|
РУБРИКА "НАШ НА ВСЕ 100"«Чудаковатые, неугомонные, наивные»
В Кляшевской общеобразовательной школе имени М. Карима для выпускников 9 и 11 классов прозвенел последний звонок.
По доброй традиции директор Фонда имени Мустая Карима Альфия Каримова вручила лучшим ученикам гранты.
Мы воспользовались поводом, чтобы поговорить с дочерью народного поэта о школе, современной системе образования и о ее грядущих изменениях.
- Последний звонок - некая точка отсчета, ответственный момент, с которого начинается взрослая жизнь. А вы помните свой?
- Да. С одной стороны, радостное предчувствие новой жизни, с другой - грусть от прощания со школой. Я окончила гимназию №91 - первую языковую школу в Уфе. Я и мои одноклассники знания получили настолько крепкие, что нисколько не сомневались в своем поступлении в вуз. Кроме иностранного я интересовалась точными науками - математикой, физикой. В итоге получился некий синтез: окончив инфак БГУ, стала работать в авиационном институте преподавателем и переводчиком научно-технической литературы.
- В грамотах, которые вы вручали ребятам, обращает на себя внимание формулировка - «за ответственное отношение к своему будущему и верность лучшим традициям кляшевской земли».
- Это родина моего отца. В своем самом автобиографическом произведении «Долгое-долгое детство» он пишет о земляках с необыкновенной теплотой: «Они чудаковатые, странные, неугомонные, наивные... Жизнь их чуть-чуть выше нашей каждодневной жизни, чуть-чуть, может быть, смешней и чуть-чуть трагичней. Терпимее и милосерднее они друг к другу тоже немного больше нашего; обвинять, осуждать кого-то не спешат. И смерть, и счастье эти люди принимают с достоинством. От радости не скачут, с горя не сгибаются».
С той поры прошло много лет, но вот это «чуть-чуть выше» и нынче определяет ту атмосферу и тот микроклимат, который ощущается и в стенах Кляшевской школы. Сегодня здесь учат ребят познавать мир замечательные учителя, пять из которых - ее выпускники. Школа небольшая, в ней всего 148 учеников, но сюда стремятся не только кляшевцы, но и жители окрестных деревень, Чишмов и даже Уфы. И причина не только в том, что по уровню оборудования она ничем не уступает столичным: в каждом классе интерактивные доски, компьютеры, отличный кабинет английского языка, а ее выпускники поступают на бюджет в лучшие колледжи и вузы. Главное - дружелюбная, теплая семейная атмосфера, царящая в школе. По-другому и быть не может. В селе ведь друг друга все знают, и дети относятся здесь к учителям с должным уважением, не то что в больших городах, где педагоги сетуют на падение престижа профессии. Поэтому я спокойна за кляшевских ребят и их будущее.
- Недавно проведенный опрос показал, что три уфимских родителя из четырех выступают против ЕГЭ. Вы с ними согласны?
- Вполне. Советская система образования была лучшей в мире. Все достижения нашей науки, вплоть до полета человека в космос, стали возможны потому, что среднее образование давало фундаментальные знания. А система тестирования загоняет ученика в определенные рамки. Ограничивает ребенка, который хотел бы дать развернутый ответ. Учителя много времени тратят на подготовку к ЕГЭ, и то, что не входит в эту задачу, остается за бортом. Вместо получения настоящих знаний школьники вынуждены зубрить контрольные материалы и угадывать правильные ответы. При переходе от полноценного экзамена к тестам теряется творческий подход и страдают мыслительные процессы. Мы в свое время в этом убедились, когда наша кафедра проводила подобные испытания для студентов.
- Если с ЕГЭ по точным наукам еще как-то можно примириться, то такие предметы, как литература, история, обществознание страдают. Разве можно, например, втиснуть свое видение какого-то произведения в заданное клише? Не потому ли нынешние дети довольно косноязычны, боятся выступать перед аудиторией?
- Хорошее сочинение сродни литературному произведению. Как можно выражать собственные мысли в рамках шаблона? В итоге такое ограничение отражается и на устной речи. А в связи с тем, что у современных детей развито клиповое мышление и страдает воображение, то подобная проверка знаний превращает их в своеобразных роботов, мыслящих одинаково. Без достаточного воображения ребенок не может успешно развиваться. Я много бываю в школах, и порой их выступления режут слух: настолько бедна речь. Но они не виноваты в этом. Конечно, я понимаю, что не все могут быть творческими личностями, но тем и хорошо было советское образование, что давало эту возможность.
- Минусы ЕГЭ очевидны, но и прежняя система приема экзаменов страдала субъективизмом. Многое зависело от личности конкретного преподавателя, тогда как Единый государственный экзамен в силу обезличенности исключает предвзятость в тандеме учитель-ученик.
- С этим, конечно, можно согласиться, как и с тем, что подобное явление скорее исключение из правил. Плюсы ЕГЭ вижу в том, что полученные высокие баллы позволяют ребятам из глубинки поступать в лучшие вузы страны.
- Буквально на днях министр науки и высшего образования России сообщил, что мы будем разрабатывать собственную систему образования и откажемся от так называемой Болонской. Как вы относитесь к этому?
- Я всегда была против Болонской системы. Понятно желание приобщиться к европейским образовательным стандартам, чтобы полученный диплом открывал все двери. Но у нее есть явный минус. Разделение на уровни и ступени привело к тому, что многие студенты останавливаются на бакалавриате, не получая более широкого образования и кругозора. Но, наверное, самый главный минус: Болонская система способствует утечке мозгов за рубеж. Советская же воспитывала специалистов для своей страны. В нынешних экономических условиях это становится большим преимуществом. Вернуться в прошлое, конечно, невозможно. Разработка новой системы образования потребует времени и учета прежней практики.
Грантообладателями этого года стали: ученицы 9 класса Элина Асадуллина, Лия Мусина, Гульмира Сабирова, Мухлиса Сабирова, 10 класса - Диана Низамутдинова, Аида Габдулбаянова, Адэлина Каримова, Аделина Нугманова и ученик 11 класса Румиль Зиязетдинов.
Светлана ЯНОВА |
|
|