ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

К 100-летию Героя



     №3 (244)
     Март 2022 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР"

Город на горе


Заслуженный художник Башкортостана Филарет Шагабутдинов отметил 75­летие. 

На картинах в мастерской ­ светлые улетающие в небо города, написанные яркими мазками. Дома стоят на горах, карабкаются, растворяются в солнечном мареве. Здесь птица распахнула громадные крылья, которые, если присмотреться, тоже город, а может, поле, стекающее в горизонт, или развернутый старинным рушником путь? А вот «Любовь под старой яблоней» ­ пэчворк линий и образов, лоскутная мозаика, где в единое целое собраны простые и незыблемые основы жизни – мужчина и женщина, дом, дорога, дерево и лестница в небо. 
Другие работы, графические, монохромные ­  словно сверкание молнии в ночную грозу. Слепящий блеск выхватил контуры домов и светящиеся окна, суету кварталов многоэтажек, простирающихся до самого горизонта, а художник лишь запечатлел момент на холсте. 
Город на горе, светлые просторы и широта внутреннего мира  ­ из детства. В Сипайлово, где вырос Филарет Хадиевич, тогда еще не было кварталов многоэтажек: небольшой поселок, частные дома и поля, щедро заливаемые Уфимкой по весне, там ребята катались на плотах и ловили рыбу в заливах. Первый раз он почувствовал себя художником лет в шесть – разрисовал дверь в доме карандашом. Так родился график, отмечает он. С возрастом тяга к рисованию только росла. Записался в кружок ИЗО. Он находился во дворце культуры на ДОКе: на дорогу уходило по два часа в одну сторону, но это не останавливало. И с соратниками по мольберту, с которыми познакомился в 10­12 лет, дружен до сих пор – это было настоящее братство со страстью к изобразительному искусству. 
Первая художественная школа в республике открылась в 1960 году, в Черниковке, на улице Мира. Она располагалась в обычной трехкомнатной квартире, а руководителем стал художник Наиль Вагапов. В первых рядах учеников был, конечно же, юный Филарет, а вместе с ним ­ ребята и девушки, занявшие впоследствии свое  место в башкирской живописи. Через год вместе с другом, Станиславом Лебедевым, решили поступать в Казанское училище. За помощью обратились в Союз художников. 
Их встретил известный живописец Николай Русских, причем с отеческой заботой. Казалось бы, какие­то чужие подростки пришли со странной просьбой… «Погодите, ребята, не спешите», ­ сказал он, сделал несколько звонков и выяснил, что совсем скоро училище искусств откроется в Уфе. Сам взялся за их подготовку. А выставка, открытая Русских в богом забытой сипайловской школе, где, кстати, преподавала его супруга, стала для многих ребят настоящим катализатором к искусству. 
Чтобы попасть на занятия в училище искусств, Филарету приходилось пешком подниматься на гору, добираться до проспекта Октября – троллейбусы здесь только начали курсировать, ехать порой приходилось на подножке. Один из преподавателей, Рубен Агишев, даже заметил, что если б знал о таких препятствиях, то ставил бы пятерки просто за то, что на занятия пришел. Но разве можно остановить творческого человека?
Оказалось – можно. После трех лет армии непросто было взять в руки кисть. Однако друзья – Станислав Лебедев, Николай Пахомов и многие другие втянули опять в творческий круг. И все же прежняя уверенность куда­то потерялась. 
Поэтому он с радостью откликнулся на приглашение друга и на 4 года уехал в шахтерский городок Кемеровской области, преподавать в художественной школе. Там же встретил супругу Людмилу, с которой и прожил душа в душу 50 лет. И там вновь начал творить. Его графику оценили на крупных выставках, тушь и перо сменила линогравюра, потом пришло время офорта, разновидности гравировки на металле. Вернулось понимание – я ­ художник! 
С этой уверенностью он вернулся в Уфу и окунулся в кипучую жизнь Союза художников, где коллеги его активно поддержали, а работы направили на всероссийскую выставку. Николай Пахомов дал ключ от своей мастерской, а там, как выяснилось почти случайно, работал и Дамир Ишемгулов – почти полгода художники, не сговариваясь, приходили в разное время. 
­ Время было совершенно другое.  Все знали, что за одной ступенью карьеры идет следующая: если получил определенный статус, то обеспечат квартирой, мастерской, зарплатой... Но и обязательства были – могли отправить на заказы, дизайнерское оформление объектов и прочее, ­ рассказывает он. 
Собирались в мастерских, спорили, оценивали картины,  советы давали и ругались… Бурная была творческая жизнь.  Приходили поэты, журналисты, музыканты училища искусств, устраивали спонтанные концерты  ­ в особой, творческой атмосфере рождались новые идеи.
 ­ Вот белый холст – делаешь мазок и начинает картина расти, расходиться в разные стороны, словно кто­то водит твоей рукой. И только закончил – а в голове уже рождаются новые образы и просятся в жизнь…
Часто ездили с друзьями на пленэр в Миньяр, где старшие товарищи обращали внимание на нюансы цвета и особое видение пейзажа. Тогда пришло осознание, что его нужно рисовать вдумчиво, анализировать увиденное и привносить свое, ведь в природе настолько все гармонично, что просто вписать в рамочку не получается. 
 ­ В мастерской на цокольном этаже из окна видел забор, цветы, людей ­ и на картинах были те же дома, природа, город. А потом получил мастерскую от Союза художников на 15­м этаже. И работать совершенно невозможно – сижу, курю, и смотрю на небо.  Начал писать огромные картины, по 2 метра в длину, пытаясь охватить все это. Так захватило! Краски уходило очень много. А в 90­е все закрылось, краски приходилось доставать обходными путями, переплачивать. 
В эти трудные годы Шагабутдинова пригласили преподавать в училище искусств. Он вел класс графики и офорта. Все оборудование из мастерской переехало в кабинет, и вот уже четверть века под его руководством студенты познают мастерство воплощения образов в четкости линогравюры. 
­ Приходят совершенно разные ребята, каждый курс не похож друг на друга. И мне приходится меняться, преподавать по­новому, и при этом сам начинаю смотреть на предмет (да и на мир тоже)  иначе, ­ рассказывает Филарет Хадиевич.
 Кто­то просто проходит курс лекций, другие же, познав гармонию и  ритм монохромных линий, остаются верны графике, несмотря на то, что до этого 4 года изучали живопись. 
Он и сам в последние годы отошел от ярких мазков, увлекшись кропотливой работой над линогравюрой, итогом которой становится  ажурная красота. 
 ­ Скрытый смысл картин? Я не знаю. Вообще разъяснять подоплеку художественного произведения  ­ потребительский подход, будто меня просят «разжуйте и положите мне в рот, тогда я стану вашим адептом».  Все, что мог сказать, я уже выложил в картинах, ­ обводит художник рукой свою мастерскую.

Юлия ПАХОМОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости