ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

К 100-летию Героя



     №3 (244)
     Март 2022 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "СОБЫТИЕ МЕСЯЦА"

Увертюра к юбилею


Затихает зал, все внимание зрителей – на сцену. Сегодня в ГКЗ «Башкортостан» ­ особенный день. Имя башкирского композитора Загира Исмагилова здесь чтут и помнят всегда. Но концерт, посвященный его 105­летию, – событие, к которому готовились особенно. Чести исполнить произведения классика удостоились музыканты Национального симфонического оркестра республики и солисты Государственной академической хоровой капеллы РБ. Причем часть поэм и арий исполнялась впервые.

­Композитор Загир Исмагилов, опера «Салават Юлаев»! –  объявила ведущая.
Повинуясь рукам дирижера Дмитрия Крюкова, музыканты раскрывают пространство звука. Ключом вдохновения для этого произведения послужила одноименная драма, написанная Баязитом Бикбаем в 1954 году.  Она – о знаменитом народном герое, но не только. В мелодиях скрипок, виолончелей и кларнетов раскрывается красота природы Южного Урала. Величие гор, спокойствие лесов, быстрое течение рек. Все это – часть народного самосознания, воспитавшего Салавата Юлаева. 
Отсюда и яростный накал борьбы, и страсть порыва к свободе. Подобно бурному, бьющему среди скал водопаду, мятежный дух Салавата призывает башкир на борьбу. Передаваемое в звуках инструментов, это ощущение настолько реалистично, что дух захватывает. Но ближе к финалу мелодика круто меняется: уже не пафос всенародного подъема, а несломленное мужество обреченных. Осознавая скорое поражение, Салават как бы прощается с любимым краем, со всем, что дорого сердцу.
Оркестр с первых минут создал торжественную и немного интригующую атмосферу.  Отчасти это объяснялось  тем, что произведения Загира Исмагилова исполняла его «молодая смена». Свежее прочтение классики интриговало зрителей.
Пустых мест в зале нет, зато есть и молодежь, и представители старшего поколения. Кто-­то из них вырос на творчестве Загира Исмагилова, кто­-то учится на его произведениях сейчас. 
Но вот отзвучали симфонии борьбы и страсти. Лирическим сердцем первого отделение стал «Фортепианный концерт в трех частях». Его премьера состоялась в 1986 году. Тогда солировал Вадим Монастырский. 
– Для более полного прочтения художественных образов мы просим не аплодировать в перерывах между частями! – учтиво обратилась к публике ведущая.
Реакция зала была необычной: оказалось, что многие этого произведения не слышали. Увы, это не удивительно. Загир Исмагилов – признанный мэтр. Но широкую известность в массах почему-­то имеют  лишь несколько его творений. 
Чаще всго в Уфе ставился «Салават Юлаев», в числе постановщиков режиссер Мариинского театра Иркин Габитов. «Кахым­Туря», «Послы Урала», «Акмулла» – все это уфимский зритель помнит, но по прошлым годам.
–  Сегодня у меня душа поет! Давно не получал такого удовольствия. Это ведь не просто музыка. А красота, воплощенная в звуке. Загира Исмагилова уважал всю жизнь и слушал, но в основном в записи. Другое дело ­ концертный зал, живой оркестр. Будто побывал в другом мире!  ­ поделился эмоциями учитель истории Дмитрий Офенин.
С ним мы познакомились во время антракта. Педагог по образованию, мужчина легко ориентировался в музыкальной сфере. И, как может, передает знания детям, которых учит в школе. Правда, признается, что это сложно.
–Наверное, время сейчас другое. Раньше в школах были хоры, в них мальчишки и девчонки могли проявлять таланты. А с другой стороны, так они учились чувствовать музыку, культуру. Походы с классами в театр считались обычным делом, были даже соответствующие разнарядки, – рассказывает он.
По его мнению, сейчас эта традиция уходит. Оркестр грозит заменить компьютер, живого дирижера – электронная программа. Вопрос, сможет ли появиться самородок, подобный  Загиру Исмагилову, наш собеседник назвал риторическим.
Однако творческая молодежь с ним не согласилась. Да и сам вечер говорил обратное: достойные преемники у традиций классика есть. Об этом рассказал главный хормейстер Театра оперы и балета  Александр Алексеев.
– Музыкальная традиция не должна и не может стоять на месте. Она вышла из песен, которые люди пели. Спустя время музыканты, пытаясь сохранить дух, передают эти мотивы через их современную интерпретацию, – отметил он.
По его словам, народные традиции должны не только передаваться через культуру, но и буквально впитываться с молоком матери. Причем не всегда речь о том, что закладывалось в течение веков. Подтверждением слов Александра Алексеева стала оратория, которую Загир Исмагилов посвятил матерям и солдатам Великой Отечественной войны. Тут будет уместна биографическая справка. Сам композитор пять раз призывался на фронт. И его все время не пускали со словами: вы нужны здесь, пишите музыку!
В центре  произведения оказалась скорбящая женщина, сыновья которой ушли защищать Родину. Судьба их неизвестна, письма приходят очень редко. И каждый раз она ждет с замиранием сердца: только бы не «похоронка».
Гармонично и плавно этот образ сплелся с матерью­-землей, Родиной. На защиту которых массово поднялись и сыновья башкирского народа. Адажио, написанное в соавторстве со Львом Степановым, получилось понятным и близким и для живущих в XXI веке. Логично, что его продолжили кантата «Я – россиянин» и вокальная поэма «Бессмертие» на стихи Мустая Карима. 
Впрочем, концерт  состоял не только из драматических произведений. Увертюру к музыкальной комедии «Кодаса» оркестр играл так, что хотелось танцевать. Что дирижер Дмитрий Крюков и делал, стоя за пультом. Представительницам прекрасной половины особенно запомнилась опера «На волнах Агидели». Потому что она – о любви и переживаниях женского сердца. Написанная 52 года назад, эта история захватывает нас и сегодня. Еще бы: страсть, привязанность, разочарование, переосмысление!.. Все это – на фоне сельской пасторали и величественно текущей реки.
О том, как шла подготовка к концерту, рассказал исполнивший «Арию Салавата» Идель Аралбаев.
– Конечно, определенный трепет был. Событие – знаковое. В этом плане большая благодарность всей команде, каждый внес свою лепту. Я как вокалист рос на этих произведениях, учился, осваивал мастерство, – признался певец.
Чего музыканты и вокалисты ждали особенно, так это оценки дочери Загира Исмагилова Лейлы Загировны. Будучи старшим ребенком в семье, рождение многих произведений она наблюдала своими глазами. 
– Бывало так, что отец будил меня среди ночи со словами: «Доченька, я тут песню сочинил. Послушай, пожалуйста, как она звучит!». Эта музыка проникновенно звучит даже через десятки лет. Она и сегодня трогает струны наших душ. Мне очень приятно, что сегодня к наследию моего отца относятся с уважением и пониманием. Без сомнений скажу, что для него музыка была отражением его внутренней сути. По-­человечески он был очень простым, открытым. Об этом говорят  соседи, друзья, студенты, которые к нам даже приходили в гости. И дома сдавали моему папе экзамены. Он был к ним очень добр, – поделилась Лейла Исмагилова.
Резюмируя, она отметила важность этого концерта и то, что его слушали студенты училища и института искусств, для которых сегодняшнее событие стало настоящей отправной точкой в их музыкальной жизни.

Иван БЕГМА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости