РУБРИКА "РЕПОРТАЖ В НОМЕР"Карусель укроет снегом…
Зимняя смазка вместо колыбельной Что бывает с парками зимой? Они не могут уснуть, как люди. Каждый парк, в котором мало-мальски имеется несколько каруселей - это уже набор техники, которую нужно приспосабливать к нашему капризному климату. Вообще, с каруселями всегда много сложностей - машины ломаются, устаревают. К счастью, в Уфе случаи поломок, угрожающих жизни людей, бывают крайне редко. - В нашем городе во многих парках крутятся карусели частников - например, в "Волшебном мире", в "Веселом Роджере", - рассказывает мастер одного из таких частных аттракционов, представившийся Артуром Гафуровым. - Поэтому средств на нормальную эксплуатацию "головокружительных" развлечений они не жалеют. Сезон каруселей подходит к концу, как только температура начинает стремиться к нулю. Первыми обычно убирают все надувные горки и батуты. Многие механизированные качели, например "Сюрприз", можно использовать до -5 градусов по Цельсию, и в начале ноября, перед первыми сильными заморозками, такие механизмы положено консервировать на зиму: снять двигатель, ремни, все то, что приводит карусель в движение. Все это высушивается, смазывается, заворачивается так, чтобы влага не попала, и должно храниться в специальном помещении до следующего сезона. Но некоторые карусели по инструкции могут работать и зимой - например, "Колесо обозрения". В них только меняют летнюю смазку на зимнюю, и теоретически кататься можно даже в лютый мороз. Я же встречал в Уфе случаи неправильной эксплуатации - когда смазка не менялась, и карусели стояли вообще без движения, засыпанные снегом. Из-за таких недосмотров может случиться беда. После зимы каруселям обязательно нужны осмотр и ремонт. Первыми пассажирами на аттракционах зачастую становятся сами сотрудники парков.
Вагонная бессонница В парке имени Якутова - своя достопримечательность - самая сложная в обслуживании, требующая большого ухода. Но сейчас и ей время отходить ко сну - состав детской железной дороги будет отдыхать до весны. Опочивальня - депо, которое находится здесь же, в парке, а рядом - новое здание, в которое переселились, пережив восемь других переездов - здание для зимних бдений. Дети в холода постигают здесь науку железнодорожников, а взрослые - решают взрослые проблемы. Нина Петровна Зайцева, начальник детской железной дороги, разбирает важные бумаги в своем кабинете. - С тепловоза на зиму сливаем воду, снимаем комплектующие, чтобы не разморозилась система, не полетели патрубки, - говорит она. - Закрывая сезон, обязательно проводим ревизию топлива и дизельного масла. Эту зиму наш тепловоз простоит без дизеля - его снимут и отправят на ремонт. Иначе весной состав не сможет выйти на рельсы. Дизель Д125Б отправится на завод "Красный пролетарий" - единственный, где сегодня возможен такой ремонт. Процедура стоит 180 тысяч рублей. Осталось только изыскать эти средства. Дизель проработал после предыдущего ремонта всего три года. Раньше бывало и дольше - видно, ремонтировать стали хуже. Скоро придется менять и тепловоз вместе с вагонами, рельсами, шпалами, щебенкой и стрелочными переводами. Узкоколейные пассажирские вагоны Демиховского завода имеют срок годности 12 лет, а катают посетителей парка с 91-го года. - Мы держим их в бодром состоянии. Для столь масштабных приобретений мы должны сами заработать деньги, - сетует Нина Петровна. Но никогда еще детская организация не могла быть на самоокупаемости. В прошлом году за летний сезон заработали 550 тысяч рублей, в этом - 500 тысяч. Так что детской железной дороге, где бесплатно обучаются дети (большинство из них - дети железнодорожников) предстоит бессонная зима.
Была бы муза… - Была бы муза, а художники готовы не уходить из парка никогда, - шутит Юлай Аминев, молодой художник, и поеживается. - Правда, уже сейчас холодно. А ведь снег еще не выпал. Художнику, привыкшему к улице, уходить на зиму в мастерскую тяжело. А Юлай - из тех, кто выходит в парки, чтобы ловить настроения людей, каждого, кто захочет, чтобы его запечатлели. Лица людей улицы притягательны. Парк Аксакова, куда выходит с этюдником вчерашний выпускник Уфимской государственной академии искусств, конечно, местом постоянной работы не стал. Даже художнику нужно думать о хлебе насущном. Но как отказать себе в возможности обрести огромную природную мастерскую, где краски видятся самыми чистыми и так много вокруг незнакомых, таинственных лиц? И портретист Юлай, подобно герою нашей обычной истории, из парка уходить не спешит - он так же встречает осеннее-зимний сон, видит, как потихоньку снимают с насиженных мест знаменитых лебедей Машу, Дашу и Мишу вместе с их повзрослевшим потомством и увозят в теплый домик с отоплением в МУП по благоустройству Кировского района. - Одно только непонятно, - пожимают плечами немногочисленные "местные" художники, - почему люди зимой реже ходят в парки? Притихший парк милее - он как большое доброе животное, которое обнимает вас и очень тепло дышит.
Кстати… Осенью отживают свой недолгий сезон и городские фонтаны. Их закрытие, как правило, начинается после Дня республики. Перед холодами с фонтанов снимают электродвигатели, продувают систему, а сам двигатель везут на базу. Там его сушат, меняют подшипники, смазывают и собирают - к весне должен работать как новенький. - Фонтан - дорогое удовольствие, - объясняет мастер малой механизации треста "Горзеленхоз" Фларит Кабиров. - Летом каждые 10-12 дней, а то и чаще, приходится менять воду. Большие деньги уходят на оплату электроэнергии - только на семь фонтанов, которые обслуживает наш трест, ежемесячно выделяется 270 тысяч рублей. А подготовить один фонтан к зиме обойдется минимум в 16 тысяч.
Оксана КУЗЬМИНА |