РУБРИКА "ARTEFAKTUS"Юбки на плашкоутах
Когда мне показали этот снимок, я уверенно заявил, что это, конечно, Оренбургская переправа в Уфе. Лет 140 назад - левый берег почти не застроен. Но затем вдруг увидел электрический столб, и уверенность моя обратилось в прах.
Но (чудеса диалектики?) чуть позже я понял, что столб, возможно, вовсе не электрический (других-то нет, как не видно и проводов!), а что-то типа навигационного. Или его остатков. Тем более что слева от спуска к мосту стоит невысокий керосиновый фонарь. Высокое полуденное солнце светит откуда положено, река извивается буковкой «S» - точь-в-точь, как наша Белая… Воодушевлённый, начал погружаться в детали. Если вы думаете, что меня смущал остров, уверенно обосновавшийся на самой середине реки, то это не так. Остров здесь и в самом деле когда-то был - чуть выше устья Сутолоки, лучшим подтверждением чему являются карты, например, 1911-го и 1939 годов. И убрали его вроде бы в конце 40-х с помощью земснарядов, с тех пор фарватер проходит как раз на месте острова - вблизи впадения Сутолоки. Гораздо больше сомнений придавал почти плоский правый берег Белой. Может, это просто обманчивое фотовпечатление? Да, сейчас здесь довольно ровная площадка, но появилась она уже после обустройства набережной в 1967-1968 гг. и даже позже. Но, может, и раньше как-то расчищали? Тем более, если приглядеться, видно, что повозки остановились перед очень крутым спуском. Сам фотограф стоит где-то на высоком месте - маловероятно, что река шириной метров 300 могла не иметь высоких берегов. Почему, скажете, именно 300? А сравните-ка довольно широко известные снимки моста через Белую - на них, как и в нашем случае, видны также восемь или девять плашкоутов*. «Ага, - усмехнётся кто-то, - их девять, а вот дорога сворачивает куда-то влево!». Так она в былые времена так и шла! Очень наглядно это иллюстрирует гравюра второй половины XIX века, на которой на фоне Благовещенского женского монастыря (некоторые из сохранившихся его зданий находятся на улице Сочинской - на «городской» стороне Белой) мчится тройка и едет карета. Осталось установить время съёмки. Для этого попробуем проследить за застройкой Цыганской поляны. Старинных фото несколько, но почему-то ни на одном нет двух домов, что имеются на снимке-загадке. Впрочем, дома эти явно не жилые, а век сараев, как известно, недолог. Всё - точка! И тут - удар: в левой части снимка явно просматриваются две высокие трубы, которых в тех местах быть не должно. И не было никогда! Вроде бы… Вновь двойное толкование, я бы сказал - дуализм. Поэтому в завершение поговорим немного о женских нарядах. Увеличив фотографию, увидим двух дам. Ну и что? - спросит самый недогадливый. Зато остальные сразу заметят непозволительно короткие юбки. Непозволительно, разумеется, для тех лет, о которых мы только что говорили. Именно так, ведь наряды на попавших в кадр женщинах никак не могут относиться не то что к позапрошлому, но даже к началу ХХ века. А сто - сто двадцать лет назад та сторона Белой уже была густо заселена. Для тех, кто привык не соглашаться, преподнесу небольшой, но увесистый… томик под названием «История костюма и моды», который подтверждает, что дамы свои коленки открыли миру лишь в 1920-х. Время расцвета фильдеперса**: с уменьшением длины юбки «производство чулок превратилось в новый вид искусства». «Так бы сразу и сказал», - проворчит кто-то. Но как упустить случай лишний раз вспомнить наш мост на плашкоутах, который впервые был установлен аж в 1808 году и до самого 1956-го возобновлялся каждую весну после схода большой воды (был и ещё один - он соединял Нижегородку и Затон). А ещё убедить вас в том, что чуть ли ни каждая старая фотография несёт очень много информации, только надо захотеть её «прочитать». Мелочь, казалось бы - всего лишь голые коленки, но датировку снимка можно смело перенести в советское время. И тем самым окончательно развенчать вышеперечисленные и вполне, казалось бы, обоснованные доказательства. Жаль, но это не Уфа!
Анатолий ЧЕЧУХА |