РУБРИКА "КАБИНЕТ"Оценка - это всего лишь оценка
Что такое кабинет директора школы? Это место, проходя мимо которого даже самые неуемные школяры замедляют ход. Нет, это вовсе не запретная комната. Но она - таинственная. Вряд ли кто-то из нас в школьную бытность бывал там очень часто. Но здесь, среди строгой и зачастую очень простой мебели, роится школьная жизнь с ее вечными заботами, сложными вопросами, и в одном из шкафов, должно быть, хранится ключик от заведенного школьного механизма.
Радость свежей краски
Кабинет Лидии Николаевны Арбузовой, директора уфимской средней школы № 1, мы застали в самом что ни на есть рабочем виде: столы и пол застланы газетами, ими же завешаны окна, папки и прочие атрибуты временно покинули полки и стол. Понятное дело, ведь в школе идет ремонт. Побелка, покраска, поклейка - коридоры наполнены гулом, у двери небольшой приемной с непременными компьютером, телефонами, кактусами Лидию Николаевну поджидает работник: - Мне бы директора увидеть. - Это я, слушаю вас. Идет деловой разговор об оттенке стен в столовой и о покраске батарей. Потом обсуждается возможность установки над уличным входом кондиционера, чтобы поток теплого воздуха не пропускал в школу зимний холод. - Ремонт для школы - это стихийное бедствие? - спрашиваем мы у Лидии Николаевны. - Нет - это всегда радость, - говорит она, провожая нас в учительскую, - просто в ее кабинете сейчас элементарно негде разместиться, мастера доберутся до него едва ли не в последнюю очередь. - Ремонту радуются и коллектив, и дети. Ведь для многих школа - это даже не второй, это первый дом. Вы не представляете, с каким энтузиазмом дети начинают учиться, когда первого сентября приходят в родную школу, где все стало как-то по-новому. - Но все-таки это дорогостоящее мероприятие. Недостаток финансирования вы не ощущаете? - Финансирование идет за счет бюджета района - на ремонт в целом будет выделено больше 1 миллиона рублей. Раньше помогали спонсоры, когда-то их было легче найти. А сейчас это сложный вопрос...
Два директора
Лидия Арбузова директорствует в школе № 1 четыре года. До этого преподавала химию в 35-й школе, носит звание соросовского учителя, Заслуженного учителя России и Башкортостана. Самая большая ее гордость - это ученики, которые более 20 лет подряд были призерами союзных, российских олимпиад. Первое международное золото по химии завоевал ее ученик. Вторая гордость - как говорит Лидия Николаевна - это то, что ни одного звания она не получила в честь праздника или юбилея. Все - за успехи учеников. Одним из первых дел нового директора стала учительская. У учителей не было места, где они могли бы собраться, отдохнуть между уроками, поговорить. А сейчас есть просторная комната с "круглым" столом и диваном. - А кадровые преобразования коснулись школы с вашим приходом? - мы усаживаемся в учительской. - Мне повезло со школой. Здесь заложены свои традиции, и я ничего не переделывала, когда пришла. Мне кажется, что если человек вложил определенный вклад во что-то, я не могу этого перечеркнуть. Я просто по натуре люблю результаты. И уровень взаимоотношений людей от этого зависит. Предыдущий директор Лидия Григорьевна Горячкина осталась работать в школе. Все эти годы я даю ей первое слово, а когда приходят выпускники, я знаю, что для многих директор - не я, а Лидия Григорьевна.
Труд сделал из школьника гения
- Нам не нужно никого приглашать - выпускники приходят сами. Они знают, что место их встречи - второй этаж здания начальной школы. Кстати, многие после вуза вернулись работать к нам. - Сегодня много разговоров о том, что между школьными знаниями и требованиями вуза лежит большая пропасть. Второй страх, который обуревает родительские головы, - это невозможность поступить без "блата". Вас беспокоит судьба ваших выпускников? - Все разговоры о протекции в вузах я считаю примитивными. Если ребенок стремится и прилагает усилия - он поступит. А если тяжело - лучше пойти в колледж или техникум. Раньше туда охотно шли, и это не было зазорно. А сейчас в вуз стремятся абсолютно все. Порог высшей школы стал местом баталий, а ведь в колледже знания порой дают более глубокие. Но нет, даже если ребенок, как говорится, "не тянет", родители постараются все сделать, чтобы он учился в институте. Конечно, все мы понимаем, что оценка - всего лишь оценка. Зачастую, выбрав любимую специальность, дети раскрываются и становятся отличниками. Школьники не сразу дорастают до использования того потенциала, который у них имеется. А мальчикам вообще изначально труднее учиться. Оценка - это результат труда, но дети еще не осознают, зачем им трудиться. Мы принимаем в десятый класс всех, кто желает. Даже если ребенок получил аттестат, а там все тройки. Но обязательно разговариваем с родителями: вы, как самые близкие люди, должны вместе выбрать правильный вариант. Если же настроены идти в 10-й класс - я не имею права вас не принимать в школу. - А к ЕГЭ вы как относитесь? - Нормально. Считаю, что с ЕГЭ ответственности больше. Каждый ученик должен сдавать единый для всех экзамен в стенах совершенно другой школы. Раньше было легче: билеты заранее известны, учителя за много лет стали родными. А теперь нужно заранее и более тщательно готовиться. При этом одним экзаменом можно и школу закончить и в вуз поступить. Это снимает лишнюю психологическую нагрузку, и лето для вчерашнего школьника не превращается в мучение. Единственное, чего хотелось бы, - это возможности выбирать.
Такой нелегкий спорт
- Я сама лично радею за классическое образование. Оно дает развитие. Ребенок не обладает способностями к математике, но занимаясь по программе, он автоматически развивает интеллектуальные способности. Наше российское образование - самое сильное, самое правильное. - В былые времена учителя называли "Ваше превосходительство господин учитель". Педагоги вызывали такое отношение к себе тем, что были и учителями, и психологами, и воспитателями, и родителями. Эти традиции сохранились? - В школе могут работать только те люди, которые слишком любят свою профессию. Случайные долго не продержаться, потому что дети - это дети, у них своеобразная психология. Их нужно полюбить. Бывают ведь и семьи не очень благополучные. Таким ребятам нужна не только наука, но и материнская ласка, им нужно помочь выстоять. Зарплата? Те педагоги, которые в школе много лет, понимают, что не все измеря-ется деньгами. Они стараются уметь всё, самосовершенствоваться. Средний возраст учителей в нашей школе - 45 лет. Но совсем молодых и креативных учительской зарплатой трудно привлечь. Поэтому мы сами стараемся быть молодыми и креативными. А вообще, настоящий учитель всегда находится в состоянии спортсмена. - "На ковер" школяров вызываете? - Я не вызываю, я приглашаю. Разговариваю не одна, а вместе с завучами, исключаю повышенные тона. Если ребенок провинился, он, отправляясь в учительскую (а беседы ведутся только здесь), не должен чувствовать паники, страха. Он должен понять, что мы всего лишь хотим ему добра и подскажем, как поступить, чтобы исправиться. В итоге мы с ним становимся единомышленниками. - О чем больше всего болит голова у директора школы? - Для меня важнее всего, чтобы в школу пришел ученик. И чтобы он ушел таким же здоровым, как пришел. До "дефицита" детей еще далеко, но их количество уменьшается. Когда я пришла сюда, в школе училось 1234 ученика, сегодня их - 836.
Глас народа
Выходим на улицу - прямо в жилой городской дворик, окруживший школу. У ворот к Лидии Николаевне спешит пожилая женщина: - Вы - директорша? - Да. - А вы школу белить будете? А то у нас все дома во дворе побелены. Хочется, чтобы и школа новенькой была...
Журнал "Уфа" // Оксана КУЗЬМИНА |