РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"О высшем разуме и об искусстве
- Если говорить о юбилеях - вы всего-то на сорок лет младше «Тунгуски». - Да, человек любит отмечать временные отрезки. Хотя что такое шестьдесят или сто лет перед вечностью… Но даты дают нам повод задуматься, поразмышлять о своей жизни. - Сергей Борисович, вы-то как считаете: что это было - НЛО или… - Я склоняюсь к версии ученых, которые говорят, что это была ледовая комета. Кстати, упала она действительно очень удачно для нас - не дотяни чуть-чуть до места своего падения, попала бы прямиком на прекрасный город Санкт-Петербург. А так от падения не пострадал ни один человек, ни один дом, ни один населенный пункт. Невольно подумаешь об инопланетном высшем разуме. - Кстати, метеориты вообще «любят» безлюдные места. Ваша картина «Посещение Тунгуски» как родилась? - Это был 1979 год. С группой ленинградских художников мы решили отправиться на Таймыр. Над просторами Сибири летели вместе с геодезистами на вертолете Ми-6, под завязку нагруженном оборудованием. И даже не знали толком, куда летим. - На вашей картине эта местность - другая планета…. - Так и есть. Район Норильска - пограничная, секретная зона. Мы даже не приземлились: вертолет завис минут на 15, оборудование скинули, и мы улетели. Только потом летчики сказали нам, что это и есть место падения Тунгусского метеорита. Впечатление было неизгладимое, я сразу решил, что напишу такую картину. - Вот вопрос вопросов - для чего? - А для чего человек творит? Это его природа. - Да, но сейчас принят утилитарный подход ко всему. Допустим, из камня я построю дом, а картина украсит его… Мы ведь потребители. - Поэтому и пришельцев из космоса боимся, видя в них себя - таких же потребителей. Да, с одной стороны, человек - созидатель, с другой - хищник. Именно люди - самые большие агрессоры на Земле. Если нам не нравятся муравьи, на земле не будет муравьев, не нравятся тараканы - не будет тараканов… Животных любим тех, которые приносят нам пользу. - В общем, злые мы существа… - Однако гуманизм придумал человек. И более того: хочет быть подобным Богу и даже переплюнуть его. Мы все стремимся к прогрессу, решаем одни глобальные проблемы, а потом этим же создаем новые. - Интересные размышления. В вашем творчестве видно, что человек силится быть Всевышним, но ему это не удается пока… В этом плане какова, на ваш взгляд, роль художника в обществе? - Место художника в обществе - особое. Он, конечно же, не в толпе… - Но среди людей… Вот и звание «народный», наверное, не случайно звучит именно так. - По этому поводу есть байка. Приходит к Репину Луначарский и говорит: «Илья Ефимович, народный комиссариат присуждает вам звание народного художника». На что художник ответил: «А зачем? Я и так народный». Но это к слову о званиях. Они, конечно, нужны творческим людям - как стимул, как оценка их работы. И, кстати, о высотах мастерства. Звание академика Российской Академии художеств для меня очень важно. Когда ты видишь в альбоме, где собраны лучшие работы художников столетия, свою работу и свое имя в одном ряду с Коровиным, Репиным - это не просто греет… это очень много дает и в плане творчества. Здесь и наши башкирские корифеи - Ахмат Лутфуллин, уже вписано имя Бориса Домашникова. - Сергей Борисович, что есть талант? Где эта грань между хорошим, очень хорошим и гениальным? - На самом деле талантов не так много. Из ста людей лишь двадцать имеют особые способности в той или иной области, а гении - это те, которые улавливают, образно говоря, микроны звука, цвета. Их - единицы. - Таланту надо пробиваться в жизни? - Надо. Но не все это могут. У художника - тонкая натура… А меценатство у нас не развито, вернее, не развито так, как на Западе. Есть отдельные бизнесмены, которые поддерживают людей творчества. Но делают это весьма своеобразно. Знаю, к примеру: один из них покупает картины художника К-на. Но есть условие: право покупать его картины имеет только он. - Золотая клетка… - Да, можно так сказать. Словом, меценатство у нас - это практически единичные случаи. Я считаю, творческую элиту общества должно поддерживать государство. Но пока об этом только одни разговоры. В этом плане Российская Академия художеств - мощная структура, на которую следует ориентироваться. Академия - это система, это вековые традиции. Да, возникают новые структуры, но они легковесны, и поэтому распадаются. - Как-то вы сказали, что наша башкирская художественная школа занимает заметное место в российском искусстве. Это «вопреки» или «благодаря»…? - Больше «вопреки». В Уфе, где очень много одаренных, отмеченных Богом художников, по сути, нет нормального художественного музея. Да, есть один музей М.В. Нестерова, в запасниках которого - огромное количество картин, скрытых от глаз людей. Их просто негде разместить. Для развития нужна система. В этой связи весьма примечательно, что Российская Академия художеств планирует создание своих филиалов во всех крупных городах России. Я делюсь планами Президента Академии Зураба Церетели, который именно в этом видит перспективу для развития творческого потенциала нового поколения. - Зураб Церетели имеет славу генератора идей. - Этот человек слова и дела. Он уже сделал немало для российского общества, создал музей современного искусства, вернул на родину огромное количество уникальных полотен, выкупая их на правах самого обычного покупателя на известных аукционах. Вообще он симпатичен мне своим демократизмом. - Аукционы, лоты и мир искусства… Как вы относитесь к компромиссам в творчестве? Может ли художник заниматься бизнесом? Зарабатывать на искусстве? - Конечно, каждый должен заниматься своим делом. Хотя… Одного еврея спросили, что бы он делал, если бы стал царем. Он ответил: «Я бы еще немного шил по ночам». Голландский художник Вермеер Делфтский собирал и продавал картины художников в лавке. А в историю он вошел отнюдь не как коллекционер. Время все ставит на свои места. - Сергей Борисович, двадцать лет назад вы поехали «в глушь, в тайгу», на край земли, чтобы увидеть чудо - и увидели. А сейчас это возможно? - Увидеть чудо? Почему нет? Конечно. Ведь оно - в душе. Я вот выхожу на балкон в своей мастерской (двенадцатый этаж, Уфа - как на ладони) - и мне, может, и уезжать никуда не надо…
Лилия ЗИМИНА |