РУБРИКА "РЕПОРТАЖ В НОМЕР"Корабельных дел мастера
Стендовый судомоделизм - увлечение на грани искусства и спорта. С одной стороны, стендовикам присуще стремление обойти коллег по точности, окраске и уровню детализации модели, с другой - все они стремятся к самовыражению. Даже самая точная копия судна в конечном итоге будет нести в себе особенности стиля своего автора.
В мастерской пахнет еловой стружкой и столярным клеем. В чём-то она напоминает судостроительную верфь в миниатюре - на стенах висят судовые проекции и чертежи, а на столах в разной степени готовности стоит маленький деревянный флот. Только вместо корабелов здесь трудятся обычные школьники - те, кто компьютеру и улице предпочёл увлечение судомоделизмом. Один из немногих в республике судомодельных кружков был создан, а точнее воссоздан, несколько лет назад, при Республиканском центре детского технического творчества. Сегодня его посещают с полсотни ребят. Пока большинство построенных ими кораблей носят несколько условный характер - сразу видно, что делал их ребёнок, но каждый год занятий позволяет оттачивать своё "кораблестроительное" мастерство до ювелирного уровня. Правда, стать настоящим стендовиком удаётся не каждому. По словам руководителя кружка Олега Алмакаева, среди ребят происходит постоянный отсев. Каждый его ученик, прозанимавшись несколько первых месяцев, обычно понимает, нужен ему моделизм или нет. Создание модели - это не просто увлечение. Это стиль жизни, сочетающий в себе такие, казалось бы, несовместимые качества, как любовь к технике и искусству. На создание хорошей копии парусного корабля требуется от года и более. Дело осложняется ещё и тем, что сам процесс её создания мало отличается от постройки настоящего судна. Сначала нужно найти хороший чертёж. Сделать это не так-то и просто, поскольку большинство доступных сегодня чертежей уже устарели. Затем подбирается необходимый материал, после чего можно приступать к делу. Лобзиком выпиливается каркас, который обшивается маленькими липовыми досочками - на парусник среднего размера их может уйти несколько сотен. Когда корпус готов, из свинца или олова отливаются якоря, пушки, железные украшения и некоторые надстройки. И лишь после их монтажа моделист приступает к последнему штриху - изготовлению мачт и такелажа. Думаю, будет лишним объяснять, что для воспитания моделиста-профессионала требуются годы упорного труда и хорошая материальная база. - Первоначально кружок приходилось создавать буквально на пустом месте - не хватало ни места, ни оборудования, - вспоминает Олег Алмакаев. - А поскольку у меня занимаются дети от 7 до 15 лет, вся техническая оснастка выходит из строя очень быстро. Знаете, как обращаются школьники с миниатюрными дрелями, надфилями и деревообрабатывающими станками? В последние годы финансирование все же пошло, увеличилось число занимающихся ребят, появились и первые результаты на всероссийских судомодельных выставках. На последнем смотре-конкурсе стендовых моделей в Ростове-на-Дону мои ребята получили дипломы второй и третьей степени: шестиклассник Ярослав Орлов за модель парусника "Баунти", а девятиклассник Валеев Вадим - за копию 20-ти футового голландского бота. Правда, с поездкой на эту выставку у нас возникли проблемы - долго не давали денег на билеты. Пришлось добираться за свой счёт, и только когда мы вернулись в Уфу с двумя дипломами престижной судомодельной выставки, стоимость билетов нам все-таки оплатили. Сам Олег специализируется на создании парусных судов петровской эпохи. В 1996 году после проходившей в Санкт-Петербурге выставки моделей, посвященной 300-летию российского флота, два построенных им парусных корабля отправились в Америку. А не так давно одну из его последних моделей - копию петровского фрегата "Штандарт" - приобрела экспозиция Центрального военно-морского музея. Некоторые мастера, съездив на престижные судомодельные выставки и выгодно продав свои модели, перестают заниматься с детьми. Слишком много это отнимает времени и сил, не давая толком сосредоточиться на постройке высококлассных работ для продажи. Популярность авторских копий кораблей постоянно растёт. Многие политики и руководители предприятий хотят иметь их на своих полках. Для них это не просто украшение кабинета, а своеобразный символ - показатель достатка и успеха в работе. Сегодня хорошую копию парусного судна можно продать за несколько тысяч долларов - дороже, чем престижный автомобиль. Олег Алмакаев, получив признание своего мастерства на российском уровне, на закрытие своего кружка не пошёл. Если не он, то кто же будет учить уфимскую молодёжь всем тонкостям судомодельного дела? А на вырученные за модели деньги Олег купил новый инструмент для своих подопечных.
Журнал "Уфа" // Алексей ФАТЫХОВ |