|
РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"Театр без подмостков
Центр Варшавы, Рыночная площадь. По ней гуляет группа ребят-студентов. Остановившись, они скидывают рюкзаки, спешно вытряхивая из них нехитрый реквизит. Начинается действо, которое сложно передать словами. Перед зрителями, которых с каждой минутой становится всё больше, разыгрывается пьеса, стать героем которой может любой желающий. И вот ты уже внутри выдуманной истории, но тебе кажется: именно это и есть реальность, сама жизнь…
Уличный театр относится к самым древним видам искусства. Ему не нужны подмостки, масштабные декорации и пышные костюмы. Пространство для игры ничем не ограничено, а зритель становится равноправным участником действа. Известный российский актёр, клоун Вячеслав Полунин сравнивал искусство уличного театра с полевым цветком, пробившимся из-под асфальта, театром, который не ждет зрителя, а сам врывается в его жизнь. Для башкирской столицы, откровенно говоря, не богатой на экспериментальное искусство и авангардные постановки, именуемые английским словом перформанс, новое движение мгновенно приковало к себе внимание публики. В конце октября в Уфе, в Центре движения «Пространство» в Гостином дворе прошла необычная премьера. Свой дебютный спектакль «Мой брат» представили артисты уличного театра «Эндорфин». На сцене «творят и вытворяют» Полина Шабаева, Асхат Накиев, Зульфар Ахметов - известные зрителям по работам в Национальном молодежном театре им. М. Карима, и Анастасия Гайнанова - студентка режиссёрского отделения Академии искусств. Режиссёром спектакля стал еще один актёр «Молодёжки» - Ренат Фатхиев. - Ренат, почему вы обратились к такому необычному для нашего города виду творчества? - Это мой первый режиссерский опыт. Но я, скорее, постановщик спектакля - пытаюсь воплотить в реальность образ, созданный в голове, объяснить ребятам то, что вижу сам. Идеей увлёкся давно. Одно время мне самому довелось работать в питерском уличном театре «Странствующие куклы г-на Пэжо». Потом в Магнитогорске участвовал в создании фестиваля. А в Уфе я не нашел этого движения - уличных, карнавальных, цирковых, клоунадных представлений. Конечно, они есть, но серьезно не афишируются. Мне же хочется, чтобы наша инициатива переросла в большой фестиваль. Уфа отстаёт в плане артхаусного искусства. Такие площадки давно работают в Москве, Питере, Перми, Новосибирске, Самаре. Даже Магнитогорск и тот имеет свой фестиваль уличных театров, в рамках которого проходят выставки, необычные акции, постановки. Недавно у нас появился Арбат, территория для прогулок и всевозможных мероприятий. В его специфику отлично вписывается и уличное искусство. Но пока он проводится нерегулярно, только по праздникам. Изначально мы готовы выступать на любой площадке, даже под дождем, раздав зрителям зонтики. Готовы к любой внештатной ситуации. Об удобстве говорить не приходится, поскольку ставим себя в самые неудобные и неподходящие условия для театральных постановок. Декорации создаем своими руками с учётом мобильности и универсальности. Их можно собрать и разобрать буквально за полчаса. - В чём главное отличие нетрадиционного театра от классического? - В том, что актер уличного театра - универсал, владеющий множеством навыков. Ему нужно стать и художником, и умельцем, и даже ремесленником - мастером на все руки, который умеет абсолютно всё. Артист, у которого нет сцены, открыт миру, публике и пространству со всех четырех сторон. Здесь нужен иной посыл в голосе, энергетике, чтобы собрать вокруг себя как можно больше зрителей. Это - один из показателей мастерства и таланта. - В вашей труппе работают артисты драматических театров. Насколько быстро им удаётся переключиться на новую волну? - Это - трудоемкий процесс: работая только над одним спектаклем, полностью себя не перестроить, нужно время. Перемены должны произойти в голове. Изменяется сам принцип действия, общения со зрителем. - Что вы требуете от актёров перед выходом на сцену? - Предельной собранности и концентрации. Артист должен видеть вокруг всё и всех, просчитывать любую ситуацию, быть начеку, чтобы поддержать импровизацию, извлечь из нее максимум и выйти «выше» зрителя, который вступил с ним во взаимодействие. К тому же мы работаем с масками, а это уже созданный образ. Поэтому от актёра требуется внимание, владение телом, ощущение себя в пространстве. Важно наполнить маску смыслом, оживить её. - О чём спектакль? - О детстве двух сорванцов-близнецов, которые целыми днями предоставлены сами себе. Небольшая комната, в которой им приходится ютиться, - одновременно кухня, гостиная, подвал и ванная. Малыши познают мир вокруг, со всеми таящимися опасностями и приключениями. По-детски трогательно пытаются приготовить сюрприз для мамы, чтобы она хоть на минуту забыла о проблемах и улыбнулась. Такие истории мы видим очень часто. Семьи не могут выжить на дотации, жены офицеров, чьи мужья погибли в «горячих точках», ютятся по общежитиям с малолетними детьми, отыскивая любые возможности подзаработать, купить продукты, обеспечить малышей. Сюжет не из лёгких, но в то же время мне не хотелось делать его мрачным и тяжеловесным. Нужно говорить о серьезном простым и доступным языком. И, может быть, с помощью спектакля обратить внимание общества на проблемы таких семей. - Почему вы выбрали такую тему? - Мне было бы интересно вернуться в детство, поискать в нем что-то, о чём уже давно забыли или не знали раньше. Сделать спектакль, который будет интересен и юной публике, и взрослой. Первые годы жизни ребенка - время открытий, знакомства с окружающим миром. Хотелось напомнить родителям о том, что дети быстро растут и нужно не упустить момент их взросления, внимательно следить, чтобы их опыты и эксперименты не принесли беды. «Золотым» детство становится, когда родители помогают ребёнку, направляют, не дают отчаяться. Главное, чтобы папа с мамой любили друг друга, тогда и дети вырастут счастливыми. У меня самого подрастает дочка Кира, недавно ей исполнился годик. Мечтаю о том, что когда она вырастет, тоже захочет стать актрисой. Тогда у нас получится большая семейная команда. Дома мы постоянно разбираем сюжеты, обдумываем идеи. Супруга (актриса «Молодёжки» Карина Ярмеева. - Прим. автора.) - мой главный помощник. Надеюсь, наша новая постановка найдет своего зрителя и друзей. Обязательное условие для любого спектакля - катарсис. Если зритель получил что-то, у него «щелкнуло» в душе, значит, цель достигнута. Лучшая награда, когда после спектакля публика смотрит на нас другими глазами. - Могут ли уличные постановки быть окупаемыми? - В России - нет, во всяком случае, на данном этапе. Наши люди еще не привыкли к таким спектаклям, да и к современному искусству в целом, они с ним практически не знакомы. За рубежом всё происходит наоборот. Уличные театры Европы субсидируются правительством, потому что отвечают на вызовы политической системы, показывают происходящее в стране. Муниципалитеты к праздникам или на фестивали приглашают труппы, заранее оплачивая их транспортные расходы и проживание, плюс гонорары за каждое выступление. К тому же зрители всегда с радостью бросают деньги в шляпу. Потом на эти средства творческий коллектив может вполне нормально существовать, обеспечивая себя и семью. - Возможен вариант, когда зрители не принимают постановку? - Я подготавливаю ребят к тому, что реакция нашей, не подготовленной к подобным постановкам публики, может быть разной. Если зритель не выходит «играть» с нами - значит, мы не смогли найти подхода к нему, где-то напугали, не расположили к себе. Нужно, чтобы зритель сам желал поучаствовать в постановке, а, собираясь на спектакль, хранил в сердце ощущение чего-то неизвестного и приятного. И даже печаль должна быть светлая, чтобы после увиденного оставалось чувство приподнятости. Поэтому для нашего театра мы выбрали такое название. Эндорфин приводит человека в состояние эйфории, его иногда называют «гормоном радости». Любовь, творчество - любое позитивное переживание повышает его уровень в крови, окрыляя нас и делая счастливыми.
«…существует традиционное понимание театра: сцена, одетая в бархат, ложи, кресла. Но есть и другой, который находится за пределами этого понятия. Название напрашивается само по себе: театр без границ. Я мечтаю, чтобы он стал ежедневной, естественной жизнью человека. Все эти праздники, карнавалы, уличные шествия существуют главным образом для того, чтобы спровоцировать нас на творческое отношение к жизни». В. Полунин.
Жанна ВЕРТИНСКАЯ |
|
|