 |
РУБРИКА "ДВЕ ПОЛОВИНКИ"Исполнение желаний
И теперь, тридцать лет спустя, о театральных успехах жены Игорь говорит с нескрываемым ликованием: в Москве она не только не потерялась, но играет большие роли и получила звание заслуженной артистки России. Собственно, в столицу они переехали из Уфы, где трудились на актерском поприще долгие годы, желая быть рядом с сыном. Аркадий тоже окончил "родительское" училище и был приглашен в Московский театр детской книги "Волшебная лампа". Удивительно, что он и в этом повторил начало творческого пути своего отца, попав с первых шагов в профессии к тому же режиссеру - Владимиру Штейну. Именно Штейн позвал в 1977 году Игоря Капатова в Уфу, пообещав выпускнику-"кукольнику" ни больше ни меньше как исполнение желаний. Молодой артист показывался в дипломном спектакле "Чертова мельница", и приехавший из Башкирии режиссер спросил: "Вам нравятся ваши дипломные постановки?" Услышав отрицательный ответ, продолжил: "А что бы вы хотели?" Тот тряхнул своими романтичными кудрями до плеч: "Такую творческую жизнь, чтобы забыть про самого себя". Штейн пообещал в Башкирском театре кукол спектакли по Гоголю, Брехту, Экзюпери, Айтматову: "Давайте попробуем жить так, как вам мечтается". Маленького сына оставили пока у родителей Люды. Она сама уже работала в Орле и тоже начала собираться к мужу в Уфу. А он с головой окунулся в новые спектакли, где надо было не только и не столько управлять куклами, но и выходить к публике "живьем". Он был то Гайдаром, то летчиком и писателем Сент-Экзюпери в "Маленьком принце", то дедом Момуном в "Белом пароходе" - спектакле, прославившем Башкирский театр кукол даже за пределами страны. Между тем и Игорь, и его жена, несмотря на постоянную занятость в театре, стали заочниками Уфимского института искусств. В один прекрасный день руководитель их курса, главный режиссер Русского драмтеатра Габдулла Гилязев, как всегда с доброй шуткой - "Не хватит ли в куклы играть, детской дурью маяться?" - пригласил в свой коллектив. А Игорю уже самому стало тесно в рамках передачи собственных чувств "через предмет", он перешел в Драмтеатр, и они с Людой начали новый этап в своей актерской биографии. Подобных глобальных этапов в их жизни было немало - перескочив через десятилетия, представим, как, переехав в Москву за мужем, которого пригласили в театр имени Гоголя, Людмила, осматривая окрестности возле своего нового жилья на Рязанском проспекте, наткнулась на вывеску доселе неизвестного ей театра Чихачёва и зашла в кабинет этого самого Чихачёва с робким вопросом: "Вам артисты не требуются?". Режиссер вежливо ответил: "У нас музыкальный театр, здесь петь надо". Люда и спела, а еще через день плакала горючими слезами на плече у Игоря, получив толстую тетрадку с заглавной ролью Айседоры Дункан в готовящейся премьере "Хулиган и Босоножка": "Там же надо и танцевать, и говорить с иностранным акцентом… Как справлюсь? В чужом театре…". Однако и театр скоро стал родным и, главное, она в нем быстро адаптировалась, сделавшись настолько своей, что два года назад ее юбилей был отмечен таким шикарным и таким сердечным бенефисом, каких до сих пор у нее не случалось ни в одном другом коллективе. Да и понятно почему: Людмила и актриса талантливая - недаром занята в семнадцати (!) постановках (включая такие роли, как Галчиха в "Без вины виноватых", Гаруся из "Свадьбы в Малиновке", бабка Вехориха в "Каменном цветке", маменька в "Женитьбе Бальзаминова") - и человек открытый, общительный. Наверное, во многом ее терпению и оптимизму обязан их долгосрочный брак с Игорем, который как раз не отличается легкостью характера. Особенно в те моменты, когда мучается от нереализованных возможностей. Если в Москве таких периодов почти не бывает, поскольку творческих предложений хватает (об этом чуть позже), то в Уфе, в Русской драме, стоило прожить два-три месяца без перспективы быть занятым в новой работе, а только играя в старых спектаклях, как он мрачнел, погружался в себя, начинал комплексовать по поводу несыгранного и непоставленного. И все это при тех замечательных ролях, которые ему довелось сыграть и которые до сих пор с благодарностью вспоминают уфимские зрители. Люда всегда стоически выдерживала все метания и отчаяния мужа, а свои собственные держала при себе, сохраняя в доме тепло, уют и готовя вкусные обеды. Впрочем, тут и Игорь принимал и принимает деятельное участие: в московскую квартиру переехали из Уфы все их любимые безделушки, все комнатные цветы и, конечно, красавица-кошка Патриция, любимица хозяина, получившего ее котенком с ладонь в подарок от незабвенного Юрия Терешкина, безвременно погибшего талантливого актера Русского драмтеатра. "Патя Терешкина" - так и зовут свой 16-летний башкирский сувенир в доме Капатовых. И еще Игорь непременно показывает чугунок для плова, который чуть не забыл в духовке, оглядывая последний раз уфимское жилье. К семейным реликвиям относятся и альбомы для фотографий, которых здесь великое множество, поскольку и у старшей семьи, и у молодой - Аркадия и Любы, актрисы Театра марионеток, столько интересных ролей, поездок, открытий, что тут уж не обойтись без увековечения. Альбомы Игоря самые толстые - сначала театральные работы, правда, теперь он работать в театре принципиально отказывается, не принимая сегодняшние модные постановки, "где разговаривают не словами Даля, а на "дурацком сленге". Дальше - съемки в кино. Последняя работа, которую видели и уфимцы, - Геннадий Иванович в сериале по книге Татьяны Устиновой "Мой генерал". Образ достаточно сложный, с подтекстом, сыгран Игорем трогательно, с уважением к своему неудачливому герою. Рядом с такими известными мастерами, как Ада Роговцева, Леонид Кулагин, Сергей Жигунов, Татьяна Аугшкап Игорь Капатов выглядит равным среди равных. Недаром режиссер Юсуп Разыков, попросив его при первой встрече продемонстрировать несколько состояний - грусть, радость, недоумение - пригласил на эту роль без пробы. На счету Капатова уже достаточно ролей - и в фильмах, и в телесериалах. В "Женской логике-3" играл следователя в сценах с Алисой Фрейндлих, снимался вместе с Инной Чуриковой, не говоря уже об известных молодых исполнителях, с которыми подружился, - с Агриппиной Стекловой, Любовью Толкалиной, Егором Бероевым, Екатериной Гусевой, Алисой Гребенщиковой. Режиссер Александр Черных приглашает его уже в четвертую картину, Валерий Пендраковский позвал в "Бегущую по волнам" на роль отца главного героя. В апреле начались съемки экранизации книги Барщевского "Командовать парадом буду я", где Игорь сыграет адвоката Рыскина. В общем, творческая жизнь народного артиста Башкортостана Игоря Капатова, как и его жены актрисы Людмилы Полянской, продолжилась в Москве удачно и заставляет думать, что школа актерского мастерства, пройденная ими в Уфе, даром не пропала.
Алла ДОКУЧАЕВА |
|
 |