ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Башкирия была первой
В Уфе, в Конгресс-холле, прошла Всероссийская научно-практическая конференция «На...

Команда, без которой нам не жить
В День работников бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяй...

Показали безопасность
В уфимском ДК «Нефтяник» прошел III Республиканский форум «Безопасность-2009». Орган...

Программа созидания
26 марта в Уфе, на 12-ом заседании парламента Башкортостана IV созыва, Президент респ...

На уборку становись!
Весна - время генеральной уборки города. Традиционно две апрельские субботы посвя...

Талант и его крылья
Вечер, посвященный памяти талантливого кинорежиссера и актера, основоположника к...

Лубок и бизнес
Достоянием уфимской общественности стал совместный проект Компании права «Респе...

Коронованная особа
Во Дворце культуры «Химик» состоялся пятый городской конкурс уфимских красавиц «...

Триумф мужского танца
В Башкирском государственном театре оперы и балета 17 марта - День памяти Рудольфа ...

Куклы освоили башкирский язык
После двух лет реконструкции единственный в республике Кукольный театр наконец р...

19 апреля - Пасха
19 апреля во всех православных храмах республики пройдут торжественные богослуже...

Впереди планеты всей
В голландском Ассене на катке стадиона «Де Смелт» уфимский мотогонщик Николай Кр...

«Веселой козе» - пятерка!
Впервые более чем за 15 лет существования Международный фестиваль театральных кап...

Ретро-новости
150 лет. 25 апреля 1859 г. началось строительство Суэцкого канала.
100 лет. 6 апреля 1909 г....





     №4 (89)
     апрель 2009 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "РОДОСЛОВНАЯ УФЫ"

Уфимская сирень Михаила Осоргина


А начиналось всё с семьи. Родители будущего писателя были уфимскими дворянами. Мать - урожденная Савина, отец - Ильин. Эти роды были внесены в родословную книгу дворян Уфимской губернии  с 1800 по 1818 годы, как отмечает В. А. Новиков, за выслугу в офицерских чинах. А вот род Осоргиных, псевдоним которых избрал писатель,  вписан в Бархатную книгу и является одним из древнейших дворянских родов России. Именье последних располагалось в живописнейшем местечке между реками Дёмой и Берсувань. На картах г. Уфы конца XIX - начала XX веков ещё отмечена Осоргинская волость, граничащая с Нагаевской, Булгаковской, Абрабской, Караякуповской.
После создания БАССР тогда уже значительно измельчавшее именье вошло в Ленинский район г. Уфы. Сейчас Осоргино представляет собой объединение нескольких садовых посёлков. Место, где находилась дворянская усадьба, названо старожилами «Сирень». Фундамента не сохранилось, а напоминанием о некогда бурлящей здесь жизни стали уже вымирающие кусты этого растения.  Да и местоположение наивыгоднейшее - находится на возвышенности и потому легко просматриваются все дворы крестьян и поля вокруг. Побывать в именье Мише не довелось, но со своей бабушкой, родом Осоргиной, он был знаком. С благоговением он опишет её позднее в мемуарных повестях и «Временах».
Получив хорошее по тем временам образование, родители Осоргина уехали в Пермь, где Андрей Фёдорович Ильин занимал ответственный пост в судебной системе края и был активным проводником либеральных реформ Александра II. С юных лет Миша Ильин не только восхищался величественной уральской природой, но и любил и умел работать с землёй. Отец научил его ухаживать за деревьями и цветами, расчищать родники. Мать, свободно владевшая четырьмя иностранными языками, занималась с сыном математикой и латынью. Именно через неё Миша Ильин получил прививку христианского смирения, которая спасла его от многих позднейших искушений.
В гимназии Миша Ильин проявил способности к журналистике и очень рано начал публиковать свои статьи в местных и столичных газетах. В гимназии же он, как и большинство его сверстников, был отравлен ядом ненависти и к своим учителям, и к христианской церкви, и к государственной власти. Поэтому неудивительно, что, поступив на юридический факультет Московского университета, он с головою окунулся в революционную деятельность. Позднее, уже в эмиграции М. Осоргин в своих романах «Свидетель истории» и «Книга о концах» правдиво изобразил путь вчерашних мальчиков и девочек из приличных семей в террористические организации эсеров. Нам теперь трудно представить, но им тогда искренне казалось, что главным препятствием на пути к свободе и справедливости в России стоит прогнивший царский режим и его защитник П. А. Столыпин, разрушавший своими реформами крестьянскую общину, что вызвало протест даже у Л. Н. Толстого. Охоте революционеров на Столыпина, предательства, раскаяние одних и убеждённость в своём праве убивать других, аресты и эмиграция уцелевших боевиков, крушение и гибель тогдашней России - всё это делает романы Осоргина необычно интересными и увлекательными не только с исторической точки зрения, но и их актуальности в сегодняшней действительности.

Первая русская революция для Михаила Ильина закончилась арестом и заключением в Таганскую тюрьму. Его приняли за другого Ильина, и эта ошибка чуть не стоила ему жизни. Мать не пережила ареста сына и тихо скончалась в Перми. А поскольку отец уже давно лежал на одном из уфимских кладбищ, то, выйдя на свободу, М. Ильин почёл за благо покинуть страну и поселиться в солнечной Италии. Там он много писал и обрёл европейскую известность как яркий и талантливый журналист и публицист со своим неповторимым стилем.
Февральская революция 1917 года вознесла Осоргина на гребень общественной жизни: на первых свободных выборах его избирают председателем Союза журналистов России, он активно печатается в различных изданиях, его приглашают занять должность министра во Временном правительстве, но он благоразумно отказывается. Для самого же писателя момент горькой истины наступает тогда, когда он получает доступ к архивам царской охранки. Там он обнаружил, что многие кумиры его революционной юности, не дрогнувшей рукой посылавшие молодёжь на смерть, были двойными агентами и доносчиками. Вынырнув из этой грязи, Осоргин навсегда ушёл из большой политики, но остался деятельным организатором русской интеллигенции. В годы гражданской войны он организовал в Москве лавку писателей, куда приносили уникальные книги из разоряемых дворцов и барских усадеб. За прилавками этого удивительного заведения стояли писатели и учёные, составляющие сейчас цвет и гордость отечественной культуры. А в те времена эта работа была для них порою единственной возможностью не умереть с голоду. Книга Осоргина «Из маленького домика» передаёт атмосферу тех лет, когда жизнь была «не то страшная сказка, не то оскорбительная хроника, не то великий пролог новой божественной комедии». Однако вопреки всяческим невзгодам писатель не терял присутствия духа, не снижал планку высокой русской культуры и именно в те страшные годы гражданской войны перевёл по просьбе режиссёра Е. Б. Вахтангова пьесу К. Гоцци «Принцесса Турандот». В 1921 году, когда на страну обрушился невиданный ещё до той поры голод, косивший уже не тысячи, а миллионы, Осоргин посчитал себя не в праве оставаться в стороне и возглавил газету комитета помощи голодающим. Вскоре члены комитета были арестованы. Высланный из Москвы в Казань Осоргин лично наблюдал, как на улицах когда-то процветавших городов складывали поленицы из детских трупиков. Причём твёрдые и мягкие тела сортировали отдельно, поскольку некоторых можно было ещё спасти. Почувствовал ли он тогда ответственность за свой вклад в такой поворот истории или всё отнёс к козням перехвативших у них инициативу большевиков? Как бы там ни было, но в 1922 году Л. Д. Троцкий при полной поддержке и одобрении В. И. Ленина организовал высылку из страны на двух «философских» пароходах более 200 представителей старой русской интеллигенции, которую терпеть было уже нельзя, а расстрелять не за что. В числе прочих на одном из этих пароходов навсегда покинул Россию и писатель М. Осоргин.

Последние 20 лет своей бурной жизни Осоргин провёл преимущественно во Франции. Там он активно сотрудничал в эмигрантских изданиях. В одной только парижской газете «Последние новости» им было опубликовано более 1000 статей и рассказов. Осоргин был не только талантливым писателем и журналистом, но и зорким литературным критиком. Именно он одним из первых по достоинству оценил талант делавших тогда первые шаги в литературе писателей М. Булгакова, Г. Газданова,
В. Набокова, Б. Поплавского и других. В 1928 году в Париже Осоргин издал книгу «Вещи человека», в которой почтил память своих родителей. Глядя на вывезенные из России портрет матери и дневник отца, он описал их романтическое знакомство в Уфе во времена губернаторства Григория Сергеевича Аксакова. Следует отметить, что венчание родителей будущего писателя проходило в Успенской церкви, на фундаменте которой в 1930-е годы был возведён «дом старых большевиков». Эта книга стала своеобразным нерукотворным памятником на две разлучённые могилы в Перми и в Уфе, венком поздней признательности сына своим родителям. Вся эта небольшая книга дышит благодарностью за родительскую любовь, оценённую в полной мере лишь на чужбине.
Не принимая радикализма большевиков, Осоргин был органически чужд и материальной приземлённости буржуазной культуры. Выходом из пошлого и ограниченного мещанского мира для него стал уход в масонство, которому он посвятил свой последний роман «Вольный каменщик». Воспитанный в антихристианской среде Осоргин всю жизнь стремился обрести веру. Эти религиозные поиски привели его с одной стороны к стихийному пантеизму, а с другой - к масонству, как вере в культуру и человеческий разум. В Париже писатель собрал свою третью коллекцию редких книг (первые две погибли в России), которую после прихода гитлеровцев постигла участь двух предыдущих.
Последние годы жизни Осоргин провёл в маленьком городке Шабри, на независимой от фашистов территории Франции. Там он писал статьи для американских газет и журналов и работал над своей итоговой книгой «Времена», которая вышла уже после его смерти. В ней он опять вспомнил свою поездку с отцом в Уфу, в город юности родителей и своего детства: «В Уфе нас ждала цветущая сирень, которою был наполнен воздух по течению реки. Отец был счастлив и показывал мне, потерявшемуся от новых впечатлений, всё, что он любил и знал…». Река Белая и запах сирени из многочисленных уфимских садов остались в его памяти как символ безвозвратно ушедших времён и той России, которую он стремился сделать счастливой и которой остался верен до конца своих дней.
Поскольку до середины 1980-х годов в Советском Союзе произведения Осоргина были под запретом, его активное изучение в нашей республике началось лишь в годы перестройки. Первыми исследователями его творчества стали краеведы. К сожалению, хорошо знавшие творчество Осоргина и высоко ценившие его революционные настроения, патриотизм и любовь к отечественной культуре краеведы
В. А. Скачилов и М. Г. Рахимкулов в силу целого ряда обстоятельств не смогли сами написать о нём статей. Но зато они много сделали для пропаганды его творческого наследия, щедро делились своими знаниями и помогали молодым исследователям делать первые шаги на этом поприще. И всё же в «первой волне» уфимского осоргиноведения в 1990-е годы тон задавали краеведы.
З. И. Гудкова, много работавшая в архивах,  проследила родственные связи Осоргиных и Аксаковых, а библиограф-краевед из Уфимского научного центра РАН Л. В. Сатаева одной из первых в нашей республике начала изучение первой волны русской эмиграции, связанной с нашим краем.
В 2000-е годы к изучению творчества писателя подключились профессиональные литературоведы и историки. Благодаря усилиям профессора кафедры литературы БГПУ им. М. Акмуллы
В. В. Борисовой на базе филфака БГПУ в 2003 году была проведена городская конференция по изучению осоргинского творческого наследия, а в 2008 году состоялась презентация новых книг уфимских авторов об Осоргине. Одними из самых ярких событий на этих мероприятиях были сообщения кандидата исторических наук, зав. отделом истории края Национального музея РБ
В. Н. Макаровой об осоргинских местах в Уфе и Башкортостане. С лёгкой руки директора Издательско-полиграфического комплекса БГПУ С. В. Вахитова в издательстве «Вагант» осенью 2008 года к 130-летию со дня рождения Осоргина были выпущены три книги молодых уфимских исследовательниц его творчества. В монографии преподавателя кафедры русской литературы ХХ века БГУ Г. И. Лобановой «Маленький человек» в вихре истории» исследуются романы Осоргина 1920-1930-х годов («Сивцев Вражек», «Свидетель истории», «Книга о концах», «Вольный каменщик»). В книге выпускницы филфака БГПУ Е. А. Мужайловой «Достоевский и Осоргин: типология почвенничества» впервые в отечественном литературоведении делается попытка изучения развития почвеннического направления в русской литературе ХIХ-ХХ веков. Хорошим подспорьем для всех, интересующихся творчеством писателя, станет биобиблиографический указатель сочинений М. А. Осоргина и литературы о нем за 1897-2008 годы «Россия осталась в сердце…», подготовленный выпускницей филфака БГПУ
О. С. Тарасенко совместно с библиотекой БГПУ.

Как видно даже из этого краткого и далеко не полного обзора, творчество Осоргина активно изучается в нашем крае. Однако для дальнейшего движения вперёд требуется хотя бы один раз в пять лет проводить в Уфе Осоргинские чтения на базе БГПУ им. М. Акмуллы или Мемориального дома-музея С. Т. Аксакова. Это необходимо для того, чтобы собрать вместе исследователей разного уровня и направлений: от студентов и школьников старших классов до маститых профессоров и исследователей из других городов (прежде всего из Перми). Осоргинские чтения помогут подключить к работе историков, философов, культурологов, политологов и других специалистов для комплексного исследования этого многогранного культурного явления. Думается, что со временем имя Осоргина займёт своё достойное место в региональных программах по истории культуры народов Башкортостана наряду с именами С. Т. Аксакова,
М. В. Нестерова и
Ф. И. Шаляпина. Без него наши представления о русской культуре первой половины ХХ века будут неполными, и мы никогда не поймём глубинных причин духовных и социальных катастроф ХХ века, которые грозят повториться в еще больших масштабах в новом тысячелетии.
В соседней с нами Казани уже второй год проводится масштабный фестиваль художественной литературы и джаза «Аксёнов-фест», на который со всей России и стран ближнего зарубежья собираются писатели и музыканты и в течение недели встречаются с жителями столицы Татарстана на самых престижных театральных площадках, в вузах и библиотеках. В эти же дни проходит конкурс молодых прозаиков и поэтов на соискание престижной премии «Звёздный билет». Неужели масштаб писательской личности М. А. Осоргина меньше В. П. Аксёнова? И почему бы Уфе не стать столицей фестиваля отечественной культуры первых десятилетий ХХ века? Ведь помимо М. Осоргина, М. Нестерова, В. Тимановой и
Ф. Шаляпина, работавших по всему миру, в Уфе и в Башкортостане в эти годы творили поэты Г. Тукай и Ш. Бабич, писатели М. Гафури и Я. Гашек, религиозные мыслители и просветители епископ Андрей (князь А. Ухтомский), З. Расулев и Р. Фахретдинов, художники Д. Бурлюк, К. Девлеткильдеев и А. Лежнев, а также другие талантливые деятели отечественной культуры. Может быть, неформальное знакомство с литературой и культурой народов России первых десятилетий ХХ века позволит нам яснее осмыслить проблемы сегодняшнего дня и получить дополнительный импульс к дальнейшему развитию? При доброй воле городских властей можно было бы организовать в Уфе в последней декаде мая ежегодный всероссийский фестиваль литературы, живописи и музыки «Уфимская сирень», девизом которого стали бы: патриотизм, краелюбие, сохранение традиций высокой культуры, гармония с природой и межнациональное и межконфессиональное согласие. 

Олеся ТАРАСЕНКО, Пётр ФЕДОРОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости