 |
РУБРИКА "ARTEFAKTUS"Лицо на стене
Дело обстоит так: "Справочная книга города Уфы на 1911 год" предлагала искать товарища (то есть заместителя) купеческого старосты Павла Ивановича Костерина и жену его Екатерину Павловну по адресу Александровская, 11 (то есть интересующий нас дом на углу Карла Маркса и Пушкина). О жене разговор особый, а пока сообщу - для самых упёртых - что версия о публичном доме, по утверждению Валентины Александровны Воеводиной, впервые прозвучала во время прогулки уфимских краеведов с Н.Н. Барсовым - большим, я бы даже сказал непревзойдённым, знатоком старой Уфы. И одновременно большим выдумщиком и шутником. Именно Барсов впервые поведал легенду об уфимской мадам Бовари - Е.А. Поносовой-Молло. Едва ли не главным в том рассказе было то, что Елене Александровне любовником был подарен дом. А вот документы говорят о том, что она этот самый дом купила на собственные деньги. И поспорить с этим не смог бы даже сам Барсов. Правда, Николай Николаевич никогда и не считал себя краеведом, то есть кропотливо роющимся в архивах человеком. Он любил повторять, что всего лишь рассказывает исторические анекдоты. Но, похоже, вкладывал в это слово не только прежний, но и современный смысл. Побывав недавно в бывшем доме Костерина (ныне в нём Таможня Башкортостана), я впервые увидел его немыслимо красивые потолки, чугунную лестницу и мозаичный пол, а также сохранившиеся с дореволюционных времён и тщательно отреставрированные двери. В зале для собраний мне показали барельефное изображение дамы, которая по утверждениям некоторых была любовницей Костерина. Интересно, подумал я: любовница на века? А потом я просто вспомнил этот великолепный "греческий" нос, эту аристократическую важность и надменность, узнаваемые даже в изображении в профиль. Павел Васильевич Попов избирался городским головой два раза. Жена его Вера Трифоновна - урождённая графиня Ушакова. Это про неё писал М.В. Нестеров: "... кто не знает, что настоящая-то голова у головихи - Веры Трифоновны". Сохранились сделанные в 1856 году живописные портреты этой семейной четы. Но при чём здесь Поповы, скажет читатель, речь-то о Костериных. Так вот, уже упомянутый греческий нос, судя по портрету Павла Васильевича, являлся ярко выраженной родовой принадлежностью. А до замужества жена Костерина Екатерина Павловна, как, должно быть, догадался следящий за фабулой моего повествования читатель, была Поповой. Последняя четверть XIX века - эпоха расцвета фотографии. Портретов Костерина не известно, хоть и существует групповой снимок, на котором Павел Иванович обязательно есть. Сделан он, должно быть, в 1908 или 1909 году, после одного из заседаний комитета, организованного для строительства Аксаковского народного дома. А вот на сохранившихся в архиве потомков городского головы фотографиях семейства Костериных, к сожалению, выделить того или иного человека невозможно. Нет на них и дамы с "фамильным" носом. Тем не менее, вся Уфа знает её, можно сказать, в лицо. Целых восемь раз её портрет повторён на фасадах костеринского дома в виде так называемых маскаронов (если сравните со словом маска, будете абсолютно правы). Легенда о том, что в виде маскаронов изображена жена Костерина, существовала давно. Но уж очень молодым выглядит лицо на стенах дома. А ведь в момент сооружения здания (происходило это в 1908 или около 1912 года) Екатерине Павловне было никак не меньше сорока (впрочем, при некотором усердии даты рождения, по меньшей мере, её и её детей, можно найти в метрической книге Александровской и Никольской церквей). Что же, значит, легенда не имеет подтверждения? Выйдите-ка посмотреть на это ле пное личико в солнечную погоду. Ещё лучше, если вы взглянете на него с достаточно высокой точки. Убедитесь, что молодая дама вдруг становится взрослой женщиной. А упомянутый "греческий" нос сразу бросится вам в глаза. Хоть это и не прямое доказательство, но шансы в пользу Екатерины Павловны очень высоки. Так вот получилось, что дочь городского головы стала головкой, украсившей город. Как тут не вспомнить народную примету: дочь похожа на отца - это к счастью.
Анатолий ЧЕЧУХА |
|
 |