ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

К 100-летию Героя



     №3 (244)
     Март 2022 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"

Лучший российский ученый живет в Уфе


Новый год для научной Уфы начался с радостной новости: согласно ежегодно публикуемому списку Стэнфордского университета, опубликованному в 2021 году, директор НИИ физики перспективных материалов УГАТУ профессор Руслан Валиев вошел в 2% лучших ученых мира, а именно занял 751-е место в рейтинге 100000 наиболее цитируемых ученых в различных дисциплинах (это один из наивысших результатов среди российских научных сотрудников). 


В своих научных подобластях «Материалы», «Прикладная физика» он занимает 8-е место из 6032 и 17-е из 5370 ученых соответственно. Руслан Валиев - один из ведущих специалистов в области наноматериалов и нанотехнологий в России и за рубежом, автор более 800 публикаций, обладатель более 35 патентов и авторских свидетельств на изобретения. Суммарное количество цитат его работ превышает 46000, а его индекс Хирша, который, согласно данным платформы WEB of Science, равен 97 - также один из самых высоких в России. (Это показатель цитируемости, отражающий как количество ссылок, так и общее количество статей).
О том, что уже сегодня могут дать нам нанотехнологии, и о том, чего может - и должен - добиться активно работающий ученый, мы и решили побеседовать с Русланом Зуфаровичем.

Как совершить открытие

Руслан Валиев родился в поселке Лосиный Свердловской области, закончил Уральский политехнический институт (сегодня  - Уральский федеральный университет) по специальности «Физика металлов». Что же привело его в Уфу?
- Тогда - в 70е годы - в Уфе быстро развивалось новое направление - получение и исследование сверхпластичных материалов, во главе проекта был профессор Оскар Кайбышев, - объясняет собеседник. - После окончания университета я пришел к нему на кафедру в УГАТУ (тогда УАИ) и активно включился в работу, через три года защитил кандидатскую диссертацию, потом довольно быстро - докторскую. 
У меня были и другие причина для переезда: корни семьи Валиевых - здесь, в республике, в Кушнаренковском районе. Так что в Уфе у меня немало родственников, и многие работают в сфере образования и науки. 
Вскоре мы с профессором Кайбышевым вышли на научное открытие. Мы обнаружили, что в металлах, состоящих из областей монокристаллов - как говорят ученые-материаловеды, зерен (сами зерна - это и есть кристаллические решетки, известные нам из школьного курса физики), особое значение для свойств материалов имеет структура и площадь границ между зернами. 
Тогда в Москве был Государственный комитет СССР по изобретениям и открытиям, и после всестороннего рассмотрения мы получили удостоверение о научном открытии в СССР. Далее  появилась идея о создании наноматериалов: нужно уменьшить размеры зерен, уменьшить в сотни, тысячи раз - и мы получим новые ценные свойства материалов: сверхпрочность, сверхпластичность и другие. 
Мы пригласили в Уфу ведущего ученого из Германии, одного из первых создателей наноматериалов - профессора Гляйтера. Он получал их методом консолидации наноразмерных порошков. Однако таким образом трудно получить объемные куски материалов. 
Вы знаете, как создается алмаз? Берется обычный черный графит, подвергается огромному давлению - и происходит трансформация кристаллической решетки, а значит, и свойств материала. Мы развили этот подход, применяя к металлам одновременно методы высокого давления и больших деформаций, и продемонстрировали новый способ получения наноматериалов - метод интенсивной пластической деформации. В 1988 году вышла наша первая статья о нем - правда, тогда она не привлекла большого внимания, зато сегодня считается пионерской  работой в данной области. А в 2000 году мы с соавторами - профессорами Р.К. Исламгалиевым и И. В. Александровым - опубликовали статью во влиятельном журнале Progress in Materials Science, которая процитирована уже более 5500 раз. В справочнике, вышедшем недавно в Японии, написано, что современная эра объемных наноматериалов начиналась в Уфе. 

Чтобы протезы не ломались

Самые большие изменения в жизни человечества всегда были связаны с появлением новых инструментов и материалов. Бронза и железо, бумага, шелк, резина, пластмассы и кремниевые полупроводники, а сегодня - наноматериалы… Они могут улучшить нашу жизнь в самых разных сферах.
Например, зубные имплантаты сегодня имеются у значительной части взрослого и пожилого населения Земли (разумеется, у тех, кто располагает средствами на это). А эндопротезы суставов и частей позвоночника помогают вести нормальный образ жизни миллионам людей. Однако такие протезы служат 10-15 лет, после чего им требуется замена, а могут и вовсе сломаться, как и зубные. 
- Эту проблему можно решить. Наше предложение - делать основу для них из наноструктурированных металлов, в первую очередь нанотитана. Сегодня применяют конструкции из сплавов титана - они обладают хорошей прочностью, но низкой биосовместимостью. А наш материал безопаснее и прочнее, конструкции из него - меньше и легче. Имплантаты не будут изнашиваться и ломаться! На сегодняшний день это весьма многообещающий, прорывный проект, - с воодушевлением говорит профессор Валиев. - Он уже давно вызывает большой интерес в Америке и в Европе. Совместно с коллегами из США мы опубликовали несколько статей, две фирмы приобрели у нас патенты на технологию его производства, а в Европе - в Чехии - вживлено более 1000 зубных имплантатов, сделанных из наших полуфабрикатов, и пациенты очень довольны. На сегодня нам поступило немало предложений от китайских инвесторов. Апробация нашего изобретения также ведется в Башмедуниверситете, и результаты совместной работы БГМУ и УФИЦ РАН обнадеживают. 
Без преувеличения можно сказать, что создание производства наноимплантатов в России, в Уфе может стать значительным рывком вперед как в медицине, так и в экономике. Естественно, лучше всего (и выгодней!) было бы выпускать у нас конечную продукцию, однако имплантаты - сложные изделия, для этого необходимы специальные станки, которые в таком случае надо будет закупать. Поэтому наша цель - добиться серийного производства у нас хотя бы нанотитановых полуфабрикатов (прутков). При УГАТУ уже создана компания «Наномет», которая занимается этим - в небольших масштабах, на лабораторном оборудовании. Добиться настоящего внедрения инновации нам пока что не удается, как и найти подходящее новое место для размещения компании. Рядом с УГАТУ - вплотную к третьему корпусу - расположено здание, принадлежащее Минземхозу РБ. Оно сейчас пустует, там есть технический зал, но вот договориться с министерством пока не получается.
Мы очень надеемся, что ситуацию изменит вновь созданный Евразийский научно-образовательный центр, ведь одно из его главных предназначений - внедрение инновационных разработок. Собственно, в прошлом году в нашем регионе произошли два важных для науки события: запуск Евразийского НОЦ и участие в программе «Приоритет 2030». Для нас это было особенно важно: там была заложена идея объединения с БашГУ. Однако, к сожалению, совместный проект наших вузов занял только третью ступень, соответственно получено не такое большое финансирование.
- Но объединение состоится? Как вы лично относитесь к этому проекту?
- Это непростой вопрос. Есть ряд трудностей, недостатков, но плюсы могут быть очень существенными. Если сделать все правильно, статус нового вуза будет гораздо выше, он станет более привлекательным для талантливой молодежи, победителей олимпиад. Сейчас разрабатывается конкретная программа объединения.
Вообще я считаю, что есть только один способ добиться прорыва, поднять научный поиск в городе на новый уровень. Дело в том, что передовое оборудование для исследований в нашем городе в основном закупалось 10-15 лет назад. Нужно закупить новое и создать на базе объединенного вуза центр коллективного пользования для всех. Наибольшую поддержку оказать ведущим научным школам, а они будут отвечать за прорывные научные результаты, за подготовку молодых кадров. Такие примеры уже есть в других городах. 

Нано для коньков, проводников, автомобилей

- Расскажите о других способах применения ваших разработок. Я не сомневаюсь, что они тоже выглядят многообещающе.
- Наш метод подходит для улучшения свойств разных металлов, и путей их использования множество, - рассказывает Руслан Зуфарович. - Для материалов, над которыми мы работаем в нашем институте, мы видим до семи путей использования в промышленности и в жизни. 
О первом - в медицине - мы уже говорили. Второй - это проводники нового типа. Вообще их, как известно, делают из сплавов алюминия или меди. В любом автомобиле около 4 км проводников, в основном медных. Это существенное добавление к его весу. Используя наши материалы с улучшенной структурой, эту нагрузку можно уменьшить в полтора-два раза: наши провода более прочные. Электропроводность у них больше примерно на 30%, что важно для энергосбережения, также повышается термостойкость. Мы создаем опытные образцы, и по этой тематике у нас был совместный проект с компанией «Русал», однако у компании возникли организационные проблемы… Тем не менее мы надеемся к нему вернуться.
Третье направление  - различные авиационные детали, и прежде всего детали самой сложной части - двигателя. Здесь многие детали работают в особых условиях: температура, возможность попадания пылинок, сильнейшие нагрузки. Самые высокие требования - к лопаткам турбины: они подвергаются наиболее экстремальным нагрузкам. Поэтому нужны материалы с особыми свойствами. Сегодня установлено, что наиболее подходящими для этого являются материалы из сплавов титана со сложной структурой: титан - металл легкий и одновременно один из самых прочных. Однако для новых перспективных двигателей свойства материалов должны быть еще выше, плюс они достаточно сложные по форме. 
Наше предложение - штамповка деталей из наноструктурных титановых сплавов в условиях сверхпластичности: это позволяет создавать очень сложную форму, и одновременно детали получаются весьма прочными. Тестовые образцы сегодня изготавливаются в нашем НИИ, а также в Москве и Петербурге.
Четвертое - сверхпрочные алюминиевые материалы. При помощи нашего метода можно создавать алюминиевые материалы с прочностью выше, чем у стали. Применений много: начиная от более прочных и легких строительных конструкций до автодеталей. На данный момент мы вышли на контакт с «КамАЗом». Возможно, там удастся внедрить это изобретение.
Пятое направление - наноструктурированные магниевые сплавы с повышенной прочностью и усталостной долговечностью. Это самые легкие из всех металлических материалов, и применение просматривается опять-таки в автомобильной промышленности: из них можно делать целый ряд деталей. К сожалению, здесь мы отстаем: к примеру, в немецкой автопромышленности магниевые сплавы уже используются довольно широко.
Шестое - это новое поколение железно-марганцевых сталей, дающих инженерам совершенно новые возможности. Корейские автофирмы уже ориентируются на них (я уж не говорю про ракетостроителей). А если мы их еще наноструктурируем, получится совершенно новый комплекс свойств - например, повышенная ударная вязкость: при ударе металл мягко вибрирует, не повреждаясь… Представьте, сколько жизней может спасти такая сталь?
И седьмая область, где могут найти применение наши разработки - это спорт. Здесь велосипеды, коньки и другие конструкции тоже подвергаются большим нагрузкам, вместе с тем очень большого количества материала не требуется. Ведь массовости применения нашего метода пока что нет: нужны (в первую очередь) новые станки и оборудование. Мы создаем наноматериалы в лаборатории, но чтобы масштабировать технологии, потребуются еще большие вложения. Однако, очевидно, многое можно делать и вне огромных цехов. 
Напомню: в СССР опытно-конструкторскими разработками - то есть испытаниями опытных образцов, масштабированием технологий - занимались отраслевые НИИ, которые нередко получали финансирование в 10 раз большее, чем академические институты, ответственные собственно за открытия. Сегодня их нет. А вот примеры успешно функционирующих региональных программ по внедрению научных разработок путем создания малых и средних венчурных предприятий - есть. Возможно, наряду с НОЦ или в рамках НОЦ стоит создать такую программу. Общество ждет от исследователей не только статей с фундаментальными результатами, но и научных основ для высокотехнологичной продукции российского производства. И это возможно, однако для этого, как и во всем мире, нужны инвестиции - государственные либо частные. 

Признаки настоящего ученого

- Сегодня от российских научных сотрудников требуют публикаций в высокорейтинговых журналах. Вы автор более 800 публикаций, однако ваш пример доказывает: это далеко не единственный показатель эффективности работы ученого. Какие еще критерии вы бы выделили?
- Я бы выделил пять характеристик. Они были предложены Общественным научным советом при Минобрнауки РФ, хотя и не утверждены официально. И эту позицию разделяют многие ученые.
По нашему мнению (особенно говоря о фундаментальной науке), качество и количество научных публикаций, импакт-фактор журналов, в которых они опубликованы, цитируемость, индекс Хирша - это важно. Отбор статей в рейтинговые журналы очень жесткий: в науке присутствует международная соревновательность. И если статья ученого попала туда, это уже говорит о многом. 
Второй критерий  - научная школа. Как правило, ученый работает не один, а со своим коллективом. Он отвечает за подготовку кадров. Несколько лет Минобрнауки проводило конкурс на звание «Ведущая научная школа РФ». Наш коллектив получил это звание три раза, нами подготовлено около 50 кандидатов наук и 12 докторов, причем пять докторов наук и 14 кандидатов трудятся в нашем коллективе. Еще одна ведущая научная школа нашего вуза - на кафедре электромеханики, которую возглавляет профессор Флюр Рашитович Исмагилов.
Третий критерий - это как вас воспринимает профессиональная среда. Если вы известный ученый, вас будут приглашать на научные конференции, причем часто -  как пленарного либо ключевого докладчика. Сколько раз человек выступал в этом качестве? Это серьезный показатель. Я был и тем, и другим много раз. Например, только на тему наноматериалов для медицины выступал с пленарными докладами в Гонконге, Китае, США, Европе. 
Четвертый критерий - научные звания и награды. То же звание академика (к сожалению, академиков РАН в Уфе мало). Я сам несколько лет назад был избран академиком Европейской академии наук, также в 2011 году меня наградили медалью имени Блеза Паскаля за популярные работы в области наноматериалов, также у меня есть и другие награды.
И, наконец, пятый критерий - это объем договоров, программ, проектов, в которых участвуют научные работники, и их приоритетность. 

Екатерина КЛИМОВИЧ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости