РУБРИКА "ЛЕГЕНДЫ УФЫ"Застывшие в бронзе и граните
Скульптуры «Победы» Еще десять лет назад на фасаде черниковского кинотеатра «Победа» можно было увидеть скульптурную группу с одноименным названием. Создал ее в 1955 году скульптор и участник Великой Отечественной войны Борис Дмитриевич Фузеев. Искренний пафос победы, которым в те годы жила вся страна, автор вложил в образы воина-освободителя, рабочего и колхозницы. К сожалению, из-за обветшания и угрозы обвала их пришлось убрать. Ныне скульптура находится на реконструкции. Борису Дмитриевичу принадлежит авторство еще нескольких известных в городе работ. В их числе сделанные совместно с Тамарой Нечаевой памятник Ш. Худайбердину, стоящий перед Домом печати, и памятник первооткрывателям башкирской нефти (находится в Ишимбае). Так сложилось, что в 1940 году Борис осуществил свою юношескую мечту - поступил на скульптурное отделение Московского института прикладного и декоративного искусства. Но через год грянула война. Как и многие его сверстники, юноша был мобилизован на трудовой фронт - строил противотанковые сооружения под Вязьмой и Смоленском. Потом было недолгое обучение в школе военных фельдшеров и Украинский фронт. В 1946 году Борис вернулся в Москву с сединой на висках в 24 года и с огромным желанием учиться. Ему посчастливилось стать учеником крупнейшего в стране монументалиста и скульптора-портретиста Матвея Генриховича Манизера. Когда в 1953 году Фузеев приехал работать в Уфу, башкирская пластика переживала период своего становления. И Борис Дмитриевич активно включился в процесс. Через два года его монументальная скульптурная группа украсила фасад кинотеатра на улице Первомайской. Всего же для городов и районов страны Фузеев создал около 20 памятников павшим в Великой Отечественной войне. «В руке сжимая автомат, глядит на площадь он…», - писал об открытии памятника, посвященного Герою Советского Союза Александру Матросову, поэт Баязит Бикбай. Событие это состоялось 9 мая 1951 года в парке, тогда также носившем имя героя. Бронзовое детище ленинградского скульптора Леонида Эйдлина высотою в 2,5 метра было отлито на ленинградском заводе «Монументскульптура» и установлено на постаменте из розового гранита. До этого в сентябре 1949 года проект памятника для Уфы, выполненный Эйдлиным, был рассмотрен видными скульпторами страны и рекомендован к сооружению. И сегодня эта скульптура, сделанная без ложного пафоса, вызывает всеобщее восхищение. Юный герой запечатлен в движении, с автоматом в руках. На голове - каска, поверх обмундирования - плащ-палатка. В 1980-е парк имени Матросова стал носить имя Ленина, и памятник герою спрятали от людских глаз - некоторое время он стоял на территории школы МВД, там, дескать, была колония, в которой Матросов воспитывался. Но потом памятник вернулся на законное место, правда, с центральной аллеи его перенесли в боковую. Другой величественный монумент, посвящённый подвигу Александра Матросова и Миннигали Губайдуллина, скульпторов Льва Кербеля и Николая Любимова, открылся 8 мая 1980 года в парке Победы. Он представляет собой 25-метровый пилон из красного гранита с бронзовыми скульптурными портретами героев. Наверху - изображение «Золотой Звезды», у подножья - фигура солдата, за спиной которого взметнулась плащ-палатка - символ огня войны. Несколько раз в парке устанавливался скульптурный бюст лётчика-штурмовика, дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева. Первый в исполнении скульптора Юрия Солдатова был сделан из меди, нынешний - Ханифа Хабибрахманова - гранитный. В 1967 году другой бронзовый бюст Гареева, автором которого стал скульптор Николай Томский, перенесён в Уфу из родной деревни героя Илякшиде и установлен на бульваре Славы. Вариант скульптурного портрета Гареева, созданного Томским в 1947 году из базальта, находится в Третьяковской галерее. К 65-летию Победы в парке планируют установить два новых бюста - генералам Шаймуратову и Кусимову в исполнении скульптора Владимира Александровича Дворника. Художник по призванию Сквер имени Николая Гастелло в Калининском районе украшает скульптура этого известного летчика. Сделал монумент в 1984 году по заказу райкома партии тоже летчик по профессии, скульптор-самоучка Александр Иванович Панов. - Много образов пришлось вылепить в процессе работы, - поделился воспоминаниями ныне заслуженный художник РБ Александр Иванович, награжденный медалью «Патриот России». - В результате я запечатлел Гастелло перед полетом. Он надевает парашют, решителен и готов действовать. Сама идея создания монумента сыну белорусского народа связана с тем, что он летал на самолетах, моторы которых в годы войны изготавливались на УМПО. На фронте Великой Отечественной войны Александр Иванович оказался в 1945 году по окончании летного военного училища. После войны он работал летчиком в гражданской авиации в Литве, в 1955 году приехал в Уфу и устроился на УМПО. Все свободное от работы время Александр Иванович посвящал любимому делу. Еще в детстве педагоги заметили его художественные способности. Саша отлично рисовал портреты вождей и даже участвовал в выставке со своими скульптурами Ленина и Сталина. В сентябре этого года Александру Ивановичу исполнится 88 лет, но он продолжает трудиться в мастерской, предоставленной ему УМПО. Он автор скульптур Героя Советского Союза Н. Кузнецова и работника УМПО, Героя Социалистического Труда А. Громова. К предстоящей выставке в честь 65-летия Великой Победы у Панова уже готова скульптура генерала Шаймуратова. К другому событию - 85-летию УМПО - мастер ваяет скульптуру М.А. Ферина высотой в два с половиной метра. Боевой генерал Пять лет назад в Сипайлово на перекрестке улиц Маршала Жукова и Баязита Бикбая установлен бронзовый памятник Маршалу Советского Союза Георгию Константиновичу Жукову. - Эта работа создавалась относительно легко, за четыре месяца, - рассказывает ее автор - уфимский скульптор Владимир Лобанов. - Хотелось представить маршала боевым генералом, в полевом мундире, в плащ-палатке, без лавров. Известно, что он не сидел в кабинете, постоянно находился на фронтах, на передовой. Мне показалось, что это более подходящий для него образ. В течение многих лет на месте нынешнего памятника лежал закладной камень. Тогда еще не проложили дорожки, которые теперь огибают мемориал, и не было рядом «фастфудного» общепита. Получилось, что к памятнику нет центрального подхода, а только боковые и фронтальный, и тот слишком близко. Именно поэтому памятник решено перенести в парк Кашкадан.
Татьяна Шангина |