РУБРИКА "ДВЕ ПОЛОВИНКИ"Скажем мы друг другу: «Браво!»
Любимец публики и завидный жених К моменту их знакомства в 1967 году Равис Харисов уже обрел статус «завидного жениха»: был одним из ведущих солистов прославленного ансамбля танца имени Файзи Гаскарова. Он рассказывает, что поначалу увлекся танцами, глядя, как лихо отбивает чечетку и стэп дядя. И у него тоже стало получаться. Заметив способность сына, отец отвел его в танцевальную студию при Театре оперы и балета. Равис с большим желанием участвовал в различных конкурсах и фестивалях самодеятельного творчества и за нефтяной техникум, и за химзавод, за ДК железнодорожников. Яркого, артистичного паренька трудно было не заметить на сцене. Его пригласили в ансамбль имени Файзи Гаскарова. Тут-то и началась настоящая творческая жизнь артиста. - Это кому-то может показаться, что танцевать легко и приятно, хотя на сцене мы зачастую и сами «заводились», - говорит Равис Мударисович. - Не отрицаю, что аплодисменты зрителей и внимание поклонников доставляют удовольствие. Но за всем этим - огромный труд: не один сапог истоптан, не одна майка сгорела от пота. Если надо выйти на сцену, забываешь и о высокой температуре, и растянутых ногах. Особую популярность Равису Харисову принесла хореографическая композиция «Три брата», в которой он исполнял роль младшего. А за «Подарок», где его партнершей была Асия Тутманова, на Всесоюзном фестивале ансамблей народного танца председатель жюри Игорь Моисеев вручил ему диплом лауреата «За актерское мастерство» и именные часы. Выпускница Вагановки Светлана Казакова только начинала свой творческий путь в качестве солистки Башкирского театра оперы и балета после окончания Ленинградского академического хореографического училища имени Агриппины Вагановой. Она стала балериной благодаря своему отцу, инвалиду Великой Отечественной войны, Анвару Акрамовичу Казакову. Он показал дочку педагогу, приехавшему в Уфу из Ленинграда специально для отбора способных детей в знаменитую Вагановку. - Я к тому времени занималась в балетной танцевальной группе и по физическим данным соответствовала больше, чем ребята из районов, - вспоминает Светлана Анваровна. - Всего нас отобрали двенадцать человек. Первый раз я поехала так далеко от дома, в 10 лет. Помню, в Москве очень боялась спускаться в метро, а когда мы увидели, что в автобус входит негр, некоторые даже вскрикнули. Морально и физически было невероятно тяжело - воспитатели, как и обещали родителям, держали приезжих детей в «ежовых рукавицах». В интернатовской комнате с колоннами жили двадцать девочек. Они почти каждый вечер плакали. Света Казакова тоже в письмах слезно умоляла маму забрать ее отсюда. А утром письма рвала и шла на занятия. Потом их перевели в новое здание интерната, где уже в комнатах жили по два-три человека, сюда же селили и иностранных студентов. С каждым годом морально становилось легче, а физически - труднее: нагрузки возрастали. Даже на каникулы девочки не могли поехать домой, так как были заняты почти во всех спектаклях Мариинского театра. Уже на второй год учебы их ставили и в «Спящую красавицу», и «Щелкунчик». - Мы застали еще Нуреева, который работал в Кировском театре. Во время занятий мы выбегали на переменку, и, если в это время у артистов балета были репетиции, Рудольф иногда подходил к нам и спрашивал: «Ну что, башкирята, как дела?» А то возьмет да и подбросит кого-нибудь из нас, легких, как пушинки, вверх. Помню, когда он эмигрировал, нас всех вызвали в кабинет директора и строго-настрого дали понять, что Родину предавать нельзя. А когда он приезжал, то запрещали вступать с ним в контакт. Не все из наших выдержали испытание учебой продолжительностью целых восемь лет: из 12 человек в Уфу вернулись всего пятеро. Элеонора Куватова, Раиса Халитова, Роберт Валиуллин, Зуфар Галимов и я осенью 1967 года начали свой творческий путь в театре. Репетиция длиною в жизнь Как всегда к ноябрьским праздникам в Театре оперы и балета шла подготовка к торжественному собранию и большому концерту. Участвовали в нем лучшие коллективы республики. Балетная группа должна была исполнить отрывок из «Журавлиной песни». Ну и, конечно, ни один концерт правительственного уровня не мог обойтись без гаскаровцев. - Артисты собирались на сводные репетиции, от которых все очень уставали, - вспоминает Светлана Анваровна. - Видимо, поэтому в перерывах нас буквально «прорывало» - и мы прослыли хохотушками. Кстати, я никогда не видела воочию концерт гаскаровцев - на него просто невозможно было попасть. А тогда наконец-то удалось посмотреть от начала до конца, правда... из оркестровой ямы. Равис Харисов особо выделялся экспрессией и темпераментом. А в композиции «Три брата» он так входил в роль, что не влюбиться в него было просто невозможно. А он, кстати, тоже во время репетиций заприметил молоденьких балерин-хохотушек, и одна из них ему понравилась. Поначалу они просто общались, хотя встречи были редкими. У него - постоянные поездки по Советскому Союзу и за границу, а летом уезжал на гастроли Театр оперы и балета, где Светлана была занята во многих спектаклях. За 20 лет она исполнила сольные партии в «Лебедином озере», «Спящей красавице», «Бахчисарайском фонтане», «Журавлиной песне», «Золушке», «Дон Кихоте», «Шопениане». В ноябре 1970 года они поженились. С тех пор по жизни рядом, радуясь успехам, поддерживая друг друга в самые тяжелые моменты. В то время, пока Равис работал в ансамбле имени Файзи Гаскарова, супруги часто разлучались, поэтому каждый месяц, проводенный вместе, был как медовый. - Он даже уговаривал меня перейти в их ансамбль, - говорит Светлана Анваровна. - Но ведь я, классическая балерина, не могла даже представить себя в роли артистки фольклорного коллектива. Испытание на прочность 1988-1989 год. Равис Мударисович - художественный руководитель ансамбля имени Ф. Гаскарова. А она, заканчивая карьеру балерины, решила поехать на учебу в Питер, чтобы получить диплом педагога-хореографа. Вскоре пришел вызов. Но тут случилось непредвиденное: на имя министра культуры поступил пасквиль от коллег, с которыми она проработала более 20 лет, дескать, не стоит Светлане Анваровне давать направление, так как она... профнепригодна. Вернувшийся с гастролей Равис был в шоке. Он, конечно, мог бы своим авторитетом повлиять на ситуацию, но Харисовы решили, что нужно быть выше этого. Их поддержали друзья и близкие по духу люди Светлана Баишева и Владимир Гончаренко (сейчас они живут в Белоруссии, у них тоже есть детский коллектив), а также коллеги по театру Раиса Хабирова, Флюра Рахманкулова, Клара Исмагилова. К тому времени Светлана Анваровна уже попробовала себя в качестве хореографа - занималась с детьми в ДК, ставила композиции. Ей это дело пришлось по душе, и они с Рависом Мударисовичем решили создать свой театр танца. «Браво», браво! Почему театр? Потому что хореографические отрывки, композиции и постановки, исполняемые коллективом, объединяют различные жанры танцевального искусства. Это классика, танцы народов мира, эстрада. У нас тогда не было ни помещения, ни костюмов - только энтузиазм и идеи, - рассказывает Равис Мударисович. - По предприятиям собирали разноцветные флаги, чтобы шить из них костюмы. А для танца маленьких арапчат даже сняли подходящие шторы у матери в комнате. Постепенно наша квартира превратилась в костюмерную: Светлана не только сама придумывает, но и шьет костюмы.Чуть позже один из банков стал спонсором, благодаря чему воспитанники «Браво» смогли дать достойный концерт в Большом зале Филармонии. Так начался новый этап в жизни супругов Харисовых, до отказа наполненный творческими идеями, конкурсами и фестивалями. Уже в 1993 году «Браво» выступает на сцене Московского дворца съездов, участвуя в программе «На балу у Золушки». Затем последовали приглашения на Международный фестиваль, посвященный 850-летию Москвы, конкурс «Душой исполненный полет», посвященный 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. В 1995 году коллектив выезжает на Международный фестиваль в Польшу, затем на гастроли по Италии, Турции, Венгрии, Германии, Испании. 1999 год принес коллективу Гран-при на Фестивале Уральского региона и диплом лауреата на конкурсе классического танца «Жар-птица». В 2001 году «Браво» исполняется 10 лет, и он получает звание «Народный». За это время создано более 70 постановок. И в последующие годы уникальный коллектив удостаивался самых престижных наград и званий на многих международных конкурсах и фестивалях, выступал за рубежом. Трижды становился обладателем Гран-при. Но самая главная награда для Харисовых - благодарность учеников, которые стали для них как родные. За девятнадцать лет школу «Браво» прошли тысячи уфимских детей, для некоторых из них искусство танца так же как для Светланы Анваровны и Рависа Мударисовича стало главным делом жизни.
Светлана КИЯШКО |