РУБРИКА "СОБЫТИЕ МЕСЯЦА"Увертюра к юбилею
Затихает зал, все внимание зрителей – на сцену. Сегодня в ГКЗ «Башкортостан» особенный день. Имя башкирского композитора Загира Исмагилова здесь чтут и помнят всегда. Но концерт, посвященный его 105летию, – событие, к которому готовились особенно. Чести исполнить произведения классика удостоились музыканты Национального симфонического оркестра республики и солисты Государственной академической хоровой капеллы РБ. Причем часть поэм и арий исполнялась впервые.
Композитор Загир Исмагилов, опера «Салават Юлаев»! – объявила ведущая. Повинуясь рукам дирижера Дмитрия Крюкова, музыканты раскрывают пространство звука. Ключом вдохновения для этого произведения послужила одноименная драма, написанная Баязитом Бикбаем в 1954 году. Она – о знаменитом народном герое, но не только. В мелодиях скрипок, виолончелей и кларнетов раскрывается красота природы Южного Урала. Величие гор, спокойствие лесов, быстрое течение рек. Все это – часть народного самосознания, воспитавшего Салавата Юлаева. Отсюда и яростный накал борьбы, и страсть порыва к свободе. Подобно бурному, бьющему среди скал водопаду, мятежный дух Салавата призывает башкир на борьбу. Передаваемое в звуках инструментов, это ощущение настолько реалистично, что дух захватывает. Но ближе к финалу мелодика круто меняется: уже не пафос всенародного подъема, а несломленное мужество обреченных. Осознавая скорое поражение, Салават как бы прощается с любимым краем, со всем, что дорого сердцу. Оркестр с первых минут создал торжественную и немного интригующую атмосферу. Отчасти это объяснялось тем, что произведения Загира Исмагилова исполняла его «молодая смена». Свежее прочтение классики интриговало зрителей. Пустых мест в зале нет, зато есть и молодежь, и представители старшего поколения. Кто-то из них вырос на творчестве Загира Исмагилова, кто-то учится на его произведениях сейчас. Но вот отзвучали симфонии борьбы и страсти. Лирическим сердцем первого отделение стал «Фортепианный концерт в трех частях». Его премьера состоялась в 1986 году. Тогда солировал Вадим Монастырский. – Для более полного прочтения художественных образов мы просим не аплодировать в перерывах между частями! – учтиво обратилась к публике ведущая. Реакция зала была необычной: оказалось, что многие этого произведения не слышали. Увы, это не удивительно. Загир Исмагилов – признанный мэтр. Но широкую известность в массах почему-то имеют лишь несколько его творений. Чаще всго в Уфе ставился «Салават Юлаев», в числе постановщиков режиссер Мариинского театра Иркин Габитов. «КахымТуря», «Послы Урала», «Акмулла» – все это уфимский зритель помнит, но по прошлым годам. – Сегодня у меня душа поет! Давно не получал такого удовольствия. Это ведь не просто музыка. А красота, воплощенная в звуке. Загира Исмагилова уважал всю жизнь и слушал, но в основном в записи. Другое дело концертный зал, живой оркестр. Будто побывал в другом мире! поделился эмоциями учитель истории Дмитрий Офенин. С ним мы познакомились во время антракта. Педагог по образованию, мужчина легко ориентировался в музыкальной сфере. И, как может, передает знания детям, которых учит в школе. Правда, признается, что это сложно. –Наверное, время сейчас другое. Раньше в школах были хоры, в них мальчишки и девчонки могли проявлять таланты. А с другой стороны, так они учились чувствовать музыку, культуру. Походы с классами в театр считались обычным делом, были даже соответствующие разнарядки, – рассказывает он. По его мнению, сейчас эта традиция уходит. Оркестр грозит заменить компьютер, живого дирижера – электронная программа. Вопрос, сможет ли появиться самородок, подобный Загиру Исмагилову, наш собеседник назвал риторическим. Однако творческая молодежь с ним не согласилась. Да и сам вечер говорил обратное: достойные преемники у традиций классика есть. Об этом рассказал главный хормейстер Театра оперы и балета Александр Алексеев. – Музыкальная традиция не должна и не может стоять на месте. Она вышла из песен, которые люди пели. Спустя время музыканты, пытаясь сохранить дух, передают эти мотивы через их современную интерпретацию, – отметил он. По его словам, народные традиции должны не только передаваться через культуру, но и буквально впитываться с молоком матери. Причем не всегда речь о том, что закладывалось в течение веков. Подтверждением слов Александра Алексеева стала оратория, которую Загир Исмагилов посвятил матерям и солдатам Великой Отечественной войны. Тут будет уместна биографическая справка. Сам композитор пять раз призывался на фронт. И его все время не пускали со словами: вы нужны здесь, пишите музыку! В центре произведения оказалась скорбящая женщина, сыновья которой ушли защищать Родину. Судьба их неизвестна, письма приходят очень редко. И каждый раз она ждет с замиранием сердца: только бы не «похоронка». Гармонично и плавно этот образ сплелся с матерью-землей, Родиной. На защиту которых массово поднялись и сыновья башкирского народа. Адажио, написанное в соавторстве со Львом Степановым, получилось понятным и близким и для живущих в XXI веке. Логично, что его продолжили кантата «Я – россиянин» и вокальная поэма «Бессмертие» на стихи Мустая Карима. Впрочем, концерт состоял не только из драматических произведений. Увертюру к музыкальной комедии «Кодаса» оркестр играл так, что хотелось танцевать. Что дирижер Дмитрий Крюков и делал, стоя за пультом. Представительницам прекрасной половины особенно запомнилась опера «На волнах Агидели». Потому что она – о любви и переживаниях женского сердца. Написанная 52 года назад, эта история захватывает нас и сегодня. Еще бы: страсть, привязанность, разочарование, переосмысление!.. Все это – на фоне сельской пасторали и величественно текущей реки. О том, как шла подготовка к концерту, рассказал исполнивший «Арию Салавата» Идель Аралбаев. – Конечно, определенный трепет был. Событие – знаковое. В этом плане большая благодарность всей команде, каждый внес свою лепту. Я как вокалист рос на этих произведениях, учился, осваивал мастерство, – признался певец. Чего музыканты и вокалисты ждали особенно, так это оценки дочери Загира Исмагилова Лейлы Загировны. Будучи старшим ребенком в семье, рождение многих произведений она наблюдала своими глазами. – Бывало так, что отец будил меня среди ночи со словами: «Доченька, я тут песню сочинил. Послушай, пожалуйста, как она звучит!». Эта музыка проникновенно звучит даже через десятки лет. Она и сегодня трогает струны наших душ. Мне очень приятно, что сегодня к наследию моего отца относятся с уважением и пониманием. Без сомнений скажу, что для него музыка была отражением его внутренней сути. По-человечески он был очень простым, открытым. Об этом говорят соседи, друзья, студенты, которые к нам даже приходили в гости. И дома сдавали моему папе экзамены. Он был к ним очень добр, – поделилась Лейла Исмагилова. Резюмируя, она отметила важность этого концерта и то, что его слушали студенты училища и института искусств, для которых сегодняшнее событие стало настоящей отправной точкой в их музыкальной жизни.
Иван БЕГМА |