологических исследований Института истории, языка и литературы УНЦ РАН, держит в руках бронзовый наконечник. Он потемнел от времени, но можно разглядеть, что работа очень тонкая. Когда его отчистят, наконечник займет свое место в экспозиции какого-нибудь музея, чтобы каждый приходящий на экскурсию школьник мог увидеть своими глазами, что две тысячи лет назад на территории республики кипела жизнь, велись войны, делались красивые вещи. К сожалению, красотами древности «интересуются» не только ученые. - Охлебининский могильник известен так называемым «черным археологам», - рассказывает Владимир Владиславович. - Они приезжают сюда с металлоискателями и грабят памятник. В Национальном музее республики как-то даже была выставка вещей с Охлебининского могильника, которые находились в частных коллекциях, а потом были выкуплены. Как попали ценности к коллекционерам? Ответ очевиден: их выкопали «черные археологи». Ущерб, который они наносят, не только в самих пропавших вещах - для науки становится потерянным весь участок, на котором поработали «черные археологи». Раскопки - штука точная, исследователи фиксируют: какую вещь, в каком месте нашли. Ученые копают на штык лопаты, расчищают определенный квадрат. После того, как равномерный слой земли снят, они углубляют раскоп еще на штык, и так далее - слой за слоем. Раскоп регулярно фотографируется, многие находки зарисовываются. Все это необходимо, чтобы у археологов была возможность получить максимально точную картину о том, что это место собой представляло, во что верили люди, как они жили. Поэтому все, что нельзя исследовать в соответствии с новейшими достижениями археологической науки, в расчет не принимается. - Например, в этой экспедиции мы нашли обломок красивого зеркала, - рассказывает Владимир Владиславович. - Но эту находку мы не можем приобщить, поскольку она найдена просто на дороге. Представьте, каким ущербом для науки оборачиваются действия «черных копателей», которые действуют безо всякой методики, а просто перекапывают землю в поисках драгоценного металла. Между тем, еще в 1995 году Указом Президента России Охлебининский могильник вошел в перечень объектов исторического и культурного наследия общероссийского значения. Но обеспечить охрану памятника и закрыть к нему доступ невозможно. Неподалеку находятся поля, а вниз по склону - живописнейшая пещера. Сюда приезжают туристы, в здешние леса часто наведываются любители земляники, которую здесь можно найти в изобилии. Многие просто приходят посмотреть на раскопки. - Таких очень много, - говорит молодой археолог Екатерина Стуколкина. - Люди останавливаются, просят провести экскурсию по памятнику. Мы, естественно, никогда не отказываем, ведь очень приятно, что есть интерес к истории родного края. Кстати, об интересе. Кроме дипломированных археологов на раскопки приезжают и волонтеры. Их тут очень много. Кто-то выбирается на выходные, кто-то проводит здесь отпуск. Сама Екатерина на могильник приехала с группой из пятерых детей. Все они занимаются в кружке любителей археологии в центре дополнительного образования. Шестиклассницу Надю Тюфякову родители неохотно отпустили на десять дней в экспедицию. Каждый день они звонили дочери, уточняли, все ли в порядке - все-таки жить в палаточном лагере, раскапывать какие-то могилы... Кто-то из Надиных одноклассников уехал на море, кто-то в летний лагерь. Но Надя не жалеет, ведь такие приключения никому из ее друзей и не снились. Конечно, тяжелую лопату в руки девочке никто не давал. Она очищала находки совком и кисточкой, мыла кости и керамику, которую принесли с раскопок. - Я и раньше слышала, что есть такая профессия - археолог, что люди копаются в земле, что-то находят. Но увидеть все своими глазами и участвовать в раскопках - это совершенно другое, - говорит Надя. - По рисункам на керамике можно предположить, во что верили древние люди, по костям - отчего они умерли, по остаткам зернышек - как они жили и чем питались. Все это, вообще, невероятно. Вот что было для ребят сложно, так это отсутствие цивилизации. Электричества в лагере нет, так что сотовые телефоны разрядились уже через два дня. Ни телевизора, ни компьютера, ни интернета, ни музыки. - Чтобы раскопки не казались для ребят чем-то очень сложным и заумным, мы активно занимались их досугом, - рассказывает Екатерина. - В день Ивана Купалы организовали костюмированный праздник. Когда заезд заканчивался, мы всех ребят посвятили в археологи. Специальное посвящение, инициация, если хотите, есть и у геологов, и у спелеологов. Обряд археологов формировался десятилетиями. Для ребят организовали настоящую полосу препятствий, по которой они должны были проползти, наощупь заставили определять находки (что это: кость, керамика или, может быть, просто камень), а напоследок напоили специальным напитком, в котором был чай, кетчуп и различные специи. - Об археологических раскопках ходит много разных мнений, - говорит Екатерина. - Побывав на настоящих, люди понимают, что многое из того, что они слышали, действительности, мягко говоря, не соответствует. И на самом деле, труд археолога сложен. После того, как группа из детей уехала, на раскопках остались только взрослые. В общей сложности они здесь пробудут месяц. Каждый день, без выходных, они идут за два километра от лагеря и копают пока есть силы и погода, которая в этом году ученым явно не благоволит. - Раскопки постоянно приходилось останавливать из-за проливных дождей, - рассказывает аспирантка истфака БашГУ Ольга Старикова. - Однажды здесь даже был настоящий ураган, когда ветер срывал палатки. К счастью, потерь и жертв удалось избежать, но сама работа здорово затормозилась. Спрашиваю у археологов: а может, это мистика? Может, умершие две тысячи лет назад просят людей оставить их прах в покое? - Я много раз была на раскопках, но ни с какими проявлениями мистики не сталкивалась, - утверждает Екатерина Стуколкина. - Мы не занимаемся разграблением могил, мы исследуем памятники. У караабызцев не было письменности, мы мало знаем о том, что это были за люди. И единственный шанс это выяснить - исследовать их городища и могильники. Кто знает, какие тайны унесли эти люди с собой...
Маргарита ТИЛОВА |