ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА




     №10 (71)
     октябрь 2007 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЭКОНОМКЛАСС"

Бренд, я тебя знаю


Нефтяная Мекка
За Башкортостаном прочно закрепился имидж нефтяной республики. Действительно, по уровню добычи нефти республика занимает шестое место в России, по объему переработки нефтяного сырья и производству светлых нефтепродуктов - лидирует среди регионов, перерабатывая 12% российской нефти, производя 17% автомобильных бензинов и 15% дизельного топлива.
С 1932 года на территории Башкирии было добыто около 1,6 млрд. тонн нефти. Пик добычи пришёлся на 60-е годы прошлого века, после чего показатели стали постепенно снижаться. На сегодняшний день около двух третей месторождений вступило в позднюю и почти треть - в завершающую стадию разработки. Значительная доля разведанных запасов нефти приходится на трудноизвлекаемые. Степень выработанности нефтяных запасов превышает 83%, текущая обводненность скважин составляет более 91%.
В этой связи перед отраслью встали две глобальные проблемы: удержать добычу на нынешнем уровне и вести поиск новых месторождений. Первая задача решается за счёт внедрения в отрасль новых технологий. Сегодня три четверти нефтяных запасов республики разрабатываются с использованием различных методов повышения нефтеотдачи пластов. Применяется порядка 50-ти технологий воздействия на пласт. Так, на предприятии «АНК Башнефть» внедрена уникальная технология поддержания давления пласта закачиванием углеводородного газа, способная значительно повысить нефтеотдачу. При строительстве новых скважин применяется бурение дополнительных стволов для откачки сырья из невыработанных зон. В последнее время у башкирских нефтяников появился опыт повторной эксплуатации выработанных месторождений. Во многом благодаря этим мерам добыча нефти на территории республики характеризуется сравнительно высоким уровнем (порядка 11 млн. тонн в год), который стабилизирован начиная с 2002 года.
Что касается новых месторождений, то из-за высокой степени изученности нефтеперспективных райнов Башкортостана они имеют малые размеры и трудны для разработки. Тем не менее, благодаря использованию новых технологий прирост разведанных запасов удаётся обеспечить на уровне 2 млн. тонн в год. По оценкам специалистов, при существующем уровне добычи разведанной нефти в республике хватит примерно на двадцать пять лет.

Республиканский нефтеперерабатывающий комплекс считается крупнейшим в России и Европе. Его потенциал позволяет довести переработку нефтяного сырья до 45 миллионов тонн в год, а технологические системы - принимать и перерабатывать сырьё самого различного качества: от газового конденсата до тяжёлой высокосернистой нефти. При этом республике удалось решить одну из наиболее острых проблем большинства отечественных НПЗ - низкую глубину переработки сырья - критерий, характеризующий технологический уровень производства. При среднероссийском показателе глубины переработки нефти в 72% по республике он превышает 78%, а в ОАО «НОВОЙЛ», ОАО «Уфимский НПЗ», ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» этот показатель достигает 80% и более.
Ориентируясь на требования рынка, башкирский нефтеперерабатывающий комплекс с самого начала сделал ставку на модернизацию производства за счет собственных средств. Основной объем инвестиций (до 70%) предприятия отрасли направляют на модернизацию, реконструкцию, строительство объектов вторичной переработки, благодаря чему доля углубляющих процессов, увеличивающих выход бензина, при среднероссийском показателе в 20% в ОАО «Уфимский НПЗ», ОАО «Уфанефтехим», ОАО «НОВОЙЛ» составила 34%.
Совершенные технологии позволяют вырабатывать лучшие на российском рынке бензины наиболее востребованных марок - Аи-95, Аи-98, «Евро-супер» и «Супер-плюс». Доля высокооктановых бензинов в общем объёме выпуска составляет 80%. В рамках приоритетных направлений ведутся работы по переходу на выпуск продукции по стандартам Евро-4 и Евро-5. На уфимских заводах за 2006 год почти на треть увеличен выпуск экологически чистого дизельного топлива с минимальным содержанием серы. Башкортостан является крупнейшим в России производителем целого ряда химической и нефтехимической продукции, занимая лидирующие позиции по выпуску синтетических смол и пластмасс, кальцинированной соды, бутиловых спиртов, каустической соды, полиэтилена и синтетических каучуков. Более 70 наименований продукции поставляется на экспорт.
Совершенствуя технологии производства, башкирский ТЭК не забывает о проблеме экологии - большинство региональных экологических проектов осуществляется за его счёт. В общереспубликанском объеме инвестиций на мероприятия по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов доля ТЭК составляет 70-75%. Это позволило снизить выбросы в атмосферу загрязняющих веществ за 2002-2005 годы: в нефтедобыче - на 13%, в нефтепереработке - на 3%, в химии и нефтехимии - на 6%.

Двигатель прогресса
Уфимское моторостроительное производственное объединение - одно из ведущих российских двигателестроительных предприятий, специализирующееся на производстве и техническом обслуживании газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации, газоперекачивающих агрегатов и газотурбинных электростанций.
В прошлом году УМПО среди предприятий военно-промышленного комплекса с общей выручкой
14 млрд. 995,5 млн. рублей заняло девятое место. По данным альманаха ИД «КоммерсантЪ» в рейтинге «Крупнейшие компании России» ОАО «УМПО» занимает 108 место. Объединение - одно из ведущих предприятий-экспортеров наукоёмкой продукции. Успехи на экспортных направлениях создали благоприятные предпосылки для технического перевооружения и диверсификации продукции в соответствии с новыми требованиями и потребностями рынка.
По словам генерального директора объединения Александра Артюхова, всего за время существования объединением выпущено более 50 моделей базовых и модифицированных авиадвигателей, которые устанавливались более чем на 170 типах и модификациях самолетов. На самолетах с уфимскими двигателями поставлено свыше 100 мировых авиарекордов. В настоящее время объединение производит и ремонтирует двигатели для штурмовиков «Су-25», «Су-39», сверхманевренных истребителей «Су-27», «Су-30», «Су-35», ближнемагистрального пассажирского самолета «Ту-334», ремонтирует ранее поставленные двигатели для самолетов семейства «МиГ», занимается изготовлением узлов трансмиссий вертолетов «Ка-27», «Ка-28», «Ка-31», «Ка-32», «Ми-26».
По портфелю заказов УМПО обеспечивает более 50 процентов потребности рынка в производстве двигателей для истребителей СУ-27/30. Производственные мощности завода позволяют выпускать более 150 двигателей типа АЛ-31Ф/ФП в год.
Компания производит уникальный двигатель АЛ-31ФП с поворотным соплом и управляемым вектором тяги для поставляемых на экспорт истребителей нового поколения «СУ-30МК». Такой двигатель обеспечивает сверхманёвренность, а значит, и преимущество в бою. Двигатель АЛ-31ФП используется в самых последних модификациях истребителей поколения 4+ и 4++. УМПО является эксклюзивным поставщиком авиационных силовых установок для самолетов «Су-30МКИ» (МКА, МКМ), собираемых на НПК «Иркут».
Уфимские моторы особо востребованы за рубежом. Только в прошлом году объем производства продукции ОАО «УМПО», предназначенной для иностранных партнеров, превысил
11 млрд. рублей. Поставка имущества и услуг по 45 договорам осуществлялась в семь стран дальнего и ближнего зарубежья. Помимо традиционных стран-потребителей продукции УМПО - Индии и КНР - значительно расширена география сотрудничества со странами Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Северной Африки. Впервые начато исполнение заказов на изготовление авиадвигателей для Малайзии и Венесуэлы, после долгого перерыва возобновлены поставки изделий в Алжир.
По словам Александра Артюхова, в минувшем году УМПО затратило на капитальные вложения, инвестиции в разработку новых изделий и технологий 930 млн. рублей, что более чем в два раза превысило вложения на техперевооружение в 2004-м и 2005-м годах. Эта цифра - рекордная за всю историю завода и рекордный отраслевой показатель за прошедший год. В нынешнем году только на покупку нового оборудования планируется направить средства в размере 1 млрд. рублей.
Сегодня перед предприятием стоит ряд важных задач, связанных с созданием целого семейства перспективных двигателей: малоразмерного АЛ-55И, двигателя первого этапа перспективного авиационного комплекса 117, экспортного двигателя 117С, двигателя для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) - прорывного проекта отечественной авиации и отраслевой кооперации. В связи с принятием Правительством РФ решения по развертыванию в Российской Федерации серийного производства двигателей для вертолетов по программе «Импортозамещение» в УМПО начата работа над новым для завода направлением - вертолетными двигателями ТВЗ-117/ВК-2500 и новым проектом ВК-800В.
Сотрудничество с ведущими разработчиками авиадвигателей - ОАО «НПО «Сатурн», ОАО «Климов», ФГУП «НПП «Мотор», научными центрами ЦИАМ, ВИАМ, ВИЛС, с учебными заведениями УГАТУ, УГНТУ и другими - позволяет постоянно совершенствовать и расширять технологические возможности УМПО, разрабатывать и осваивать новые образцы наукоемкой продукции.
В связи с ростом объёмов авиационных заказов постепенно будет свернут начатый в середине восьмидесятых годов прошлого века выпуск товаров народного потребления.
- Выпускать относительно простые товары на высокотехнологичном оборудовании невыгодно, - оценивает ситуацию заместитель Премьер-министра Правительства РБ, министр промышленности, инвестиционной и инновационной политики РБ Юрий Пустовгаров. - Такой практики нет нигде в мире, а нам она досталась в наследство от советских времён с их тотальным дефицитом и плановой экономикой. Приведу конкретные цифры: один авиадвигатель весом примерно полторы тонны стоит в пределах трех миллионов долларов. Получается, что один килограмм высокотехнологичного изделия оценивается в две тысячи долларов. Килограмм массы снегохода или мотоблока, выпускаемого на аналогичном оборудовании, стоит
60 долларов. Конечно, мы не собираемся сворачивать производство популярной и востребованной продукции, но технологические линии по её производству будут перенесены на одно из республиканских предприятий, в район, где есть недостаток рабочих мест. Куда именно - пока неизвестно, но в любом случае оно войдёт в число лучших машиностроительных комплексов республики.
Башкирский мед -
не «липа»
Башкирский мед, пожалуй, единственный из наших традиционных брендов, официально зарегистрированный в качестве торговой марки. Этот бренд застолбил место в сознании советских людей еще в эпоху тотального дефицита и хитроумных обменных комбинаций по схеме «товар-услуга-товар». В те годы любой житель нашей республики, выезжая за ее пределы, на всякий случай брал с собой несколько баночек ароматного башкирского меда. При помощи этих волшебных баночек открывались двери гостиниц и закрома московских магазинов. Но, конечно, самое главное - башкирский мед всегда был ожидаемым подарком для наших друзей во всех уголках нашей страны и земного шара.
Сегодня Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии поставляет свой продукт более чем в 1100 торговых точек
30 российских регионов, а также в США и страны ближнего зарубежья. К примеру, в Америке башкирский мед продается в самых престижных супермаркетах и ресторанах. Были по достоинству оценены великолепные вкусовые качества и уникальные лечебные свойства меда и в Центре подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина. И теперь в космос берут мед из расчета один килограмм на два месяца для каждого члена экипажа.
А ведь всего пару десятилетий назад ситуация по производству башкирского меда была более чем кризисной. Дело в том, что в 60-х годах прошлого столетия в республику усиленно завозилась серо-горная порода кавказской пчелы, в результате чего произошла метизация, то есть башкирская пчела начала исчезать. Остановить этот процесс стоило больших трудов.
А во-вторых, переработка продукции пчеловодства в Башкортостане до начала 2000 года вообще не была развита, и в основном сюда завозилась продукция из других регионов России.
С созданием ГУ «Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии» в республике был взят под контроль весь процесс развития пчеловодства, и все структуры (научно-исследовательские, производственные и так далее) были объединены. И результат не заставил себя ждать. Буквально за несколько лет был полностью восстановлен генофонд башкирской популяции среднерусской породы медоносной пчелы, количество пчелосемей в регионе перевалило за 300 тысяч.
Так чем же столь приятен и полезен потребителю башкирский мед? В Башкортостане к монофлорным медам, собранным в основном с определенного вида растения, обладающим высокими качествами, относятся: гречишный, донниковый, эспарцетовый, а к полифлорным - луговой с разнотравья. Но наибольшую ценность и популярность имеет липовый мед, который занимает первое место среди цветочных. Ему присущ тонкий аромат и приятный вкус, в сотах он надолго сохраняет стерильность и высокие натуральные качества. Липовый мед («липец») содержит 36,5% глюкозы и 39,3% левулезы (фруктозы).
Специалисты провели анализы меда по 53 показателям, в соответствии с российскими и международными стандартами. И по итогам этих исследований в Башкортостане выявлена благоприятная зона для получения качественного меда - 22 района республики, где имеются наилучшая кормовая база и оптимальные условия получения экологически чистых продуктов пчеловодства.
Башкортостан - единственный в мире регион, где сохранено бортничество. Меду, собранному дикими пчелами в Бурзянском районе, и по вкусовым качествам, и по лечебным свойствам вообще нет аналогов. В некоторых лечебных учреждениях республики пчелопродуктами лечат онкозаболевания, гипертоническую болезнь, болезни желудочно-кишечного тракта и другие болезни.
Правда, есть одна проблема, с которой сегодня нередко приходится сталкиваться производителям башкирского меда: во многих регионах, в том числе и за рубежом, под маркой нашего меда продают подделки. Это и понятно, ведь башкирский мед - это престижный бренд, который известен во всем мире.
Кумыса волшебство
и недоступность
«Я уезжаю на кумыс, и мой адрес в течение двух месяцев будет такой: ст. Аксеново, Самаро-Златоустовской железной дороги, Андреевский санаторий», - сообщал своему издателю в начале XX века Антон Чехов. Кумысолечение Антону Павловичу понравилось, и с его легкой руки, а еще ранее со слов Льва Толстого, пошел гулять по свету такой бренд - «башкирский кумыс».
Одна из первых кумысолечебниц - открытый в 1898 году Андреевский санаторий, он прославился благодаря руководству энциклопедически эрудированного клинициста-кумысоведа профессора А.П.Рубеля. В то время санаторий был рассчитан на сто больных, для которых выстроили около полусотни домиков. И с тех пор кумыс стал считаться «фирменным продуктом» Башкортостана. Но парадокс этого напитка заключается в том, что ему пока еще не удалось в полной мере завоевать рынок, на котором он уступил дорогу пиву и различным «колам».
- В неделю мы получаем всего лишь двадцать бутылок кумыса, - говорит продавщица молочного отдела одного из магазинов в центре нашей столицы. - И могу сказать точно: все двадцать бутылок нам еще ни разу не удавалось продать. Возможно, проблема в сезонности: сейчас наступила осень, пришли холода - и напитки стали менее востребованы. Возможно, влияет цена - 36 рублей за бутылку, но ведь при нынешней инфляции обычный кефир уже почти догнал по цене кумыс…
А все дело в том, что натуральный кумыс сохраняет свои полезные свойства лишь в течение
72 часов. К тому же присущая напитку сильная газированность, чреватая порчей одежды и даже травмированием бутылочными осколками, является объективной помехой для транспортировки волшебного напитка к столу потребителя. Затрудняет ритмичные поставки этого продукта в торговые организации и сезонность производства кобыльего молока. Пытались эту проблему решить с помощью использования пластиковых бутылок или тетрапаков. Но пока современной технологии, способной резко увеличить присутствие кумыса на прилавках магазинов, просто не существует.
А в результате российский рынок стремительно заполняется подделками в виде напитков, изготовленных на основе коровьего молока. Интересная ситуация складывается и с точки зрения удовлетворения спроса. Например, известная в регионе торговая сеть в декабре продала чуть более десяти тысяч бутылок натурального кумыса, летом эта цифра увеличивается примерно в два раза. При этом считается, что дефицита продукции нет, и спрос удовлетворяется полностью.
Такое положение можно объяснить одним: недостатком информации. По-видимому, считается, что рекламы, созданной кумысу как чудо-напитку еще классиками русской литературы в лице Толстого и Чехова, вполне достаточно и сегодня. Более того, до сих пор не существует документального подтверждения лечебных свойств древнего напитка. К примеру, в книге «Домашняя кладовая» под редакцией целого коллектива авторов сообщается, что «кумыс, приготовленный из коровьего молока, обладает теми же свойствами, что и из кобыльего…». А далее дается рецепт изготовления очередной подделки.
В наше время в республике племенную работу ведут 14 хозяйств. В свое время для стимулирования приобретения у них породистых лошадей было решено выделять всем сельхозпредприятиям льготные кредиты и безвозмездные дотации в размере десяти тысяч за одну голову. И это способствовало тому, что теперь производством кумыса в нашей республике занимаются уже в сорока пяти районах.
Песня ветра
В Башкортостане всегда играли на курае. К примеру, у Кахыма-туря, героя Отечественной войны 1812 года, был курай из серебра. Традиция народного исполнительства с веками не прекращается. Наоборот, она давно перешагнула ту грань, что отделяет «этнику» от культуры большого города. В Уфимской государственной академии искусств имени Загира Исмагилова курай преподается как исполнительская дисциплина, музыканты внедрили этот древний инструмент в самые сложные академические жанры.
Курай - исконно башкирский инструмент. Правда, некоторые пытаются присовокупить его к казахской культуре, но это объясняется тем, что в прежние времена башкиры и казахи общались достаточно тесно. Неудивительно, что этот башкирский национальный инструмент получил некоторое распространение и среди казахов.
Между прочим, слава виртуозного башкирского кураиста Роберта Юлдашева уже давно перешагнула границы родного края. Кроме записи с Гариком Сукачевым, Николаем Носковым и многими другими музыкантами Роберт успешно гастролирует по всему миру. В настоящее время кураист работает с ди-джеями-электронщиками и считает, что сплав этно и электроники достигает необыкновенной глубины, поэзии этого ни с чем не сравнимого саунда.
Салават Юлаев,
Нуреев, Шевчук…
Один из самых ярких брендов Уфы - хоккейный клуб «Салават Юлаев», двухкратный бронзовый призер чемпионата МХЛ (1995, 1996) и бронзовый призер чемпионата России (1997). Юные уфимцы в четырехлетнем возрасте приходят на дворцовый лед, где тренируется главная команда республики, чтобы потом влиться в ряды «самых настоящих мужчин». Болельщики «Салавата Юлаева» уверены, что нынешнему составу команды вполне по силам завоевать чемпионское звание. Бюджет клуба на сезон 2007-2008, по утверждению экспертов, исчисляется многими миллионами - это нормальная практика современного спорта. Зато вложенные средства работают на имидж не только команды и ее спонсоров, но и всего Башкортостана. Наш «Салават Юлаев» - пример успешности бренда.
На весь мир в свое время прославился наш ансамбль имени Файзи Гаскарова. Это, несомненно, один из самых раскрученных коллективов республики. Однако продвижением этого бренда на мировой рынок индустрии искусства хвастаться пока не приходится. Как, впрочем, в случае и с другими культурными брендами. Взять нашего земляка, звезду мировой величины Рудольфа Нуреева. Его имя носит Башкирское хореографическое училище, выпускники которого без проблем устраиваются в лучшие балетные труппы Москвы и Санкт-Петербурга. У нас проводится знаменитый Нуреевский фестиваль, привлекающий большое число знатоков и любителей балета. Многие иностранные туристы, оказавшись в Башкирии, едва ли не первым делом интересуются уроженцем Уфы Нуреевым, и предприимчивые люди могли бы на этом неплохо заработать.
Шаляпин, Аксаков и Нестеров - тоже относятся к визитной карточке Уфы. Кстати, в музее имени Нестерова можно приобрести каталог с картинами нашего земляка. На тихой улочке Благоева восстановлен Дом Аксакова, теперь музей. Стали традиционными и Аксаковские дни, выливающие в большие народные праздники - фестивали фольклорного искусства. В качестве же сувениров многие гости увозят из Уфы водку «Аксаковскую» и «Шаляпин». Можно предположить, что производителям огненной воды эти бренды приносят весьма неплохие дивиденды.
Наша культура богата настолько, что мы часто этого не замечаем. У кого еще есть Довлатов и Спиваков? У кого есть Мустай Карим?
Недавнее прошлое и современность подарили нам Шевчука и Земфиру. Для Уфы Юрий Юлианович был и остается неформальным лидером молодежи, хотя маэстро в этом году отметил свое 50-летие. Каждого приезда известного теперь уже петербуржца в Уфу, где сегодня живут его отец и сестра, с нетерпением ждет уфимская интеллигенция.
Земфира - это пример качественной музыки, живого голоса и стильной раскрутки. Она стала популярна за считанные дни. В чем секрет успеха? Наверное, отчасти в том, что поначалу ее принимали за человека из толпы - «такого же, как я». Собственно, это почти правда. Рамазанова долго искала себе продюсера. Демо-кассета с песнями Земфиры попала в руки Ильи Лагутенко («Мумий Тролль»). Что из этого вышло, теперь знают все.
Бренд тем и хорош, что сначала ты на него работаешь, а потом - он на тебя.

P.S. Мы взялись за неблагодарное дело - беглым взором оценить бренды Башкортостана. И поняли, что это сродни объятию необъятного. Разве уникальная природа Башкортостана не есть его главнейший бренд?! Шульган-Таш (Каповая пещера), Нугуш, Инзер, Зилим, Аслы-куль, Якты-куль, Кандры-куль, Иремель, Яман-тау, Зигальга, Елангас, Шиханы. Сотни тысяч российских и иностранных туристов едут к нам в Башкортостан, чтобы прикоснуться к этим чудесам природы. В рядах этих паломников теперь и президент России Владимир Путин, предпочитающий кататься на горных лыжах именно в Башкирии.
Уникален и сам факт проживания сегодня на древней земле башкир представителей более ста национальностей. Чем не бренд толерантности и этнического многообразия?
Хотите всё и сразу? Приезжайте к нам в гости.

Иван ЗАРОКОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости