РУБРИКА "ЧЕРНЫЙ ЯЩИК"Художественный всеобуч
Веб-дизайнер Ирина Лязгина уверена, что все самое светлое в ее детстве было связано с художественной школой №1 имени Кузнецова. Теплая атмосфера на занятиях, фундаментальные знания, которые выручают до сих пор… Неудивительно, что своих дочерей Ирина решила отдать в художку. Но одного желания оказалось недостаточно. Выяснилось, что в миллионной Уфе всего три муниципальные художественные школы, которые не могут вместить всех желающих. Маленькие дети вынуждены проходить через большой конкурсный отбор, а родители – нанимать репетиторов.
Десять человек на место С тех пор как вырос спрос на дополнительное образование детей, на материнских форумах только и обсуждают то, где чьи дети занимаются. Не заниматься детьми сейчас просто не модно. Для того чтобы чувствовать себя состоявшейся, среднестатистической городской маме обязательно, чтобы ее чадо посещало кружок, студию, а еще лучше – целую школу искусств. Особенно популярны школы художественные. Хотя бы по той причине, что поступить в «музыкалку» не каждому дано, и не все родители выдержат это испытание сил и терпения. Художественная школа представляется нам чем-то более лояльным, и потому современные мамы устремили свои желания именно в этом направлении. Однако на входе в государственное образовательное учреждение эстетической направленности начинаются вступительно-отсеивательные головоломки, и это неминуемо приводит к появлению частных художественных школ. Тенденция обрела общероссийский масштаб и вышла за пределы крупных городов. Интернет-поисковики послушно выдают массу разнообразных объявлений о приеме в частную художественную школу. И, на первый взгляд, такой вид образования дает фору государственному. Видимых преимуществ множество: педагоги не зацикливаются на возрасте и готовы заниматься как с двухлетними новичками, так и с пятнадцатилетними, подобрав индивидуальную программу. Еще один плюс – никто не будет давить на ребенка, если он учится рисовать «для себя» и вовсе не собирается становиться Малевичем или Левитаном. Все строится на желании, свободе творчества и выбора. И эти преимущества платного образования завораживают, пока не коснешься цены вопроса. На деле выясняется, что такое творческое и свободное обучение – удовольствие не из дешевых. В больших городах (Москва, Санкт-Петербург) стоимость одного занятия (от часа до трех) составляет 800-2000 рублей. Уфа чуть-чуть «отстает». Например, в художественной школе-студии Art&Craft четыре занятия для ребенка обойдутся в 2200 рублей. А в «АртКлубе» - абонемент на восемь детских занятий стоит 2400 рублей. Дороже выйдут мастер-классы с именитыми художниками. Гравюра на картоне с Сергеем Маджаром – 4900 рублей за шесть занятий, а четыре занятия с Женей Севастьяновым – 5500 рублей. Однако не все частные художественные школы на самом деле являются школами. При всем обилии предложений и звучности названий на рынке подобных образовательных услуг в нашей республике есть только одна частная художественная школа, имеющая лицензию на образовательную деятельность – она так и называется «Художка». И благодаря лицензии эта школа имеет право выдавать своим выпускникам дипломы. Все остальные так называемые частные художественные школы - это платные студии. Программы, по которым обучают в «Художке», соответствуют федеральным государственным требованиям. Главное отличие от муниципальной школы – индивидуальный подход к ребенку. Но за это придется заплатить определенную сумму. В оплату, правда, входят и материалы для работы. Стоимость обучения отчасти зависит от арендной платы за помещение, в котором занимаются ученики. Зачем же нужен этот диплом? Таким вопросом задаются очень многие. Для чего ребенку такой серьезный документ, подтверждающий его любовь к рисованию? Ответ прост: сегодня появилось множество новых профессий, для которых требуется наличие начального художественного образования. При этом в Уфе катастрофически мало школ, способных это образование дать. Было время, когда конкурс среди детей, поступающих в муниципальные художки, достигал десяти человек на место. К примеру, в Омске таких школ 16. Взрослые выгоднее… Новые профессии, требующие начального художественного образования, о которых упоминалось выше, – это дизайнеры, маркетологи, рекламщики. Именно мода на них породила необходимость организации студий и школ для взрослых. На взрослых, кстати, предлагают делать ставку авторы бизнес-порталов, помогающих начинающим предпринимателям разбираться в тонкостях художественно-образовательного стартапа. Сегодня ниша эстетического образования для взрослых практически не занята, а подобные услуги весьма востребованы. Сколько на просторах нашей страны бродит неприкаянных «в душе художников», готовых обучаться за деньги! Будущим открывателям частных взрослых художественных школ советуют не напрягаться с получением лицензий и регистрировать предприятие в качестве ИП. Так как первый вариант имеет много сложностей и финансовых затрат и обременяет «школу» множеством обязанностей, а второй – позволяет экономить на дипломах и педагогах. Для взрослых людей, желающих научиться рисовать, чтобы дарить картины родственникам, совершенно не обязательно нанимать лучших преподавателей. Подойдет и один педагог плюс лектор, который разбирается в искусстве, чтобы устраивать теоретические занятия по истории рисования. Для открытия школы необходимо арендовать просторное помещение. К нему – особые требования. Помимо площади, оно должно быть еще и проветриваемым, светлым, с высокими потолками и желательно в центре города. В комнатах для занятий обязательно наличие специального освещения и вытяжек. Полуподвал на окраине под эти цели не подойдет. Именно поэтому новичкам в таком бизнесе советуют либо арендовать помещения государственной художественной школы и проводить занятия по вечерам, либо специализироваться на домашнем индивидуальном обучении. По крайней мере, до тех пор, пока количество учеников не будет окупать аренду нормального помещения для групповых занятий. Советуют стартаперам от художественного бизнеса экономить и на закупке мольбертов и парт со стульями, приобретая подержанную мебель. При таком раскладе частная художественная «школа» окупится за 1,5 – 2 года. В художники – как в большой спорт В отличие от России, где строгий отбор детей на подходе к искусству никого не смущает, на Западе давно отработана система художественного «всеобуча». Художественные и музыкальные отделения есть практически во всех самых обычных школах, и ученики вольны не только выбирать, махать ли им смычком или кисточкой, но и могут переходить в процессе обучения с одного отделения на другое. То есть художник вполне может решить лет в 12, что он музыкант. В школы искусств, находящиеся за пределами общеобразовательных, так же можно поступать в любом возрасте. Было бы желание. Никто не знает, в каком возрасте ребенок «выстрелит» - в пять или в 15 лет. Но наши, российские, преподаватели классических государственных художественных школ бьют тревогу: такая система, которая набирает обороты и в России, имеет за собой неприятные последствия. Она приемлема только для факультативных занятий или, к примеру, для студий арт-терапии. Художественное образование в России уникально. У нас в стране традиционная художественная школа – это не просто «учиться рисовать», это система взращивания профессионального художника, который с малых лет проходит поэтапное обучение всем необходимым навыкам, изучает техники, течения. В российском художественном образовании заложена преемственность: из школы дети могут поступить в соответствующий вуз. Истоки такого образования начинаются еще с Екатерины II, именно она подписала указ о создании Академии художеств. Именно поэтому поступление в художественную, равно как и в музыкальную, школу в нашей стране – это все равно что приход в спорт: если ты хочешь заниматься этим профессионально, то на каких-то этапах начинать, может быть, уже поздно… И именно такой профессиональный и довольно жесткий подход породил очень интересное явление: иностранцы едут в нашу страну обучаться академическому рисунку. Американцы, немцы, итальянцы едут от своих свобод в наш классический Питер, в нашу профессиональную Москву, чтобы учиться не «арт-терапии» и не «полету фантазии», а традиционной школе рисования.
Альфия РАИМОВА, Оксана КУЗЬМИНА |