РУБРИКА "ЧЕРНЫЙ ЯЩИК"Отсвет барокко в окнах столицы
Иллюминация новогодней Уфы стала по-настоящему дизайнерским искусством, а встречи елок и открытие ледовых городков – невероятным уличным перфомансом. Новый световой облик мегаполиса в преддверии Нового года придумал и воплотил с помощью компании Festi Group итальянский архитектор света и художник Валерио Фести.
-У каждого города своя судьба, свой язык. Я старался интерпретировать его и выбирал места, которые несут силу, - сказал он. В портфолио мэтра вместились Париж, Стамбул, Москва, открытие Олимпийских игр по всему миру. В Уфе его творения можно увидеть на четырех площадках – на площади имени Ленина и перед Дворцом Орджоникидзе, на пересечении улиц Ленина и Пушкина и входе в парк Ленина со стороны улицы Заки Валиди, сообщил начальник инспекции по контролю за содержанием и охраной зеленых насаждений Управления коммунального хозяйства и благоустройства администрации Уфы Станислав Дубовский. Только одна входная группа панно включает в себя 40 тысяч лампочек, а в общей сложности иллюминационные инсталляции смонтированы из 150 тысяч. Всего в новогоднее оформление республики направлено 270 млн рублей, 120 из которых выделил региональный бюджет, остальное – за счет благотворительных средств одного из местных предприятий. В столице Башкортостана обустроено 18 площадок с ледовыми городками, главные елки расположились на площадях имени Ленина, Салавата Юлаева и Советской. К новогодним праздникам в республике установили более 1600 живых и 148 искусственных елей. Впервые центральные площади 9 городов украсили пиксельные сооружения – искусственные ели, поверхность которых покрыта светодиодами. Свет как кисть, а город - палитра – Каждый раз, создавая украшения, мы будто готовим большой спектакль. В Уфе он представляет собой четыре сказочные световые двери, которые обрисовывают контур периметра светящегося города. Это вход в чудесное и приятное пространство, причем дети могут войти одни, а взрослые – только в сопровождении ребенка. Для того чтобы усилить необычный эффект и стать добрее и счастливее, рекомендуется пройти через все двери, – подчеркнул Валерио Фести. Проемы и арки для него символы перехода не только в иное пространство, но и время. Работу над созданием уфимских инсталляций он начал еще весной, так как на реализацию проекта уходит от 4 месяцев до полугода. Итальянец подолгу гулял по городу, рассматривая горделивые высотки, любуясь старинными домами, впитывая атмосферу необычного города. Он признался, что Уфа – современный мегаполис, но его больше всего поразили наличники окон деревянных особняков, которые и стали источником вдохновения. Тем более что они органично вписались в стиль барокко, в котором любит творить мастер. На основе узоров были разработаны эскизы, и теперь мы видим на главных площадях адаптированный вариант уфимской старины. Монтаж конструкций прошел с помощью специалистов «Уфагорсвета», которым пришлось ввинтить тысячи лампочек и разобраться в хитросплетении арок и линий. Ход работ проинспектировал генеральный директор итальянской компании Festi Group Сандро Транкина совместно с представителями Управления коммунального хозяйства и благоустройства администрации города. - Сами детали и формы, к примеру, вот этих снежинок, которыми украсят елку, уходят своими корнями во времена барокко в Италии, а световая составляющая – самые современные диоды с очень низким энергопотреблением, – пояснил он. Девиз Фести – каждый город должен иметь свое лицо. Маэстро украшает их уже более 40 лет, более 350 мегаполисов на пяти континентах стали на время театром света и его фантазии. И каждый раз по-новому. В японском Кобе световая композиция, растянувшаяся на всю улицу, была посвящена землетрясению 1995 года, во время которого погибли 6,5 тысячи человек. Почтить память пришли более 3,5 миллиона. С тех пор каждый год в течение 23 лет инсталляции сооружаются заново, и до сих пор люди едут в этот город, чтобы разделить боль утраты. Сейчас туда приезжают 8 миллионов человек в год, и Валерио горд, что его труд помогает привлечь людей и тем самым восстанавливать город. - В России живут перфекционисты, настроенные на то, чтобы сделать любое дело идеально, - считает маэстро. - Уфа – очень теплое место, потому что здесь люди улыбаются, празднуют, дети играют и танцуют. Они стали моими друзьями, что как раз согревает сердце. Это и есть жизнь. Валерио не прощается с Уфой навсегда, обещает приехать еще раз. Пиксели счастья - Два-три! Елочка, гори! Алга! – стукнул волшебным посохом Кыш Бабай. Новогоднее пиксельное чудо, впервые приехавшее в Уфу и установленное у Конгресс-холла, в то же мгновение под праздничную музыку зажглось световыми картинами. Волшебство заложено в елке умными технологиями – она является по сути одним большим экраном, на который можно загружать разные изображения, в том числе и подвижные. Причем тексты идут на русском и башкирском языках. Самая большая новогодняя красавица высотой 32 метра представляет собой усиленный металлокаркас, покрытый хвоей. Поверхность ели покрыта 9 тысячами светодиодов, формирующих непрерывную картину образов. Новогодняя композиция на площади Салавата Юлаева включает в себя несколько световых фигур: арка, консоль, сосулька, снежинка, фонарь и ель стоимостью 21 млн рублей. В Министерстве ЖКХ РБ отметили, что пиксельные елки могут работать даже в самый сильный мороз – до минус 40 С. Их компоненты установлены в специальных обогреваемых термобоксах, температура внутри которых поддерживается на уровне +20 С. В хороводе с Гагариным и Щелкунчиком А на Советской площади развернулась картина «Назад в СССР». Вокруг елки расположились ледовые фигуры, выполненные в виде знакомых символов ушедшей эпохи. Ностальгия связана еще и с тем, что здесь городок построили впервые за последние 8 лет и в последний раз: в будущем году площадь реконструируют, а главным ее украшением будет памятник легендарному генералу Минигали Шаймуратову. - Вырезаю пионерский значок, чуть дальше скульптура с изображением Юрия Гагарина, фигура Микки-Мауса, так что можно смело окунуться в атмосферу тех лет, - рассказывает скульптор Раян Таипов. – Всего площадь украсят 24 фигуры. Подобно резчику по мрамору или граниту, он отсекает из глыбы лишнее, чтобы явить миру Деда Мороза или резной терем. Материал требует ювелирной точности: чуть сильнее тронешь инструментом, может треснуть почти готовая скульптура. Впрочем, лед может расколоться и от перепада температур. Помимо сноровки, для монтажных работ нужна и сила. Плиту весом около полутонны закрепляют с помощью воды на постаменте, который бывает сплошным или пустотелым для установления подсветки. Без крана и сотрудников коммунальных служб здесь не обойтись. Свой путь фигуры начинают в озерах и реках, превращаясь из кусков льда в произведения искусства. Сотрудники коммунальных служб заготавливали ежедневно до 100 плит весом до 600 килограмм. Задача мастеров - не повредив ледяные глыбы, доставить их к месту строительства. - На одну двухметровую фигуру уходит день-два, в зависимости от сложности, погоды, качества материала, - уточняет художник Артур Нафиков. Сроки даются традиционно короткие, поэтому обычно работают по 12 часов, а если в авральном режиме – то почти круглосуточно, подсвечивая площадку прожекторами. На площади перед Дворцом спорта завершилось строительство ледового городка. Еще чуть-чуть и сказка Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» оживет. А на площади перед Детской филармонией появились фигуры знаменитых героев мультфильма «Холодное сердце». - Надеемся, что наше искусство согреет сердца уфимцев и гостей, - говорит Артур Нафиков. – Пусть наша столица остается и в другие времена года центром соединения классической культуры и креативного авангарда.
Текст: Зиля БАДРИЕВА. |