РУБРИКА "ЛЕГЕНДЫ УФЫ"Малая Уфимская железная дорога
В наши дни за лето детская железная дорога перевозит около 30 тысяч пассажиров. В трех вагонах детского поезда «Юный железнодорожник» пассажир может совершить почти двухкилометровое путешествие по парку с остановками на двух станциях «Юность» и «Приозерная». Скорость движения состава - не более 10 километров в час. Время в пути то же самое. Работа на детской узкоколейке, практически ничем не отличающейся от взрослой, не игра, а серьезный труд. Вот новый поезд с Комбарковского машиностроительного завода, поблескивая голубыми вагонами, подходит к станции «Приозерная». Дежурный по отправлению Денис Сайфуллин сигнализирует красным щитком. Стрелочник Диана горизонтально вытягивает руки с красными флажками, призывая машиниста уменьшить скорость. Сегодня это четвертый по счету рейс, а всего за смену их бывает 15-16. Купив билеты в кассе, расположенной неподалеку, пассажиры занимают в вагонах сидячие места. Встать имеют право лишь по прибытии, после трех гудков тепловоза. За порядком следят проводники. Перед началом работы дорогу обходит путеец, проверяет, чтобы все было в порядке, делает заметки в журнале. Остальные сотрудники тоже без дела не сидят. Руководит процессом инструктор Эдуард Александрович Кочегаров, бывший машинист электровоза-паровоза. - С ноября по апрель инструктора начинают ходить по школам и приглашать к нам детей, - рассказывает он. - Обучение продолжается пять лет. Зимой ребята изучают основы профессий дежурных по перрону, по вокзалу, проводника, ревизора-контролера, диктора, помощника машиниста, машиниста тепловоза и других. А с 1 мая по 30 сентября проходят практику. Выпускники получают свидетельство об окончании курса обучения на детской железной дороге и могут поступать в железнодорожный техникум. Сам Эдуард Александрович - потомственный железнодорожник. Трудится на транспорте уже полвека, из них 12 лет - на детской железной дороге. В рассказе его присутствуют ностальгические нотки. Когда-то на детской железной дороге обучалось более тысячи детей, сегодня - всего около 300. В весенние каникулы юные железнодорожники с инструкторами ездили на экскурсии в города-герои. - Сегодня ребятня идет к нам с неохотой, - вздыхает Эдуард Александрович. - Надеюсь, что ситуация изменится. Не все дети могут заниматься в платных кружках и секциях, а у нас обучение бесплатное. Школьники оказываются под присмотром и получают хорошие навыки. Отработает ребенок в первую смену, поест и на вторую с удовольствием остается. А потом рассказывает своим сверстникам, и те тоже загораются новым делом. Понятно, что это лучше, чем слоняться по улице. Кем станут в будущем юные железнодорожники, еще неизвестно. Но то, что большинству здесь нравится, - определенно. - Лучше работать, чем бездельничать, - говорит девятиклассник из черниковской школы Павел. - Каждый день добираюсь из Черниковки до парка на электричке. Меня сюда записал папа. - А к нам в пятом классе пришли инструктора и рассказали о железной дороге, - добавляет Денис. - Мечтал я о таких занятиях с шести лет. Тогда мы с другом прокатились на поезде «зайцами». Нас поймали, и почему-то мне очень сильно захотелось стать железнодорожником. Я записался и за пять лет занятия почти не пропускал. - Несмотря на финансовые трудности, железная дорога сегодня находит средства для обучения детей, - рассказывает Габбас Ситдиков, начальник Уфимской детской железной дороги. - Наши воспитанники обеспечиваются формой и питанием. В этом году приобрели новый локомотив и три вагона стоимостью 20 миллионов рублей. Отремонтировали путь: деревянные шпалы заменили на железобетонные. На эти цели затратили порядка 13 миллионов рублей. Сейчас идет ремонт здания управления. Цена билетов не поднималась. Детский - 40, взрослый - 50 рублей.
Уфимский речной порт
Фундамент ныне существующего Уфимского речного порта заложили ещё в 60-х годах XIX века. Именно тогда фамилия белебеевского купца первой гильдии Федора Семеновича Софронова дала название двум уголкам города: Сафроновской пристани и Сафроновской слободе. Кроме дома на углу Большой Казанской (ныне Октябрьской революции) и Малой Ильинской (Воровского) Федор Семенович приобрел у наследника Демидова участок на Оренбургской пристани (ныне Набережная улица). Купцу принадлежал единственный на реке Белой буксирный пароход «Надежда», который с 1863 по 1871 годы перевозил товары. Сафроновская слобода стала застраиваться после основания пристани. На ней появились улица Речная и поперечные к ней Златоустовская, Мензелинская, Белебеевская, Стерлитамакская и Бирская. Новая часть города получила название Северной слободы. К пристани была подведена железнодорожная товарная ветка «Сафроновская» Самаро-Златоустовской железной дороги. Здесь же были сосредоточены конторы и склады горнозаводчиков Южного Урала, пароходчиков и богатых уфимских купцов. Федор Семенович ушел из жизни в 1898 году, а его дело успешно продолжили трое сыновей. Основанная Софроновым пристань сыграла большую роль в организации переработки и транспортировки грузов и пассажиров по рекам Белой, Уфе, Каме и Волге. Всего в 1905 году на реке Белой Уфимской губернии насчитывалось 10 пароходных пристаней. В 30-е годы на пристани развернулось движение за ударный труд. Речники Белой активно включились в этот процесс. Коллективы пристанских бригад, судов добивались рекордных показателей в переработке и перевозке грузов, выполняя планы до 200%. В 1945 году объем переработки грузов вырос до 202630 тонн, перевезено 135380 пассажиров. На пристани работали 502 человека. В конце Великой Отечественной войны пристань представляла собой естественный берег реки Белой с облагороженными, мощенными булыжником откосами и забитыми по кромке уреза воды деревянными сваями - ровесницами трехсотлетия Романовых. На ней было 13 причалов: 10 грузовых, бункеровочный и 2 пассажирских. С основания Уфимского речного порта на Сафроновской пристани минуло полвека. Три года назад на его территории появился музей якорей. Восемнадцать якорей разных эпох, когда-то потерянных и потом найденных в реке, величаво стоят ныне на суше. Самый маленький весит 50 килограмм, самый крупный (1985 года) - 3 тонны. - На каждом якоре должно быть написано название судна, - рассказывает ветеран Уфимского речного порта Борис Васильевич Карпов. - Если якорь потерялся, сразу сообщают в судоходную инспекцию, чтобы другое судно на него не напоролось. На старых же якорях ручной ковки надписи не делались. Борис Васильевич работает на реке 43 года. Сначала инженером, потом - главным технологом. На его глазах происходило техническое перевооружение порта, закупались импортная техника и оборудование. - Раньше мы перерабатывали гораздо большие объемы грузов, - рассказывает Борис Васильевич. - Пятнадцать лет назад доходило до 17-ти миллионов тонн, а сегодня, когда объемы сократились, - всего около трех миллионов. Навигация тогда начиналась рано.
Как сообщается в 29-ом номере «Оренбургских губернских ведомостей» за 1847 год, в 1766 году Высочайше был утвержден проект коллежского Советника Тетющева о снабжении солью Государства от Илецких источников. По проекту сему водная система реки Белой избрана была путем по сплаву Илецкой соли. В Уфе устроили третью пристань для ее свалки. На каждой пристани были организованы соляные магазины, просуществовавшие многие десятилетия. 12 июня 1857 года в Уфу пришел первый пассажирский теплоход «Ольга», мощностью 45 лошадиных сил. Он ходил по реке Уфа далее Богородска на верст 50. До появления в 1858 году парового судоходства вся продукция отправлялась на главные реки России самосплавом.
Татьяна ШАНГИНА |