РУБРИКА "ЧЕРНЫЙ ЯЩИК"Мастерская параллельного мира
Признаюсь, отправляясь на задание, готова была увидеть все что угодно: зеленую стену, на которой висит супергерой, актеров с датчиками, фиксирующими каждое движение, огромные мониторы и вредного режиссера, упивающегося крепким кофе и иногда выдающего: «Стоп. Снято». Но ничего подобного в студии не наблюдалось. Офис, компьютеры и уткнувшиеся в них художники. - Что вы, мы все с нуля делаем, - усмехается директор студии Виталий Мухаметзянов. - Датчики - это самое примитивное, что может быть в трехмерной графике. Они не позволяют достичь той пластики, которая делается при разработке персонажа в программе. В «Аватаре» были задействованы актеры, но, знаете, когда они перемещались в студии, то двигались, как в компьютерной игре, видя перед собой уже весь мир Пандоры на мониторах. Не говорю, что это плохо, у нас просто методика другая. И все же, к «Аватару» в студии отношение уважительное. - Очень добротный фильм, качественный, - рассуждает Виталий. - Хотя и сюжет на уровне 70-х годов. Но на него никто не обращает внимания, все восхищены графикой. Возможно ли у нас сделать такое? Может быть, если был бы бюджет сравнимый и компьютеры. Мы тут работаем на той же самой технике, что и в редакциях стоит, или дома у граждан. Те же «пентиумы». Или взять, к примеру, фильм «2012». Там, когда рушатся здания, видно каждую пылинку, трещинку. Мы тоже могли бы добиться такой степени детализации, но пришлось бы делать больше слоев, времени заняло бы немерено. Поэтому у нас нет цели рушить города, а есть задача сделать хороший мультфильм. Среди натуральных блондинов Последний успех студии - это клип на песню Николая Баскова «Натуральный блондин». Делали его два месяца, хотя, как признается Виталий, в сценарий постоянно вносили коррективы. - Мне звонил Басков и говорил, давай Юдашкина в клип добавим, давай еще кого-нибудь, увеличивал нам объем работы, - усмехается Мухаметзянов. - Но, к счастью, справились, всем клип понравился. Работы студии часто можно видеть на центральных каналах. Например, ранние клипы Глюкозы, когда она появлялась в образе трехмерной дерзкой блондинки, делались именно здесь. В «Мухе» же создавались все эффекты для клипов группы «Серебро». Сейчас, правда, Макс Фадеев открыл свою студию в Москве и творит самостоятельно, но работы у «Мухи» не убавилось. Сейчас, в обстановке строжайшей секретности, в студии создается мультфильм «Московская сказка», а играть там будут резиденты «Камеди клаба». - Сценарий очень хороший, смешной, только я вам его не расскажу, - хвастается Виталий. - Могу лишь отметить, что это будет полноценный мультфильм на полтора часа, и все персонажи уже разработаны. О премьере говорить рано: когда все нарисуется, потребуется время на озвучку. Одно в «Мухе» знают точно: как только фильм выйдет на экраны, он сразу же попадет в руки пиратов. Так произошло с двумя полноценными лентами «День хомячка» и «Здравствуйте, я ваша крыша». Но обращаться в милицию и требовать наказания здесь не хотят, а к воровству фильмов относятся по-философски. - Это волна, с которой ничего не сделать, - рассуждает Виталий. - Конечно, закрываются магазины, уничтожаются диски, но это все бессмысленно. Более того, диски как носители уже изживают себя. Сейчас наступает время торрент-сайтов. Признаюсь, и сам иногда что-то там ищу. Думаю, что вскоре кинотеатры превратятся просто в место, куда можно прийти, провести время, показать себя, других посмотреть, а большую часть фильмов люди будут скачивать из сети. И надо принимать этот прогресс. С появлением Интернета наша жизнь значительно упростилась. Я еще помню те времена, когда мы делали мультфильмы на кассетах, а так как всегда работали с Москвой, то отправляли им все самолетами. Сейчас намного проще: отправил по электронке и они тут же все получили. Коридорное образование Трехмерная графика - это такая странная вещь, которая находится на стыке отличного знания компьютерной программы и умения рисовать. Дипломов специалистов-трехмерщиков в Уфе не выдают, хотя несколько лет в Педуниверситете на художественно-графическом факультете стали преподавать основы компьютерной графики. Но выпускники пока студию массово не атакуют, более того, Мухаметзянов признается, что на дипломы своих сотрудников он смотрит в последнюю очередь. - Если компьютерной графике учить, то преподаватель сам должен уметь создавать фильмы мирового уровня, - рассуждает он. - Пока я таких в Уфе не знаю. Конечно, там дают основы программ, но это можно освоить и дома, самостоятельно пользуясь самоучителями. Все сотрудники студии, можно сказать, самоучки. Компьютерная графика для них - это хобби, которое превратилось в профессию. Мухаметзянов и сам самоучка. За плечами восемь классов школы, плюс аттестат, полученный в вечерней школе. Дальше не было ни колледжа, ни института, зато присутствовало невероятное желание рисовать и создавать что-то свое. - Я не говорю, что образование не нужно, и не призываю делать как я, - рассуждает Виталий. - Но в жизни все зависит не от диплома, а от человека. Многие мои друзья, которые чудесно учились в школе и окончили институты с красными дипломами, сейчас работают грузчиками. А школа все-таки мне многое дала. Пусть я не знаю всяких реакций по химии или процессов по физике, но я научился там дружить, драться, общаться с людьми. На уровне Недавно студия получила очередную награду за мультсериал «Буратилло». Он признан одним из лучших роликов антинаркотической направленности. Это тот проект, который делается скорее для души. - Изначально Буратилло появился в заставке MTV, - вспоминает Виталий. - Мы его задумывали как отечественный вариант Бивиса и Бадхеда, только еще более отмороженный. Потом возникла мысль на его ошибках показывать вред наркотиков. Идея очень понравилась наркоконтролю, и персонаж шагнул в телеэфир. В Интернете же «Буратилло» является одним из лидеров закачек. В студии этому только радуются - не каждая социальная реклама получает популярность в народных массах. Вообще есть стереотип, что отечественное телевидение и кинематограф находятся на достаточно низком уровне относительно мирового. Действительно, блокбастеры получаем из Голливуда, клипы смотрим американские, да и идеи ситкомов сплошь кальки с иностранных телепроектов. - Если смотреть по уровню, мы ничуть не уступаем, - рассуждает Виталий. - Иногда, правда, бывает откровенная халтура. Например, на местном телевидении часто в клипах камеры не переключаются. Зритель несколько минут может смотреть просто на одну точку. Тут не нужны дополнительные деньги или сверхоборудование, просто камеры надо переключать, и все. Сердце сжимается, и обидно становится, когда такое вижу. А в остальном телевидение становится все более оперативным, в будущем оно вообще, наверное, сроднится с Интернетом. Если же говорить про вклад «Мухи» в мировой шоу-бизнес, то он тоже весом. Например, в ротации музыкального канала в Лос-Анджелесе есть клип группы «Рефлекс», сделанный в уфимской студии. Он занимает первые строчки хит-парадов, сами исполнительницы уже давно живут за рубежом, там же и выступают. Виталию неоднократно предлагали перебраться в США. Но он эмигрировать и перевозить студию отказался. - Во-первых, у меня в Уфе родители, пенсионеры уже, во-вторых, здесь Родина все-таки. В этом плане я патриот, - рассуждает Виталий. - В Москву тоже предлагали перевести студию, но я не согласился. Конечно, там то, чем мы занимаемся, более чем востребовано, но Москва - очень быстрый город, там люди постоянно напрягаются, нервничают, а я этого не люблю. И потом сама наша работа подразумевает спокойствие. И действительно. Стрелка на часах уже перевалила за восемь вечера, но домой никто не собирается. После каждого щелчка мышки персонаж обрастает новыми гранями, появляются какие-то детали. Когда все будет нарисовано, мощные компьютеры все обсчитают и сведут в единый ролик. Может действительно, и не нужны никакие актеры, если все можно нарисовать? - Когда появилось телевидение, говорили, что театр умрет, но он же остался и пользуется народной любовью, - говорит Виталий. - Также и с актерами. Трехмерные куклы будут использоваться там, где нельзя снять, они будут выполнять сверсложные трюки, лететь к нарисованным планетам. Но в драмах живые человеческие эмоции всегда будут изображать люди. У них это получится намного лучше, чем у кукол.
Маргарита ТИЛОВА |