ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Стратегический Съезд
21 ноября в Санкт-Петербурге состоится XI Съезд Всероссийской политической партии ...

Выставка вам в помощь
С 22 по 24 октя
бря на ипподроме «Акбузат» прошла XIII выставка-ярмарка «Недвижимост...


«Китапу» - 90
В октябре Башкирское издательство «Китап» имени Зайнаб Биишевой отметило 90-летие...

На святом пути
27 ноября начнется празднование Курбан-байрама, оно продлится три дня. В течение вс...

В небе - наши
Уфимское моторостроительное производственное объединение заключило договор с О...

Учёные за партой
11-12 ноября на базе Уфимского государственного нефтяного технического университе...

Дело молодое
Семьи Иртугановых, Шемагоновых, Пусковит, Морозовых, Гузаировых, Шайхутдиновых и ...

Поэтика и экспрессия
С 16 октября по 10 ноября галерея «Мирас» представляет выставку живописи Расиха Ахм...

Белый танец Кунички
С 21 по 23 ноября в Уфе пройдет V открытый городской конкурс эстрадной песни «Белая к...

На конвейере инноваций
В финале всероссийского конкурса «Лидер XXI века», который пройдет в ноябре в Яросл...

Оценят ум
В 2009 году Башкортостан занял 11-е место в рейтинге регионов Российской Федерации п...

Полезная СРеДА
Фестиваль социальной рекламы «Городская СРеДа» (Социальной РЕкламе - ДА!), в котор...

Ретро-новости
90 лет. В ноябре 1919 г. в бывшем особняке лесопромышленника Лаптева на Гоголевской у...




     №11 (96)
     ноябрь 2009 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ"

Призраки дворянского прошлого


Доходный дом, расположенный по адресу: Карла Маркса (до революции - Александровская), 22, был построен в 1910-1916 годах купцом Меклером. Арендовать здесь жилье было не каждому под силу: огромные комнаты, потолки высотой больше пяти метров. На первом этаже бакалейная лавка для постояльцев и жителей окрестных домов. В медицинском кабинете принимал пациентов врач-многостаночник. Еще один «офис» был отдан под типографию.
После революции жильцы съехали, лавки закрылись. Здание пустовало не долго. В 1924 году доходный дом Меклера стал «Домом крестьянина» - для приезжающих на съезды представителей крестьянства была организована гостиница. В годы Великой Отечественной войны здесь разместился эвакогоспиталь, затем здание вновь стало Домом крестьянина.
- Пустите переночевать, - около входа в гостиницу «Золотой колос» всегда толпились люди. Приезжие собирались безо всякой надежды: знали уже, что в ответ услышат «Мест нет». «Золотой колос» мог бы стать элитной гостиницей и носить гордое имя, к примеру, «Метрополь» или «Астория». Но шелковые портьеры на окнах так и не появились. Клиентами гостиницы были все те же командированные на съезды крестьяне и приезжавшие на соревнования дети. Последние селились в десятиместных номерах с двухъярусными кроватями.
А в том помещении, где до революции находилась бакалейная лавка, разместилась чайная. Полукруглые окна, румяная выпечка, продавщица в накрахмаленном фартуке и настоящее бочковое пиво. Вроде, ничего необычного, но на фоне серых хрущевок, господствовавших в новых районах, чайная на Карла Маркса казалась вышедшей из сказки.
А еще в Доме крестьянина находился кинотеатр повторного фильма. Зал был небольшой, мест на 100. В основном его занимала ребятня.
…Идиллия кончилась в конце 80-х. Видеомагнитофоны перестали быть дефицитом, и сеансы повторного фильма оказались невостребованными, на месте кинозала появилось кафе «Вечерние огни». Чайная вначале пришла в запустение, а потом и вовсе закрылась. Дольше всех продержалась гостиница. Последних клиентов она принимала еще в 1993 году. В 2003-ем Дом крестьянина снесли. Сейчас на этом месте торговый центр, выглядит старинным, но это новодел, теперь 4-этажный.
Напротив «ньюмеклеровского» дома стоит бизнес-центр. Многочисленные офисы, клерки, беспроводной Интернет. Высокие технологии вообще характерны для этого места, ведь именно отсюда началось электроснабжение Уфы.
…Шел 1898 год. В Москве и Санкт-Петербурге уже вовсю пользовались электричеством. А в уфимских домах, даже в самых знаменитых, - керосиновые лампы. «Смазать карту будня» взялся Николай Владимирович Коншин. Инженеру и предпринимателю разрешили сделать пристрой к зданию Второй пожарно-полицейской части (первая находится и поныне на пересечении улиц Цюрупы и Октябрьской революции. прим.авт). Коншин возвел электростанцию на свои средства, ему пришлось даже засыпать небольшое озерцо. Инженер не упустил и своей выгоды. Более того, он вполне официально стал монополистом, заключив с Городской управой договор, согласно которому ему предоставлялось единоличное право на устройство городских электрических сетей. И он этим правом успешно пользовался, например, завышал цены. Так, в Москве киловатт электричества стоил 7 копеек, а в Уфе - 40. Несмотря на высокую цену, качество услуг оставляло поначалу желать лучшего. Известен анекдотический случай, когда Коншин с товарищами играл в карты, и вдруг… погас свет. Предприниматель вместо того, чтобы выяснить причины и ругать своих подчиненных, просто зажег свечу.
В 1915 году электростанция перешла в собственность города. Тогда Городской управе пришлось выплатить предпринимателю 275 тысяч рублей отступных.
Судьба самого Коншина для историков тайна. Известно, что в июне 1918 года он попал на «баржу смерти» вместе с другими уфимскими «буржуями» (большевики, прикрываясь заложниками, спускались на ней вниз по Белой). След Коншина затерялся, а электростанция продолжала давать свет до 1930-х годов. Тогда были построены электростанции около стадиона «Труд» и на Непейцевской горе. Коншинское здание отдали под трансформаторную подстанцию. В 60-е годы подстанция и пожарно-полицейская часть значительно изменились: над ними был надстроен третий этаж, а с двух сторон здание «зажали» строениями завода «Уфасельмаш». Это предприятие занималось производством сельхозтехники: так, славились машины для мытья куриных яиц, а еще бытовые стиральные машины. Но завод не смог пережить перехода к рыночным отношениям. В 1999 году предприятие обанкротилось, а здание стало невостребованным. Стоящий прямо напротив тогда еще не снесенного меклеровского дома завод также зиял пустыми окнами.
Электростанцию Коншина и Вторую полицейскую часть разобрали «по винтику, по кирпичику». На второй этаж части вела прекрасная чугунная лестница. Она бесследно исчезла в 2001 году. Предположительно, ее сдали в металлолом. Из зданий вынесли все: оконные рамы, двери и даже кафельную плитку, которая, казалось, была прикреплена намертво.
Реконструкция дома началась в 2003 году. Сейчас во всех помещениях располагаются бизнес-центры. Фасад коншинской электростанции и пожарно-полицейского управления реконструирован, но, естественно, не в первоначальном виде.
Как признается местный старожил Марат Абдулхакович, осовременивание микрорайона началось с семидесятых годов, когда на перекрестке Чернышевского и Карла Маркса построили авиакассы, этот район иначе как «Агентство Аэрофлота» и не называли. Между тем, сам Марат Абдулхакович родился и вырос в бывшем особняке Шкапских. Самый известный представитель этой фамилии - Орест Авенирович - получил образование в Петербурге, имел связи с народовольцами, за что, собственно, и был арестован. Про уфимских Шкапских практически ничего не известно. Их дом построен в 1860-х годах. После революции здание отдали на расселение. Отец Марата Абдулхаковича получил здесь комнату в 1937 году.
- От дворян у нас ничего не осталось, - говорит пенсионер. - Только стены.
Со стенами ему конкретно повезло. Дело в том, что дворянские дома по планировке условно можно разделить на три части: для хозяев, слуг и производственные помещения. Окна дворян и купцов традиционно выходили на улицу. Их комнаты просторные, потолки высокие, окна красивые. У них даже встречался отечественный вариант жалюзи - внутренние ставни. Они закрывались изнутри и спасали капризные до солнца «высокопоставленные» тела от излишнего света. Комнаты слуг - проще и меньше. В первые годы советской власти людей селили даже в конюшни и склады. В пятидесятые годы там жили студенты Мединститута.
- После того, как для них общежитие построили, здесь просто коммуналка образовалась, - вспоминает Марат Абдулхакович. - Бывшие студенты нас иногда навещали.
Напротив дома Шкапских стояла группа особняков купцов Набатовых.
- Помню, ребенком совсем был, про них рассказывали, что рисковые люди были, - говорит Марат Абдулхакович. - Весь город их боялся, когда они на своих тройках по Александровской разъезжали. Как слышно их было, люди старались во дворы уйти, чтобы плетью не попало.
После революции в домах Набатовых располагалось «Заготзерно», а с 1950-х годов - «Заготплодовощ». Погреба были вырыты прямо во дворе. Когда склады ликвидировали, погреба вначале закидали землей, а потом покрыли асфальтом.
В большинстве купеческих домов квартала расположились коммунальные квартиры. Сразу после революции владельцы переезжали или пропадали в неизвестном направлении, как уже упомянутые Шкапские. Но есть и исключения. Так, в доме по адресу: Чернышевского, 75, потомки купцов Ахтямовых жили вплоть до 1970-х годов.
- После революции их, конечно, уплотнили, но в трех домах они остались. Помню, один из этих Ахтямовых даже дворником работал, и ничего. Еще одну Ахтямову вселили в подвал нашего дома. До революции там склады были, а потом люди стали жить. Но это ее не по причине классовой ненависти, просто так поселили, - вспоминает житель дома на Чернышевского, 73, Гумер Уметбаев. -  Со временем в подвале было обустроено что-то вроде временного жилья. Люди тут находились два, максимум три месяца, а потом им давали благоустроенные комнаты или квартиры.
Просторные купеческие комнаты делили деревянными перегородками. Из одной большой могло получиться до трех маленьких.
Гумер Салимович  утверждает, что, несмотря на тесноту и отсутствие элементарных условий, люди здесь жили очень дружно.
- Мы и двери-то стали только в 80-е закрывать, - усмехается пенсионер. - Летом постоянно устраивали какие-то игры, концерты, театральные постановки. Все это прямо во дворе делалось. Когда чуть старше стал, мы с ребятами нашли старый теннисный стол и выставили его. Никому и в голову не приходило, что его можно сломать или украсть. Так все лето он у нас и стоял. В теплые дни, когда совсем не хотелось заходить домой, родители выносили во двор кушетки, и мы там ночевали.
От шума улицы жителей спасали деревья и клумбы. Вся улица Чернышевского утопала в зелени.
- Нашего дома практически не было видно, - вспоминает Галина Орлова, которая всю жизнь прожила на Чернышевского, 71. - Прямо около дороги стояли высокие деревья, а в том месте, где сейчас выстроены каменные заборы, были клумбы. Мы сами за ними ухаживали. Тогда было стыдно, если во дворе непорядок какой. Никому и в голову не приходило, что можно прямо на землю фантик кинуть или окурок.
Дом Галины в свое время принадлежал семье Вавиловых. Усадьбу в 1884-1885 годах построил известный на всю дореволюционную Уфу купец и промышленник Павел Васильевич Вавилов. Сразу после революции семья купца съехала, не оставив после себя никаких вещей. Однако сам дом сохранился практически в первозданном виде, если не считать перегородок, созданных коммунальщиками. Это был один из первых особняков, где зажглись электрические лампочки (благо, до электростанции Коншина рукой подать), периодически звонил телефон. Конечно, после революции телефон из дома убрали. Тогда домашние аппараты устанавливались только в квартирах высшего руководства. Галина Орлова вспоминает, что больше 20 лет она стояла в очереди на телефон.
- У меня мама тяжело заболела, и мы относились к списку первоочередников, - вздыхает пенсионерка. - Нам постоянно нужно было «скорую» вызывать. Но даже в этом случае нам потребовалось много лет, чтобы обрести «связь с миром».
Сейчас Орловых расселили. Пенсионерка признается: в панельном стандартном доме ей нет-нет да и взгрустнется.
А вот Татьяне Мардановой, ее соседке, не до грусти. Ее двухкомнатная квартира находится на месте Вавиловской кухни. Она приехала сюда в 1992 году - обменялась с коллегой.
На кухне стоит печь еще с купеческих времен. Но Татьяна ею не пользуется: в доме есть газовая колонка и плита.
- По идее, все в рабочем состоянии, но для печи ведь дрова нужны, а это все же центр города, - рассуждает женщина. Запасы на зиму она складывает в погреб. Он также сохранился с тех вавиловских времен без изменений. Прошло больше сотни лет, но деревянные полы не требуют ремонта. Не ремонтировалась и лестница на второй этаж. А вот в сенях заметно, что вход на кухню заделывался. Изначально он был рядом с входной дверью, впоследствии его перенесли. Следы до сих пор остались на стене.
…Предполагать, что в здании на Чернышевского, 71, водятся приведения, было бы слишком смело. Веселая компанейская жизнь коммуналок советского времени не допускала никаких мыслей о потусторонних силах.
- Я тоже об этом не думала, пока сын в армию не пошел, - вспоминает Татьяна. - А потом поняла, что не могу дома одна находиться.
На помощь пришли коты. Они ни на минуту не оставляют Татьяну, когда сын  уходит на работу.

Сейчас в доме почти не осталось людей. Он признан аварийным. Соседний дом по адресу: Карла Маркса, 24, пуст наполовину. По Чернышевского сплошным потоком идут автомобили, под окнами - постоянная трель мобильных телефонов. Фамилии Вавилов или Ахтямов уже не приводят горожан в священный трепет. И хоть давно срублены те деревья, что скрывали дореволюционные усадьбы от мира, с каждым днем за городской суетой они кажутся все менее заметными.

Маргарита ТИЛОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости