|
КОРЕННЫЕ УФИМЦЫ
Карманов Юрий
Юрий Карманов, директор ТЮЗа «Маска», заслуженный артист РСФСР, лауреат премии «Достояние столицы»
Победный мальчик Я родился в 1945-м. Уфа моего раннего детства - это улица Ленина: на месте дома, где сегодня галерея «Мирас», были одноэтажные дома барачного типа. В одном из них мы с мамой и жили. Улица была булыжной, по ней ходили трамваи, а на перекрестке стоял милиционер-регулировщик. Двор наш был очень интересный. Жильцы подвального помещения держали кур и гусей. Их петух все время норовил меня клюнуть, я его очень боялся. Поэтому брал с собой палку и дрался с ним - так и прорывался на улицу. Было три друга: я, Вовка Костров и Заки Баширов. Чаще всего мы играли в войну. При этом немцем быть никто не хотел, так что эту роль играли по очереди. Я нередко захаживал в гости. В большой семье Башировых всегда угощали чаем, еще были очень вкусные блины. И все жили одинаково небогато, избытка провизии не наблюдалось. Посреди двора был колодец, вокруг которого все собирались. А когда играли на гармошке, я всегда принимался плясать. Если спрашивали, кем хочу быть, отвечал: «Клоуном». Только артистом - никаких других мыслей не было. Пионерско- хулиганское Потом бараки на Ленина снесли, а мы с мамой переехали в Молодежку - получили комнату в двухэтажном доме с общей кухней. Рядом с заводом «Геофизприбор» было два дома, жить в них считалось роскошью, ведь кругом были бараки. А уж когда на смену керосинкам пришел газ, а в соседнем доме появился телевизор, который смотрели всем двором - это было что-то немыслимое. Мы залезали в соседские сады за яблоками, играли в лесу в разведчиков, летом бегали на Трамплин ловить пескарей. А еще по соседству жил один человек, который делал и продавал чемоданы. Он был очень жадным. Его двор охраняла овчарка, а забор он пробил патефонными иголками. Мы сначала привязали овчарку в углу, а в следующий раз - повалили забор. Словом, озорничали. И все были как одна коллективная безотцовщина. А в 1957 году, когда запустили спутник, ночью вся улица забиралась на крышу и искала его. Маленькую звездочку, пересекающую небо, действительно можно было увидеть. Он был первым, и он был наш. На плечах гигантов В училище искусств руководителем нашего курса была Шаура Муртазина - легендарный режиссер, с ней связано время нового расцвета Башкирского театра драмы. А в Русском драматическом, где я работал, главным режиссером был Габдулла Гилязев - очень добрый и талантливый человек. Он умел собрать команду актеров, каждый спектакль становился событием. Затем с нуля создал Театр юного зрителя, а это очень непросто! Потом он превратился в Национальный молодежный. Мне кажется, что сегодня человек, который так много сделал для нашей культуры, незаслуженно забыт. Думаю, должна быть премия его имени. Или конкурс. Еще из жизни в театре запомнилось время сменяющих друг друга генсеков. Каждый раз вставал парторг, произносил речь, объявлялся траур, если игрались спектакли - то только мрачные, трагические, по телевизору шло «Лебединое озеро»… На третий год подряд это стало уже смешно. Театр мечты Кроме Уфы, я работал в Вологде, Душанбе, Оренбурге. Играл Клавдия в «Гамлете», Подсекальникова в «Самоубийце», Есенюка в «Эшелоне». И уже 20 лет директорствую здесь. Сначала был создан Центр детского творчества «Маска», в 2012-м он превратился в театр. Мы пережили бесконечные ремонты. Сегодня мечтаем о надстройке еще одного этажа, поскольку гримерных не хватает. Молодежный - для молодежи, а я убежден, что миллионному городу необходим театр для детей и юношества. Мы должны их воспитывать. Учить уважать друг друга, невзирая на национальности и другие различия, проявлять участие, что мы, к сожалению, разучились делать. Иначе вместо нас воспитывать будет кто-то другой. А детское сознание можно повернуть в любую сторону. От О. Генри до Нушича В сказке-водевиле «Принцесса без горошины», премьера которой состоялась 19 февраля, коллизия «жениться по любви» приобретает современный оборот: принцессы сами съезжаются во дворец принца. Ее мы поставили вместе с нашим худруком и актрисой Молодежного театра Полиной Шабаевой. Также недавно выпустили комедию «Похищение Джонни Дорсета» по рассказу О. Генри, а всего в репертуаре 11 спектаклей плюс игровые программы. Теперь возьмемся за «Госпожу министершу» Бранислава Нушича. Это комедия о женщине, муж которой внезапно стал министром. И она сразу потребовала себе министерский экипаж.
Текст: Екатерина КЛИМОВИЧ. |
|
|