ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Ташкент становится ближе
В октябре в Уфе пройдут Дни Ташкента – такая договоренность была достигнута во вр...




     №9 (250)
     Сентябрь 2022 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"

Кармен, Амнерис, Эболи, Элен…


и еще десятки образов создала народная артистка Республики Башкортостан Галина Халдеева - солистка Башкирской оперы, обладающая редкой красоты голосом - меццо-сопрано. Она запомнилась зрителям еще и тем, что исполняла самые сложные партии из категории тех, что называют интеллектуальной музыкой. А ее страстная Кармен! Поклонники оперы специально приезжали из других городов, чтобы послушать партию Кармен именно в ее исполнении. Галина Викторовна поделилась своими воспоминаниями о том, как начинался ее творческий путь. - Как вы оказались в Уфе? - В 1974 году здесь проходила «ярмарка» оперных певцов. Я как раз в этот год окончила московскую консерваторию, и мы, вся группа выпускников, приехали в башкирскую столицу. У меня было много приглашений: и голос хороший, и школа. В Уфе нужна была певица с таким голосом, как у меня - меццо-сопрано, и мне здесь сразу предложили исполнять ведущие партии. - Галина Викторовна, а сами вы родом откуда? - Папа Виктор Михайлович - коренной москвич, мама Стефанида Иосифовна - белоруска польского происхождения. Родители встретились во время Великой Отечественной войны. Папа был военный, офицер, его часть стояла в городе, где жила моя мама. Они поженились, и появились на свет сестра и я. Сестра - в 1946-м, а я - в 1947-м. Мое детство прошло в Белоруссии, у нас говорили по-польски, бабушка Юзефа и дедушка Юзеф воспитывали нас по канонам европейской культуры. Однако папа очень хотел, чтобы мы жили в Москве, хотя в столице не было особых условий - только комната в коммунальной квартире. Но папа настоял, и мы приехали в столицу. А после войны времена были непростые, голодные, и мама взяла нас с сестрой и вернулась в Белоруссию, где у нас был свой дом, козочка… Что тогда стало большой поддержкой. - У вас очень красивый голос… - Знаете, у мамы и сестры были прекрасные голоса! У нас все пели. Я после 8-го класса поступила в музыкально-педагогическое училище в Гродно (запад Белоруссии). Педагог по вокалу Зоя Георгиевна Устинова обратила внимание на мои вокальные данные и занималась со мной больше, чем с другими, и считала, что у меня есть талант и будущее. Она была знакома с великой певицей Марией Максаковой и посоветовала мне ехать в Москву - показаться ей. Так, благодаря своему педагогу, я познакомилась с ведущей солисткой Большого театра. - Знаменитая прима помогла вам? - Мария Петровна посоветовала поступать в ГИТИС в отделение оперетты. «Ты подойдешь, очень артистичная, речь хорошая и голос для оперетты» - таков был ее вердикт. Я стала готовиться к поступлению в институт театрального искусства, учила арии из оперетт и параллельно оперный репертуар. И вот снова я в Москве. Готовлюсь к прослушиванию, распеваю голос, и заходит в класс молодой мужчина, знакомый, тоже из Гродно, выпускник нашего училища, и удивленно спрашивает меня: «Что ты здесь делаешь? Ведь у тебя оперный голос!» - Это был поворотный момент? - В принципе да. Знаете, как в жизни бывает, какое-то слово - и ты принимаешь важное решение в жизни. Я пошла на прослушивание в московскую консерваторию. Конкурс был огромный, но я прошла. Меня зачислили в консерваторию, где я проучилась семь лет. - Так и хочется сказать, что сама судьба вела вас в оперу. В Уфе как вас встретили? - Первоначально надолго остаться в Уфе планов не было, однако работа в театре увлекла: нравился репертуар, меня здесь ценили, и я почувствовала профессиональный рост. Задержалась я еще и потому, что вышла замуж. Мой муж Рустам Губайдуллин - пианист, окончил московскую консерваторию, и хотя мы встретились не в Москве, но он уже тогда слышал обо мне. У нас образовался творческий тандем, мы говорили на одном профессиональном языке, было много совместных выступлений, концертов. У нас родился сын - Марат. Такой якорь, как семья, меня, конечно, остановил, как и любую женщину. Для меня было важно то, что муж меня любит, поддерживает и ценит как музыканта. Мы обосновались на улице Гоголя, в нашей уютной квартире собиралось много общих друзей, и я прикипела, полюбила Уфу. - Вы в театре пели все ведущие партии… - В Башопере был колоссальный репертуар. Я пела Кончаковну в «Князе Игоре» и Ольгу в «Евгении Онегине», Магдалену в «Риголетто», Эболи в «Дон Карлосе», Любашу в «Царской невесте», Зибель в «Фаусте» и, конечно, Кармен в знаменитой опере Бизе. - Вы создали на сцене образы сильных женщин. Многие приезжали послушать именно вас! В театре, конечно, ценили ваш талант - Да. В 1985 году получила звание народной артистки республики. - И вас знали по всей стране! - Я много пела и много гастролировала, получила первую премию в серьезном вокальном конкурсе, проходившем в Литве в городе Друскининкай. Исполняла ведущие партии в театрах Перми, Свердловска, Куйбышева, в Ленинградском и Кировском оперных театрах. В тот период известная солистка Ольга Бородина, основное меццо-сопрано Мариинского театра, начала долгие гастроли за границей и на главные оперные партии стали приглашать меня. Я спела партию Элен Безуховой в знаменитой постановке английского режиссера «Война и мир» 1991 года, и было еще много партий: Амнерис, Кончаковна, Любаша. В Уфе же в театре в это время начались сложные времена… А после стажировки в Большом театре у знаменитого баса Александра Ведерникова появилась перспектива уехать в столицу, звал в свой театр и Валерий Гергиев, звонил мне лично и приглашал. - Но вы уехали работать за рубеж, на Ближний Восток, в Сирию, Ливан. - Да. У нас был сольный концерт в Москве в Рахманинском зале консерватории (я пела, супруг - Рустам Мансурович - аккомпанировал), а после нам поступило предложение - контракт на работу за рубежом, в Сирии. В Дамаске открывалось новое отделение консерватории, и нас пригласили преподавать и петь с оркестром. Мы приехали всей семьей. Но позже муж и сын уехали на родину, Марату нужно было получать образование, мы видели, что он очень талантлив и ему нужно учиться в престижном музыкальном училище. А я осталась в Дамаске. В какой-то период меня пригласили преподавать и в Бейруте, это сто километров от сирийской границы. И я приняла предложение. Мне там понравилось: и отношение учеников ко мне, и условия работы, и Средиземное море! - Я смотрю ваши фотографии - вы в Дамаске со студентами, а здесь - с супругой президента Ливана… - Ей нравилась музыка, мой голос. Среди моих студентов был замечательный ученик, тенор Марк Райди - сын генерала, приближенного к президенту, правившему в те годы - Эмилю Лахуду, и как педагог Марка я иногда присутствовала на приемах, где была и супруга президента. - С кем вы дружили, общались в тот период? - В Бейруте мы дружили с известным архитектором Григорием Серовым - внуком знаменитого русского художника Валентина Серова. Он был замечательным человеком, его знали как прекрасного эксперта в архитектуре, он тоже рисовал, у него очень приветливая замечательная жена-француженка. Они меня поддерживали. Григорий Александрович недавно ушел от нас в мир иной, ему было 92. Прожил долгую жизнь, как говорил он сам - в два раза дольше своего знаменитого деда. - Когда вы вернулись домой? - В 2012 году. Был большой концерт в Шаляпинском зале, исполняла музыку русских композиторов, по которой соскучилась, очень тепло приняли зрители и коллеги. Однако с той поры, хотя я еще была в хорошей профессиональной форме, я стала меньше выступать и решила больше времени посвящать семье. Муж - заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, лауреат международных фортепианных конкурсов, профессор УГИИ, мой бессменный концертмейстер, сын Марат недавно получил звание «Заслуженный артист РБ». Марат, работая в Дамаске, был удостоен премии правительства Сирии за большой вклад в развитие искусства страны, а в Бейруте его пригласили сыграть второй концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром. Он известный пианист, пишет музыку и преподает в нашем училище искусств. Сейчас я хочу больше времени уделять им, так как все эти годы было много работы - гастроли, разъезды, а семья в жизни - очень важно. - Бываете ли вы в театре, смотрите современные постановки? - Да, недавно слушала премьеру «Евгения Онегина». Мне понравился спектакль, как его поставили сценически. Оперы Чайковского довольно статичные, и поэтому хочу отметить работу режиссера и хореографа, они прекрасно справились со своей задачей, заметно оживили оперу - она вся идет в движении! Я бываю в театре, горжусь его успехами, радуюсь, что наших солистов знают в стране и за рубежом.

Лилия ЗИМИНА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости