ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Ташкент становится ближе
В октябре в Уфе пройдут Дни Ташкента – такая договоренность была достигнута во вр...




     №9 (250)
     Сентябрь 2022 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР"

Закон перетока энергии


Команда нашей редакции на площадке Музея города провела очередную встречу в рамках проекта «Уфа» с Уфою говорит». Добрым знаком можно считать, что выбранная дата пришлась на Яблочный Спас, когда принято созывать близких друзей на ароматное чаепитие. На этот раз за круглым столом мы собрали педагогов. Среди почетных гостей нашего неформального педсовета - заместитель министра образования и науки РБ Инесса Косолапова, ректор БГПУ Салават Сагитов, вице-мэр Гуллярия Ялчикаева и секретарь Горсовета Уфы Татьяна Коротеева. В тайминг круглого стола были вынесены серьезные темы, а порой и спорные вопросы - как «оживить» школьные музеи, нужно ли бороться с утечкой мозгов, стоит ли удерживать успешных выпускников, как поднять престиж профессии учителя. Но разговор получился теплый, с нотками юмора и даже с вкраплениями воспоминаний детства. Возможно, особый дружеский тон задала и экскурсия по залам Музея Уфы. Гости признавались, что особенно их растрогали предметы советского быта. А возможно - песни под гитару в исполнении юных музыкантов из Школы-клуба авторской песни Тимура Валиахметова и Полины Земцовой. - Проект приурочен к 450-летию Уфы и проходит при поддержке городского Совета. За оставшееся до знаменательной даты время у нас стоит задача собрать некий сундучок сокровищ. Возможно, это будут новые открытия, забытые имена, любопытные факты - все то, что обогащает историю Уфы. Мы, конечно, стараемся обо всем этом писать на страницах журнала и газеты «Уфимские ведомости», но доверительный разговор, когда видишь глаза собеседника, - более продуктивный формат, - отметила главный редактор Галина Ишмухаметова, выступая в роли модератора. - В Музее Уфы я впервые, но намерена внимательно ознакомиться с экспозицией. Уже заметно, что в его создание было вложено немало сил, неравнодушия и любви, что видно в каждом зале. Всего в республике 706 школьных музеев паспортизированы и уже сейчас ведется работа по их включению в федеральный реестр, на данный момент в него уже вошли 176 музеев. Безусловно, для этого есть определенные требования и позиции, которые необходимо школам исполнять. Со следующего года будут выделяться федеральные гранты на развитие школьных музеев. Но это должно быть не закрытой комнатой, куда иногда приводят учеников, а территорией, открытой для всех: например, располагаться в холлах, чтобы все дети и родители видели, чем богата история школы, - отметила Инесса Косолапова. Как в век «цифры» и дополненной реальности не потерять очарование артефактами? Нужны ли школьным музеям современные инструменты? - Пока 3D-технологий нет ни в одном школьном музее, чтобы их переформатировать, нужны определенные затраты. Как только мы получим возможность субсидирования из федерального бюджета на эти цели, будем заявляться. Пока школьные музеи - исключительно традиционные экспозиции, к которым мы привыкли. Сегодня мы активно занимаемся модернизацией Музея системы образования, который располагается в Центре туризма, там будут применены современные цифровые решения, - заявила Инесса Васильевна. - Недавно я побывала в новом музее «Шульган-Таш», где гармонично сочетаются как современные технологии, так и уникальные артефакты. Без цифровизации мы не сможем донести и показать некоторые факты и явления. Что касается школьных музеев, нам необходимо открывать новые. Есть в Уфе школы, где музеи находятся не в закрытом помещении, а интегрированы в зоны рекреации - пространства, где ученик находится на перемене и в свободное от занятий время. Например, мы уже говорили, что в гимназии №158 музей имени Мустая Карима нужно расширить из рамок одного кабинета. Если Уфа будет заявляться на гранты, принимать участие в федеральных конкурсах, то попытаемся в некоторых учебных заведениях такой открытый формат создать, - пояснила Гуллярия Ялчикаева. …«Из маленьких домиков плыла музыка в тихие улицы. Я дивился, когда в скромненькой квартире чиновника, приказчика, служащего встречал рояль или пианино, скрипку и узнавал, что дети людей, живущих на 50-60 рублей в месяц, берут систематические уроки музыки. Были кружки, где музыка являлась серьезным содержанием жизни. В один из таких кружков я попал вскоре по приезде и начал получать приглашения на квартеты - квартеты, которые бы сделали честь и столице...» - писал в своих воспоминаниях революционер Сергей Елпатьевский, сосланный в Уфу в 1890 году. Это лишь один из многих фактов, что музыка играла особую роль чуть ли не в каждой уфимской семье. А развивает ли игра на гитаре, скрипке или фортепиано способности к точным наукам? - предложили мы порассуждать гостям. - Наша школа искусств имени Адигама Искужина открылась в 2020 году, подобных нет не только в городе, но и в республике, это, без преувеличения, дворец искусств. Сейчас у нас обучаются 650 детей по программе «школа - училище - вуз». В этом году наш выпускник поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова. Я уже 40 лет работаю в этой сфере и могу сказать, что музыка играет только в тех семьях, где царит благополучие и гармония, - отметил директор Ахият Гаитбаев. - Прямой связи между способностями к алгебре и геометрии и увлечением музыкой я не прослеживаю, - отметил заслуженный учитель РФ, учитель математики лицея №153 Михаил Саханевич. Он уже давно в среде увлеченных точными науками, для будущих IT-шников слывет легендой. Попасть в класс к Саханевичу считается большой удачей и настоящим шансом: - Я лично знал Адигама Динисламовича Искужина, он был безумно увлеченным человеком. Если он что-то хотел воплотить в жизнь, то шел к своей цели, и эта энергия, напор вызывали восхищение. И Уфа, какой бы сферы мы ни коснулись, развивалась силами увлеченных людей. Хочу сказать, нам очень многие завидуют: в сфере искусства, музыки наш город достаточно высоко стоит. Можно вспомнить юбилейный концерт Миляуши Галеевны Муртазиной. В целом культура - вещь многогранная, в том числе в нее входят и научная, техническая, математическая составляющие. С этим утверждением согласен и Салават Сагитов. Ректор главного педвуза республики не удержался от теплых воспоминаний при встрече со своим педагогом, директором школьного музея гимназии №39 Людмилой Ивановой. - Учился в 39-й гимназии, на переменах мы бегали в «Ашхану» за беляшами, а теперь здесь городской музей. А потом получали втык от Людмилы Сергеевны, учившей нас истории. Учителем математики у меня был выдающийся Герман Исидорович Подлипчук, который позднее работал и в лицее №153. Он и предложил нашему классу организовать музыкальную группу - кто-то сидел на барабанах, на гитаре, у меня - клавишные, а он был вокалистом. Атмосфера в 39-й всегда была особой, и в этом, безусловно, заслуга директора Агзама Шакировича Файзуллина. Еще одна легендарная фамилия - Рыфат Рахматуллович Мавлютов, вступивший в должность ректора УАИ в 36 лет и сделавший из вуза, находившегося на грани закрытия, лучший технический университет. Он был до мозга костей инженером, но всегда говорил, что высшее техническое образование не предполагает только формулы и чертежи. Интеллигентный человек должен разбираться во многом, и здесь не обойдешься без музыки, литературы, истории и изобразительного искусства. - Наш музей был создан в 1967 году по распоряжению директора Агзама Файзуллина, который и сам был участником войны. Он получил название «Музей Славы родственников учащихся». Действительно, какой период ни возьми прошлого неспокойного XX века, обязательно находятся пересечения с учениками 39-й гимназии. Вот, к примеру, известная в нашей республике семья Кадомцевых. Инна Самуиловна Кадомцева, сестра Михаила и Эразма, является бабушкой двух наших выпускников. А еще среди родственников учеников оказались и «черный генерал» Даян Мурзин, и Анвер Бикчентаев, автор книги «Сколько лет тебе, комиссар?», классик башкирской литературы Мустай Карим. Дед Зули Галеевой, к примеру, лично участвовал в пленении фельдмаршала Паулюса. За 55-летнюю историю музея мы осуществили очень много проектов. Один из последних - выпуск книги «Помним. Гордимся. Чтим»: рассказы учеников, педагогов о своих родственниках - ветеранах Великой Отечественной и тружениках тыла, - рассказала Людмила Ивановна. Еще одним важным вопросом встречи стала тема нехватки учителей. - У меня неоднократно спрашивали - почему возник дефицит, к примеру, математиков. Ежегодно мы выпускаем всего 25 человек по данному профилю. Последние три года у абитуриентов, поступающих на бюджет по специальности «математика и информатика», достаточно высокий средний балл - 78, что очень обнадеживает. Но выход не только в увеличении мест, нужно менять отношение к профессии учителя. Когда в педагогический университет конкурс будет выше, чем в нефтяной, тогда ситуация изменится, - отметил ректор БГПУ. - У нас сейчас идет утечка старшеклассников. У меня сегодня вообще дежавю - подобный круглый стол проходил несколько лет назад, обсуждали тему, почему выпускники школ уезжают в Москву и Санкт-Петербург. Время прошло, ситуация не изменилась. Рынок труда действует по своим законам. Сегодня сельские муниципалитеты могут создать привлекательные условия для молодых специалистов, в Уфе таких программ пока нет. Никакими призывами этот вопрос не решить. Закон перетока жидкости никуда не делся, - подчеркнул Михаил Саханевич. - Я бы не назвал это утечкой. Это естественный процесс миграции, обусловленный глобализацией. Сегодня ругают ЕГЭ, но любой парень или девушка из глубинки может при наличии таланта и знаний поступить в ведущий вуз страны. Разве это плохо? Задача стоит какая - чтобы обратный переток пошел и такие ребята вернулись работать на родину. А для этого нужно создавать условия - и не только рабочие места… После 18.00 хочется сходить в музей, театр, в кино, прогуляться по красивым местам. Если этого ничего не будет - можем превратиться в уездный городок, - продолжил тему Салават Сагитов. - Дети нам прямо говорят: мы поступаем туда, где больше возможностей. Им нравится скорость, темп жизни в Москве и Питере. Когда они приезжают после первой сессии и говорят, что «Уфа - сонный город, а нам нужна движуха». Кто-то не выдерживает, кому-то проще вернуться, - рассуждает учитель русского языка и литературы Гузель Леонова. Учитель изобразительного искусства лицея №160, победительница всероссийского конкурса «Педагогический дебют - 2020» в номинации «Молодой учитель» Ангелина Тимирова из числа приезжих. Она родом из Казахстана, переехала в Уфу в 2015 году - сначала окончила Магнитогорский государственный университет, где училась на художественно-графическом факультете, потом познакомилась со своим будущим мужем и перебралась к нему в Уфу, где окончила магистратуру в БГПУ имени Акмуллы. Педагог признается: изначально она планировала заниматься ювелирным искусством, но уже на 3 курсе поняла, что ее призвание - работа с детьми. - Молодому педагогу в первые годы работы в школе нужна сильная мотивация. Она разная - кому-то необходимо получить жилье, кто-то стремится быть рядом с близкими людьми. Свою работу я бы назвала благотворительностью, у меня не так много часов - 18. Но зарплата никогда не была для меня камнем преткновения, мне нравится учить детей, уверена, что мой предмет - самый лучший. И каждый учитель должен так считать. Когда педагог влюблен в свою специализацию, он невербально передаёт это детям. Сейчас я открыла свою студию, буду воспитывать юные таланты, - поделилась Ангелина Сергеевна. Директор лицея №153 Алла Скалина продолжила тему связи математики и музыки. Она уверена, что лирика и физика неразрывны: - Я пришла в нашу школу 8 лет назад. И меня поразили два мероприятия - «Посвящение в лицеисты» и Музыкальный фестиваль. Ученики создавали группы и выступали с интересными номерами. Например, выпускник лицея, учитель информатики Александр Гильдин нашел себя и в творчестве, без него не обходился ни один концерт. Кстати, Михаил Владимирович Саханевич прекрасно читает стихи. И даже Тимур, сегодня исполнявший песни, - из династии учителей нашего лицея. …В завершение встречи Галина Ишмухаметова вручила директору Музея Уфы Тимуру Ильясову талисман - черную кошку. Ведь, как известно, Эрмитаж охраняет целая «усатая рота». Почему бы не внедрить эту традицию и в нашем городе? - Конечно, была задумка запустить, как в Питере, настоящих котов, но санитарные условия не позволили это сделать. Надеемся, что наш талисман принесет удачу коллективу музея, - отметила Галина Газимовна. Также хотелось бы напомнить, что музей запустил акцию дарения «450 предметов к 450-летию Уфы», в рамках которой каждый горожанин может презентовать артефакты и предметы старины, а они в свою очередь станут украшением экспозиции.

Альфия ИБРАГИМОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости