|
РУБРИКА "ЧЕРНЫЙ ЯЩИК"Концерт для души, или Все билеты проданы
Мертвый сезон в разгаре. Театры закрыты, крупных концертов нет. Такое бывает раз в год: горожане массово устремляются в сады, да и просто на природу жарить шашлыки. Считается, что в это время культурная жизнь замирает, но на самом деле в концертном бизнесе нет передышек. Именно летом арт-директора, сотрудники концертных агентств фактически решают, как сложится досуг уфимцев в ближайший год.
Сплошная калькуляция На первый взгляд провести культурное мероприятие довольно просто. В эпоху массовых коммуникаций любой человек может списаться с продюсером любимого артиста и пригласить в родной город, были бы деньги, чтобы оплатить дорогу, гонорар, проживание. Такой логике следовал 17-летний уфимец, когда решил организовать крупный панк-фестиваль «Firefest». В конце апреля в столице должны были выступить «Элизиум», «Тараканы», «Смех», в общей сложности восемь групп. Не приехала ни одна: концерт отменили. Договор с клубом заключали родители парня. За две недели до фестиваля было продано всего 130 билетов, полученной суммы не хватало на то, чтобы внести предоплату за аренду. Кроме того, музыканты, находящиеся в турах, стали сами приобретать билеты до Уфы и попросили у организатора компенсировать им расходы на дорогу. Тогда на семейном совете родители настояли на отмене концерта и расторгли договор с клубом. Фестивали с большим количеством групп - это самое рискованное, что может быть в концертной деятельности. Именно они чаще всего и срываются. Например, аналогичный концерт в прошлом году отменили в Вологде. В 2011-м, когда в Уфе в первый раз проходил DMC-fest, до Уфы не доехали сразу три группы: организаторы не смогли купить им билеты из Москвы. Во всех случаях большие фестивали, которые потом проваливались, - дело рук дилетантов, тех, кто только начал заниматься концертной деятельностью. - Мы концерты стараемся не отменять, даже если понимаем, что останемся в минусе, - говорит Генеральный директор продюсерского центра «РАДУС» Радмир Усаев. - Иначе зачем нам заниматься организацией мероприятий… Да, бывает, что концерты не окупаются, но что ж тут сделаешь… «РАДУС»- одно из крупнейших концертных агентств города, которое приглашает медийных артистов. Без точного расчета здесь никак не обойтись. - Цена билета складывается из нескольких составляющих. Весомую статью составляют гонорары артиста. Они могут доходить до 80 процентов от всего бюджета. Считаю, что у многих исполнителей вознаграждения откровенно завышены. Например, у нас была ситуация, когда мы отказались от концерта Ярослава Евдокимова. Его слушают люди старшего поколения, на выступлениях много пенсионеров. Так вот, он потребовал гонорар в полтора раза выше, чем был у Сергея Захарова - артиста той же категории. Мы поначалу пошли на эти условия, даже успели отпечатать афиши, а потом, когда артист узнал, что зал рассчитан на 1000 мест, а, значит, зрителей будет много, потребовал увеличить гонорар. Естественно, это сказалось бы и на цене билетов. Тогда мы решили, что нельзя «обдирать» пенсионеров… Большие суммы уходят на транспорт. Самый выгодный вариант, если исполнитель находится в гастрольном туре. Действительно, билет на поезд из Челябинска будет дешевле, чем перелет из Москвы. Как правило, концерт в Уфе проходит между выступлениями в Самаре, Челябинске или Оренбурге. Гастрольный тур продюсеры и администраторы артиста составляют за несколько месяцев до его начала. Существуют какие-то предварительные договоренности, наметки, и минимум за три месяца до выступления ставится точная дата. - Иногда логистика бывает не продумана до конца, и возникают дополнительные расходы, - говорит Радмир Усаев. - Например, не так давно мы привозили Кристину Орбакайте. До этого она выступала в Кургане, и нам пришлось заказывать чартерный рейс, так как регулярного авиасообщения с этим городом нет. Павел Кириллов - арт-директор «Рокс-кафе». Здесь проходят концерты групп, которые любимы уфимцами, но в отличие от больших залов, таких, как, к примеру, «Огни Уфы», в «Роксе» можно рассмотреть любимого артиста на расстоянии вытянутой руки. «Кукрыниксы», Найк Борзов, «Ногу свело». Их знают и всегда хорошо принимают. В августе пройдут концерты групп «Бригадный подряд» и «Маша и медведи». Выступают и молодые артисты, а также группы, что называется, не для массового слушателя, например, работающие в направлении тяжелого металла или хардкора. Если планы по организации концерта артиста совпадают с его гастрольным туром, удается сократить расходы на дорогу. В этом случае появляется возможность сделать билеты более доступными. - Например, у нас есть мысль пригласить в Уфу группу «Тотал». Разговаривал с их продюсером, он говорит, что осенью будет тур, даты еще не определены, но через наш город они, скорее всего, проедут, - говорит Павел. Когда исполнители прибывают в город, их нужно привезти, накормить, заселить. В райдере артистов первого дивизиона всегда значится «машина представительского класса». Аренда такого автомобиля стоит 1500-2000 рублей в час, а ведь по требованию исполнителя машина должна быть в распоряжении артиста все то время, пока он находится в городе. Устав платить аренду, агентство пошло на покупку машин представительского класса. Также дополнительно оплачиваются VIP-зал аэропорта или железнодорожного вокзала, кейтеринг (выездное обслуживание). Важная статья - расходы на гостиницу. Артисты живут в люксах, техперсонал - в стандартах. Нередко прибывает целая делегация. - Например, группа Кристины Орбакайте составляла 21 человек, - говорит Радмир Усаев. - Среди них ее муж, охранник, два администратора, один лично ее, другой - администратор группы. В общем-то, люди, которые непосредственного участия в шоу не принимают. Но мы их также заселяли, возили и так далее. Мне очень нравится работать с Леонидом Агутиным и Анжеликой Варум. У них, во-первых, гонорары на двоих на 30 процентов меньше, чем у Орбакайте, во-вторых, все 19 человек группы задействованы в концерте. Они не возят лишних людей, не выставляют заоблачных требований. К сожалению, таких артистов не так много. Если в «Рокс-кафе» дают концерты молодые рокеры, то гримеров и поваров они с собой не возят. Максимум, что с артистами может ехать техник или звукооператор. На пресс-конференциях с музыкантами мы - журналисты - не можем удержаться от вопроса «Ну и как вам Уфа?». Ответы почти всегда как под копирку: «Красивый город, правда, посмотреть мы его не успели». Артисты приезжают часов за восемь до выступления, днем, часа за три-четыре до концерта непременно проводят саунд-чек (репетицию). После концерта в лучшем случае ночевка в гостинице, но нередко сразу из клуба музыканты едут в аэропорт. Продлевать время нахождения артиста в городе нерационально, ведь тогда билет еще больше подрастет в цене. - Кстати говоря, в нашем городе билеты не такие уж и дорогие, - говорит Радмир Усаев. - Например, в ноябре мы привезем ирландское танцевальное шоу «Riverdance» в Уфу и Самару. Так вот, в столице республики самый дорогой билет стоит 3500, а в соседнем регионе - 4500. Причин такой разницы несколько: и аренда зала дороже, и сопутствующие расходы выше. А в «Рокс-кафе» иногда и вовсе проходят бесплатные концерты. Причем артисты приезжают из других регионов, как же окупаются их райдеры и все такое? - Бесплатные концерты для нас скорее мероприятие имиджевое, - говорит Павел Кириллов. - Нам важно, чтобы люди могли просто прийти и послушать хорошую музыку. Правда, свободный вход, если говорить про гастролеров, обычно бывает на концерты молодых исполнителей. Я сам играю в группе «Пупсы» и знаю, как важно для музыканта, особенно начинающего, выступить. Помню, мы ездили по России и давали концерты вообще за свои деньги: сами билеты покупали, сами искали где разместиться. Иногда к нам обращаются музыканты из других городов и просят за выступления довольно высокие гонорары, тогда стараюсь им объяснить, что они приезжают в город, где их никто не знает, билеты на концерт могут быть не проданы и в итоге их никто и не услышит. Обычно мы находим понимание… Гадание по проходкам Чтобы концерт вышел в ноль, нужно, чтобы было куплено 75-80 процентов билетов. И для Радмира, и для Павла каждое выступление артиста, как лотерея. Нельзя точно сказать, купят ли билеты, пойдут люди или нет. Когда в «Рокс-кафе» приезжают немедийные исполнители, интрига длится вплоть до начала выступления, поскольку билеты продают на входе в клуб. - Самые дешевые билеты, как правило, до 1000 рублей делают на мероприятия для детей, - объясняет Радмир Усаев. - Туда ходят семьями, и платить больше оказывается накладно для бюджета. Конечно, есть артисты, которые требуют более высоких гонораров, но мы их пригласить не сможем, люди не пойдут. Следующие категории - от 16 до 25 лет и старше 55. Студенты и пенсионеры у нас небогатые, поэтому на артистов, которых они любят, цены также невысоки. Самые дорогие билеты на мероприятия, интересные экономически активным гражданам. Ну и, конечно, чем артист медийнее, тем билет будет дороже. - Среди тех групп, которых мы привозим, определяющим является возраст. Обратил внимание, что группы с достаточно юными музыкантами любят студенты. Такие группы не требовательны, многие готовы выступать за символический гонорар. Со временем артисты растут, становятся профессиональнее, увеличиваются и их технические требования, и личные амбиции, - замечает Павел Кириллов. За сколько везти еще понятно, но как определиться, кого именно? Музыкантов в стране множество. Пару лет назад в Уфе открылось агентство «FanGid». Принцип его работы оказался гениален и прост: сотрудники открывали голосование в Интернете, и как только определенное количество человек выражали готовность пойти на концерт того или иного артиста, с музыкантами договаривались о выступлении. Сумма голосов каждый раз требовалась разная: для приезда исполнителей с высокими гонорарами, естественно, нужно было больше желающих. - С «Фангидом» мы работаем успешно, - говорит Павел. - Люди на их концерты всегда приходят, так как ждали их. Одна из амбициозных задач, которую ставит агентство перед собой сейчас, привезти в наш город «Limp Bizkit». - Мы тоже проводим мониторинг, - рассказывает Павел. - Если люди точно хотят, привезти вполне реально. Правда, всегда приходится объяснять, что прямо завтра артист не приедет, даже если очень хочется. Нужно провести переговоры, узнать, когда он поедет в тур. - Иногда от граждан поступают интересные идеи, - говорит Радмир Усаев. - Например, так мы привезли арт-группу Михаила Турецкого «Сопрано 10». Зрителей собралось много, все довольны выступлением. В ноябре они приедут в Уфу снова. Организаторы концерта ответственны, кажется, за все на свете. Сам же исполнитель обязан выступить в течение определенного времени. Но концерт или спектакль нельзя оценивать по каким-то материальным критериям, ведь важно, как артист выложится, душевен ли будет, как поведет себя со зрителями, а это ничем не измеришь. И если исполнитель халтурил (а бывает и такое), и зритель ушел недовольным, то никаких претензий ему не предъявишь. - Не прописаны в договорах и вполне жизненные вещи, например, состояние артиста. Однажды мы возили Владимира Кузьмина с концертами по городам Салават, Стерлитамак, последним пунктом значилась Уфа, где было запланировано аж два концерта, один во дворце, другой в клубе. Когда мы встретили артиста, он был пьян. Конечно, мы были этим недовольны и приложили все усилия, чтобы его из этого состояния вывести. Его же администратор перед нами оправдывался: «А что вы хотите, он же рок-н-рольщик». К счастью, к концертам Владимир пришел в нужное состояние и отлично выступил. Тогда, помню, в клубе он вместо 40 минут выступал полтора часа, чему все были очень довольны. Зал «Рокс-кафе» вмещает 300 человек. В «Огнях Уфы» помещается 1000. Также концерты проводятся в ГДК и Дворце молодежи («Нефтяник» пока закрыт на реконструкцию). Площадок немного, поэтому концертные агентства одновременно и договариваются на определенную дату с артистом, и ищут зал. Несмотря на то, что в том же «Нефтянике» акустика не позволяла, к примеру, выступать без микрофона, заезжие артисты нашими площадками довольны. А для уфимцев есть еще один важный бонус. - Залы у нас раз в десять меньше крупных московских площадок, - говорит Радмир Усаев. - И, приобретая самый дешевый билет на самый дальний ряд, допустим, в ГДК, наш зритель видит артиста лучше, нежели москвич с VIP-ложи в том же Крокус-сити-холле или Кремлевском дворце. Люди искусства Артисты, с которыми работают Радмир и Павел, обычно имеют профессиональное образование - за их плечами институты искусств, консерватории, но с точки зрения закона или налоговых органов они те же предприниматели, бизнесмены. Заместитель директора по концертной деятельности Башкирской государственной филармонии Маргарита Мансурова так же, как и работники концертных агентств, ищет артистов, находящихся в гастрольных турах, за год вперед приглашая их в Уфу. - Конечно, изменения в культурной жизни страны коснулись и филармонии, - говорит Маргарита Алфитовна. - Когда мы приглашаем артиста, то не задумываемся о том, чтобы он был медийным, чтобы можно было поставить высокие цены на билеты. У нас другая цель. Филармония - учреждение просвещения. Наша задача сделать так, чтобы это было доступно и услышать классическую музыку мог каждый. Артисты, которые у нас выступают, - тоже звезды, но, несмотря на все регалии, они ведут себя довольно скромно. Здесь нет заоблачных райдеров, никто не заявляет, что нужен лимузин к входу. Многие артисты играют на уникальных инструментах, старинных или сделанных по спецзаказу. Но носят они их сами, во время дороги просто держат при себе, не сдают в багаж, не требуют секьюрити. Когда соприкасаешься с классикой, с произведениями, которые можно назвать гениальными, спесь сбивается. Бывают, правда, и технические райдеры, которые мы выполнить, увы, не всегда можем. Например, очень хотели привезти в Уфу японскую пианистку Кейко Мацуе с мини-оркестром, но, к сожалению, на нашу сцену столько аппаратуры просто не поместится. Бывает так, что в филармонии зал неполон. Маргарита Алфитовна заметила, что уфимцы редко ходят на концерты камерной музыки. Зато когда играет орган, всегда аншлаг. У артистов филармонии тоже сложился свой круг поклонников, не пропускающих ни одного их выступления. Есть композиторы, на которых ходят всегда: Бах, Бетховен, Рахманинов, Вивальди, Моцарт, Гайдн, Брамс. Альтернативные формы Культура - это не только концерты, спектакли, но и выставки. По идее, художники точно так же гастролируют, а владельцы раритетов иногда устраивают выставки своих произведений. Это есть в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, но не в Уфе. В наш город художников из других регионов привозит только галерея «Х-МАХ». Как признается ее директор Кристина Абрамичева, дело это вообще невыгодное. - Передвижная выставка окупается только если есть спонсоры, когда оплачивается и дорога, и проживание, но это, надо сказать, редкость. Обычно есть только перспективы продаж работ с выставки или заработки на мастер-классах, лекциях, которые художник делает в рамках вернисажа, - объясняет она. - Гонорары требуют только очень раскрученные художники. Обычно решение об их «гастролях» принимают галереи, с которыми они связаны контрактами. В «Х-МАХ» мы предлагаем приехать понравившемуся художнику. Разумеется, часть расходов берем на себя. Многим интересно опробовать новое пространство, город. Тем более, как жалуются столичные авторы, из-за высокой арендной платы у них очень маленькие частные галереи. Кроме того, в связи с тем, что в Москве или Санкт-Петербурге много событий, очень сложно привлечь внимание прессы, если ты не сильно раскрученная звезда. Итак, приглашенный художник в Уфу приезжает, но не на всю выставку, ведь длится она от двух недель до месяца. Автор присутствует на монтаже экспозиции и на открытии выставки. Кристина Абрамичева признается: она с коллегами даже не пытается просчитать окупаемость таких выставок, тем более, что вход всегда бесплатный. Пару лет назад в Музее Нестерова была выставка работ Куинджи. Хотя музей государственный и существует на бюджетные средства, только благодаря спонсорам удалось привезти в Уфу шедевры. В галерее выставки делались при сотрудничестве с культурными фондами. Уфимцы смогли увидеть работы финских художников (помогло посольство Финляндии) и немецких живописцев (здесь подключился Гете-институт). - Если же музей планирует окупить расходы за счет билетов, то он вынужден ограничиваться тройкой широко известных имен: Дали, Пикассо, Рерих, - констатирует Кристина Абрамичева. Кроме того, если за концерт граждане готовы выкладывать 1000 рублей и больше, то на выставку, по мнению галеристки, дороже чем за 200-300 рублей горожане просто не пойдут. …На гастроли ездят еще и поэты. Они устраивают чтения стихов в клубах и культурных центрах. Бывают туры и у писателей, и у артистов оригинального жанра, всего и не перечислишь. Не обходят эти тенденции и Уфу. Приезжают поэты из Казани, Самары, Одессы и других городов - обычно их «продюсеры» заранее договариваются с культурным заведением об условиях их выступления. Особенно они облюбовали так называемые антикафе - систему городских заведений, где плата берется за время пребывания в них. Такие места идеальны для проведения литературных встреч, квартирников, камерных концертов. Плата за вход в таких случаях бывает от 150 до 500 рублей. Организаторы концертов строят планы, ведут переговоры. Правда, как признается Павел Кириллов, несмотря на все старания, люди могут просто не прийти. - У многих пропала привычка ходить на концерты. Есть те, кто выбирает послушать музыку в Интернете или посмотреть запись с концерта. Но все-таки живое выступление - это драйв, энергия, неважно, в каком направлении работает исполнитель. Эту энергетику пока не способна передавать никакая техника.
Рита ЛЕСНАЯ. |
|
|