РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"Он мечтал вернуться
Сценография Тана Еникеева проста и выразительна. Справа - как будто уголок родного дома. Слева - портрет Сталина. Такой родная сторона и останется в его сознании. А в центре - тюремные стены, раздвигающиеся со зловещим лязгом. Это символ самой судьбы, игравшей с ним, как кошка с мышкой. Символ того, что самой прогрессивной его идее тогда было еще далеко до воплощения. А благодаря драматургу Нажибу Асанбаеву, сочинившему трилогию о Валиди, и главному режиссеру театра Айрату Абушахманову перед нами проносится головокружительная череда событий. Мгновения летят. Однако есть здесь место и печальному размышлению, и захватывающим любовным линиям, и сатире. Сын муллы Ахметшаха не захотел продолжать его дело. Ведь сельские священнослужители в ту пору еще считали, что земля плоская. И знания арабского и русского языков (которым научил его отец), да еще и персидского (фарси владела его мать) для будущего муллы было более чем достаточно. А он только что открыл для себя огромный мир знаний… Тайком от отца (Народный артист РБ Ахат Хусаинов), доверившись только матери (Народная артистка РБ Сара Буранбаева), он сбегает в Казань, где с восторгом самоучки набрасывается на языки и историю, становится студентом университета и преподавателем… Вернется и женится на своей нареченной Назифе (Разифа Динмухаметова) потом - когда сам захочет. Он и дальше не будет склонен подчиняться. Это было время романтиков. Кто-то верил в построение идеального общества и мировую революцию. А Валиди поверил, что его народ теперь впервые сможет развиваться самостоятельно. Но, хотя Ленин и подписал договор об автономии, этот договор вскоре оказался «просто клочком бумаги». Большевики показали, что власть в новой стране будет принадлежать только им. Он не смирился с поражением. А потом противнику красных ничего не оставалось делать, как вместе с другом Абделькадыром (Заслуженный артист РБ Ирек Булатов) отправиться в страну своей мечты - Турцию. Он заглушал свою боль, глотая знания. И писал Сталину (Заслуженный артист России Ильдар Саитов) письма, прося отпустить к нему жену и родившегося сына. Он все-таки не понимал до конца, с кем имеет дело… Для увлеченного тюрколога рождение сына, революция и нахождение ценной рукописи - записок самого Ибн-Фадлана - события одного порядка. То, что обнаружил их именно Валиди, - не случайность. Это был человек, который знал 16 языков, который мог сказать своему ученику: «В таком-то городе, в библиотеке на такой-то полке стоит книга, в ней тебе нужно такое-то место. Возьми и прочти». Но и в Турции - своя политика. А настоящий ученый не будет угождать даже радушно принявшему его Ататюрку (Народный артист России Хурматулла Утяшев). И женщинам выбирать за него он тоже не позволял. А женщины чувствовали его решительный, мужской характер. Но одним теплым днем, неожиданно - как это всегда бывает - он встретил Назмию (Милена Сираева). И сердце человека, навсегда потерявшего любимую, вновь оттаяло… Из-за непокорности - вновь мотания по Европе. В Германии и Франции он читал лекции по тюркологии на языках этих стран. А в 1944-м Сталин почти добрался до него: в угоду ему - вновь в Турции - Валиди оказался в тюрьме. Но за ним уже стояли его ученики и почитатели, его жена-турчанка. Валиди в спектакле играют три актера: юношу - Фанис Рахметов, взрослого - Артур Кунакбаев. Роль пожилого Валиди поочередно воплощают Народный артист РБ Ильдар Гумеров и Заслуженный артист России Хамит Яруллин. Он присутствует на сцене почти все время, напоминая о трагичности этого образа. Вся пьеса - это его воспоминания. Он был творцом и борцом. И под конец жизни ему захотелось рассказать соотечественникам, как и за что он боролся. О том, что побудило посвятить Заки Валиди целую трилогию, журналистам рассказал знаменитый башкирский драматург, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева Нажиб Асанбаев: - Валиди - это один из башкирских интеллигентов, которые учились в Петербурге, Москве, Саратове, Уфе, Казани… В Казани он написал свою первую книгу - «История тюрков и татар», по ней люди защищали докторские диссертации. Его заметили российские ученые и пригласили в экспедицию по Средней Азии. Если бы он сделал только это - он и тогда уже был бы великим. Но дальше он вырвал из рук большевиков автономию для Башкортостана. При этом он сорвал планы тех, кто стремился к созданию единой мусульманской республики. А когда большевики его обманули, отправился в Среднюю Азию и занялся организацией басмаческого движения. Потерпел поражение только тогда, когда туда со своей армией прибыл Фрунзе. Если бы он умер тогда - тоже был бы великим человеком. Он решил рассказать всему миру о том, что мусульмане тоже имеют свою историю, свою государственность. И стал ученым мирового значения. О том, как они воспринимают своего героя, мне рассказали исполнители главной роли - Артур Кунакбаев и Хамит Яруллин. - Что вам больше всего нравится в вашем герое? - Энергичность и стойкость, - отвечает Артур. - Человек прожил 80 лет, пережил столько всего - и не сломался. Современному человеку хватит и десятой доли этих испытаний. - Что вы подумали, когда вас назначили на эту роль? - Почувствовал большую ответственность. Долго думали, кто будет его играть, и я никак не ожидал, что выбор режиссера падет на меня. Мы очень серьезно готовились - ведь предстояло воплотить судьбу человека, который жил на самом деле. Я читал его «Воспоминания», режиссер ездил в Турцию, встречался с профессорами, которые когда-то учились у него, с его дочерью… - А Валиди не надеялся вернуться на родину? - Конечно, надеялся. И когда женился на Назмие, еще долго жил «на чемоданах» - даже мебель не хотел покупать. У него был курай, и он играл на нем - особенно любил песню «Илсе Гайса». А когда умер Абделькадыр, перестал играть. - Артур, а какие роли вы мечтали играть? - Как всякий нормальный актер - любые. Только не героев-любовников. - Хамит Гатауллович, а что было известно о Заки Валидове до 90-х годов? - Ничего. Тем более, что во времена моего детства - я родился в 1935 году - в деревнях не было ни радио, ни газет. И впоследствии я был поражен, узнав, сколько он сделал для нашей республики. Но я помню, что значили слова «враг народа». К тем, на кого пало подозрение, боялись подойти на улице: знали, что на следующий день вызовут тебя самого. Мой отец организовал Малоязовское лесничество. Он рассказывал, что в Малоязовском райцентре не осталось ни одного коммуниста: всех посадили. Остался только он - он не был коммунистом. Из театра тоже забрали многих, начиная с его основателя Валиуллы Муртазина. Здесь работала дальняя родственница Валиди Тансылу Рашитова - она поменяла имя, чтобы уберечься. Всех его близких уничтожили. Братьев рас- стреляли, отца долго держали в тюрьме и даже пытали: Сталин не оставлял попыток вернуть беглеца. - Он писал свои «Воспоминания», мучимый тоской по родным местам… А где родились вы сами? - В Салаватском районе. Всего в 15 километрах от моей родной деревни Ахуново - родина Салавата Юлаева, село Юлай (бывшее Тикеево). А в четырех километрах - санаторий «Янган-Тау». Река Юрюзань, хребет Каратау - красивейшие места! Там я вырос и окончил среднюю школу, приехал в Уфу - и из театра нас, 20 молодых людей, послали учиться в ГИТИС. Отучился четыре года в Москве, и с 1959 года работаю в этом театре. И каждый отпуск провожу в родном селе.
Екатерина КЛИМОВИЧ |