РУБРИКА "ПЕРСОНА"Режиссер говорит «Мы»
С первых слов в Ирине угадывается профессионал. И даже не потому, что она уже двадцать лет в своем деле после окончания Свердловского культурно-просветительского училища. Это, как говорится, само собой. Главное - в отсутствии пафоса в ее речи. Пафос должен быть на сцене, по которой мечутся организованные тобой артисты. Это они потом публичны в интервью, которые дают журналистам после успешно прошедшего действа. Это артист говорит - «Я!». Режиссер всегда говорит - «Мы!». И Ключникова говорит так же. Несколько лет назад из Казахстана вернулась в родную Башкирию и стала работать в ГДК, где ее приняли как родную. «Чистая химия!»- говорит Ирина, рассказывая про то, как села на «маршрутку» и поехала по Проспекту, пытаясь найти работу, встречая то отговорки, то отказы. И только директор ГДК Борис Андреевич Ларионов принял ее сразу, «не глядя». И вот уже три года Ключникова говорит «Мы», имея в виду заместителя директора Веру Григорьевну Прыжанкову, заведующую отделом Любовь Леонидовну Лукманову, других своих коллег, с которыми трудится в атмосфере творчества, как и написано на двери кабинета. Порой за ними рождаются грандиозные проекты. - Грандиозный проект, - это как? - Это когда, допустим на Новый год организуются не традиционные утренники, а представление «Космические приключения», где в центр площадки опускается летающая тарелка с пришельцами. А у тарелки огни горят, из сопла пар валит, и крылья опускаются и поднимаются. Причем это не просто картонный муляж, а специально купленный «Запорожец», у которого спилили крышу и сделали «космический тюнинг». А еще костюмы, свет, акустика!.. - Чем встретила родина? - спрашиваю Ирину Анатольевну. - Обилием интересной работы,- отвечает она. - И меня совершенно не пугало то, что вновь пришлось доказывать свою творческую состоятельность. Это вообще свойственно нашей работе: праздник, в который вложила столько сил и энергии, отгремел и растаял, как тают в воздухе последние звуки оркестра. И уже никому не интересно, что там тебе так здорово удалось или, наоборот, удалось не очень. От тебя вновь ждут чего-то нового и еще более яркого, чем в предыдущее представление. Причем труд по его созданию - чаще всего коллективный: один пишет сценарий, другой работает с артистами, а тебе, к примеру, поручают заниматься фонограммой. И ты подыскиваешь музыку, заботишься о том, чтобы все вовремя включалось и выключалось, попадало в ритм и в такт. Да, вроде бы черновая работа, но я все равно делаю ее с удовольствием, потому что в нашем деле мелочей не бывает… Статус Городского дворца культуры позволяет Ключниковой общаться со всем мегаполисом, и она вместе с коллегами по цеху организует самые разные мероприятия. Это и церемония вручения Президентом республики ключей от квартир семьям детей-инвалидов и многодетным семьям, и отчетный концерт дворцового духового оркестра под руководством Бориса Вассемирского, и Дни города, и Дни славянской письменности и культуры, и парад Дедов Морозов. Кстати, о последнем. В 2005 году в этом ярком зрелище принимали участие 30 человек, а в последнем - аж 500! Дети просто визжат от восторга, когда батальон бородатых, одетых в шубы и с посохами дядек торжественно шагает по центральной площади города. А когда они начинают соревноваться, кто из них лучше «морозит», и втягивают в веселые конкурсы многочисленную публику, радости малышни просто нет предела. Такое можно увидеть раз в году и только в Уфе. - И вот я ко всему этому причастна,- улыбается Ирина Анатольевна.- Ну разве не здорово? Особенно люблю тот счастливый момент, когда праздник заканчивается, и ты видишь, что он получился. Все прошло как по маслу, ни одной накладки не случилось, и люди выходят из зала, еще объединенные увиденным. Это видно по их глазам. - А есть какие-то удачи, которые до сих пор «греют душу»? Ирина Анатольевна вспоминает открытие Чемпионата мира по мотогонкам. Оно заняло всего-то минут пятнадцать, но масштаб! - Еще помню концертный номер «Волшебная страна», который создавала сама «от» и «до». Он длился 4 минуты 12 секунд, но в нем принимали участие семь детских вокальных и хореографических коллективов общим числом 200 человек. Физически ощущалось, как со сцены в зрительный зал потоком изливается энергия. Публика устроила овацию… Но особо запомнился концерт, посвященный Дню милиции, в котором звучала «Аве Мария» Шуберта. На певице был красный шарф, словно испещренный строками молитв, которыми поминают погибших товарищей. Слова «минута молчания» не прозвучали, но зал встал в едином порыве и застыл в глубокой скорби. - Понимаете,- говорит Ирина Анатольевна,- обычно по ходу концерта за сценой стоит такой рабочий гудеж - кто-то переодевается, готовясь к номеру, артисты перешептываются между собой. А тут вдруг наступила тишина, и я увидела на глазах у них слезы. Это дорогого стоит… На языке высокой литературы это называется катарсис - очищение. Собственно, в этом и заключается смысл работы Ключниковой и ее коллег. Ради этих слез - печали или счастья - на глазах у зрителей они тратят силы и сжигают нервы. Ради этого они живут - никогда в одиночестве, а всегда со зрительным залом. Поэтому режиссеры не говорят «Я». Они всегда говорят - «Мы».
Айрат ЕНИКЕЕВ |