ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

С Днем рождения, республика!
В День Республики нас ждет фейерверк праздничных событий. Торжественное собрание...

После Уразы - в хадж
Мусульмане республики отметили праздник разговения Ураза-байрам, знаменующий за...

Поклон мудрости
Ежегодно 1 октября во всем мире отмечается Международный день пожилых людей.
В Г...


«Кармен» для учителя
2 октября в Башкирском государственном театре оперы и балета чествовали столичны...

Нефтяное новаторство
В сентябре отметили свой профессиональный праздник нефтяники. Нефть - наша кормил...

«Единая Россия» приглашает
Башкортостанское региональное отделение Всероссийской политической партии «Еди...

Нарисуйте нам символ

В Уфе стартует конкурс на лучшую символику 435-летия основания Уфимской крепости...


«Народное признание»
В рамках Года социальной поддержки семьи в республике объявлен конкурс «Семья-2008....

Мустаю - 89
20 октября - день рождения Мустая Карима. Вот уже два года как его нет с нами. В этом ...

Уфимцы засучили рукава
Дружным городским субботником завершился экологический месячник по уборке город...

Кто получит мини-грант?
Общественный фонд развития города объявил конкурс на мини-гранты для школ. Для уч...

С Днем рождения, Академия!
Уфимская государственная академия искусств имени Загира Исмагилова 18 октября от...

Аксакал музыки - в бронзе
Памятник выдающемуся башкирскому композитору Загиру Исмагилову будет стоять в Т...

Кисти и краски - о чувствах
Выставка живописи, графики, рисунка и прикладного творчества школьников-инвалидо...

Гоген и не только
В уфимском Музее современного искусства РБ имени Наиля Латфуллина проходит выста...




     №10 (83)
     октябрь 2008 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК"

Заинтригуют. Очаруют. Травмируют


Жениться в третий раз!
Башкирский драматический мобилизовал все свои творческие силы: премьера «Шаурекай» - фольклорного спектакля, написанного Мухаметшой Бурангуловым на основе народной песни - назначена на 3 октября.
- Хурматулла Газзалеевич! Вы знаете, что такое жениться в третий раз? - несется из микрофона голос режиссера Айрата Абушахманова. - И опять вас хотят обмануть! Плохая попадется - и кормить толком не будет!
- Женимся в четвертый! - бодро реагирует Хурматулла Утяшев. Однако при следующем выходе все его движения выражают беспокойство и недоверие.
На этой репетиции мой слух получил мощную встряску - похоже, в искусстве игры на ударных башкиры были не слабее лохматых рокеров.
- Специально для спектакля было заказано множество народных инструментов - кубызы, домбры, древние кыл-кубызы, вон те большие барабаны - дунгуры, - сообщил мне композитор спектакля Юлай Узенбаев. - Играть на них будут и музыканты, и сами актеры. У нас все по-настоящему - никаких современных инструментов использовано не будет. Разве что усилим недостаточно громкий звук микрофонами.
- Выбрали «Шаурекай» в том числе потому, что в нашем репертуаре до сих пор не было красивого, драматического фольклорного спектакля. Конечно, есть «Кодаса» - но там действие разворачивается уже в послереволюционные годы, когда традиции отмирают, - пояснил мне режиссер. - А что касается того обычая - жениться на жене старшего брата, если он умрет… Башкиры были воинственным народом. Мужчин убивали - женщины должны были не пропадать бесполезно, а рожать новых воинов! Это было необходимо. Вот как сейчас у нас есть такой обычай - не ездить на красный свет. Отсутствие обычаев означает анархию, - очертил Айрат Ахтямович свою государственную точку зрения и снова взялся за микрофон.
Сказкой - о сути
А вот в Национальном молодежном театре 14 октября зрителя будет приветствовать «Альфонс из Парижа» башкирской труппы; предвкушать премьеру - «Пять вечеров» по пьесе Александра Володина - предстоит до 13 ноября. Русская же труппа откроет сезон новой сказкой - «Иванушка-дурачок» предстанет перед нами 15 октября.
Главного героя Иванушку - Андрея Ганичева - я застала за наверстыванием упущенного: от родного коллектива артист был оторван сразу несколькими киносъемками в Москве.
- Еще идет поиск, актеры многое приносят, находят во время репетиций - однако надо следить, чтобы за всем этим не пропала цельная мысль, единая линия сюжета, - приоткрыла мне сложности творческого процесса режиссер спектакля - народная артистка РБ Ольга Мусина. - Это уже третья сказка Михаила Бартенева, которую я ставлю. Дело в том, что сегодня очень трудно найти качественную детскую драматургию. С хорошими старыми пьесами - Ольшанского, Шварца - трудность в том, что они довольно многословны, а у детей сейчас клиповое мышление. Я думаю, сказки нужно загружать действием. У Бартенева есть и хороший текст, и интрига, и мораль, душевность - просто нужно все это «достать». Вообще сказка - это как лакмусовая бумажка: выявляет мастерство и актеров, и режиссера. Здесь особый - игровой - способ существования, и чтобы им овладеть, нужно быть хорошим артистом. Тем более что дети - публика специфическая: не будут сидеть и слушать из вежливости.
- Сейчас нас окружает иностранная сказочная продукция - «Гарри Поттер», «Шрек» и так далее…
- Это интересно, я смотрю такие вещи! Но все-таки ставка тут делается на занимательность. Разговора о сути жизни нет, все переусложнено, а хочется, знаете, такой хорошей простоты, поэтому такая ностальгия по старому… Лучше наших старых сказок, мне кажется, снять невозможно. Но вот мой младший сын, например, смотрит только этот канал - Cartoon network, кажется? Пыталась подсунуть нормальные мультики - он их не воспринимает. К тому же они вообще ничего не читают… Не знаю, может, это и не так страшно, но мне страшновато. Все это так отличается от того, на чем выросли мы.
Нечего с ним церемониться
А вот в Русском драмтеатре, несмотря на бушующий в холле ремонт, состоялся как раз-таки серьезный разговор - именно так я бы определила суть действа,  впервые разыгравшегося 19 сентября на его Малой сцене. Звучит это страшно, однако ощущение сегодняшнего дня, «актуальные проблемы» именно что создают интригу и шок от этого спектакля. «В пробке» - последнее по счету творение Ксении Драгунской, впервые поставленное на сцене Евгением Зиминым, - это нужно видеть! (Кстати - да, вы не ошиблись: рыжеволосая драматург и детский писатель - действительно дочь автора бессмертных «Денискиных рассказов»).
И первыми это увидели студенты театрального факультета УГАИ, коллеги-актеры и, конечно, журналисты. После чего создатели «пьесы-предупреждения» - драматург, режиссер, актеры - бестрепетно ответили на вопросы аудитории.

- Ксения Викторовна, извините за наивный вопрос - вы предполагали, какие чувства должен вызвать у зрителя ваш спектакль? Лично я, кроме удовольствия, чувствую еще и легкое замешательство.
- Прекрасно. Я вообще считаю, что сейчас, когда мы окружены попсой, слащавостью, оптимизмиком  - зрителя надо травмировать. Надо ему врезать как следует! Если посреди всего этого оптимизмика - именно так, с суффиксом - не будет звучать голос театра, который скажет о проблемах, о гигантской пропасти между богатыми и бедными, между центром и окраиной страны, между правительством и простыми людьми - мы утратим страну, и играть будет не для кого. Останется только развлекать.
- А зритель должен получить после вашего спектакля какой-то нравственный ориентир? Или он должен остаться в пространстве собственных размышлений?
- Если он остался в пространстве размышлений - очень хорошо. С какого перепугу автор должен давать готовые рецепты? Перстом указующим, как студия имени Горького семидесятых годов… Спектакль должен возбудить интерес, в нем не должно быть ничего понятно. Понятно бывает в газете - хроника происшествий.
- А нет такого ощущения, что, кроме адвоката, все герои - типажи?
- Знаете, современный драматург не очень ветхого возраста почему-то боится простых людей. Почитайте современные пьесы - там очень любят зеков, наркоманов, гомосексуалистов, маньяков… а вот кто такая учительница на пенсии, студентка вуза, которая одновременно работает старшим менеджером, безработный малый, вылетевший из института? Они остаются вне поля зрения автора.
- Этот материал диктует не типажность, а наличие определенных личных приоритетов, - озвучил свой ответ режиссер. - Без собственной гражданской позиции играть его сложно. Поэтому наши репетиции часто превращались в беседы на тему нынешнего дня: мы сидели и обсуждали, кто что видел, каждый высказывал свое мнение… Но это не значит, что позиции должны совпадать. Например, я могу играть адвоката, но совсем не разделять его точку зрения. Просто находятся определенные точки соприкосновения.
Черту под дискуссией подвела не театровед, а обычный зритель. Почти обычный.
- Я среднестатистический социальный педагог Орджоникидзевского района, - произнесла высокая женщина в белом свитере. - Уже четыре года я люблю ваш театр и хожу на все премьеры. Мой самый любимый спектакль - «Пятый угол», на него я водила детей, родителей, знакомых. И я рада, что появился еще один спектакль как продолжение этой темы - он затрагивает все проблемы, с которыми я имею дело. Я хочу поблагодарить всех, кто его создал.

Екатерина КЛИМОВИЧ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости