ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Две «пятерки» вузу!
БГПУ имени М. Акмуллы отметил 55 лет со дня основания. 



     №2 (243)
     Февраль 2022 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "РОДОСЛОВНАЯ УФЫ"

Досоветская прогулка по улице Советской


Когда-то эта, в общем-то, небольшая улица имела едва ли не высший статус, ведь на ней располагалась резиденция начальника всего края – уфимского губернатора. Вот и название своё она получила именно потому, что на ней стоял дом губернатора. Удивительно то, что и при советской власти она продолжала выполнять функции, связанные с «высшим руководством», – здесь находились органы законодательной и исполнительной власти, а также областной комитет КПСС.

Впрочем, «важное» название улицы нисколько не мешало ей долгие годы оставаться в последних рядах по благоустройству. Писатель и библиограф Сергей Рудольфович Минцлов, некоторое время живший в Уфе, вспоминал о проведённых в нашем городе апрельских днях 1910 года: «Бродил по Уфе; осматривать в ней, собственно говоря, нечего: дома в большинстве, т.е. вернее – за редкими исключениями, сплошь деревянные. Зелени в городе мало, но есть парк; грязь в изобилии, снег с улиц, конечно, не счищают... Особенно изумительно грязна Губернаторская улица – она залита жидкою грязью и перейти через неё нечего и думать. Дважды был вынужден проехать по ней, и пролётка вязла более чем на четверть аршина». 
Минцлов считался человеком язвительным, да и как ещё может вести себя «столичная штучка» в провинции? В нашем городе ему, судя по всему, кроме издателя газеты «Уфимская жизнь» графа Петра Толстого, не понравился никто и ничто. Так что не стоит воспринимать его слова как абсолютную истину. 
Тем более что и в разных местах улица Губернаторская могла иметь разный облик. Так, преподаватель Епархиального женского училища Александр Гуляев – автор изданной в 1914 г. очень симпатичной книжечки «Иллюстрированная Уфа», считал её одной из лучших улиц города. Особенно он хвалил отрезок от Пушкинской до Губернаторского дома: «Много садов. Переулок от Ильинской улицы до Губернаторского дома имеет только одну сторону домов, а на противоположной стороне – величественный Ушаковский парк». Вот только снимок Аполлония Зираха наводит на размышления...
Сразу поясню: Ильинская - нынешняя Валиди, а основанный ещё в 1867 г. Ушаковский парк в 1943-м получил имя Александра Матросова (позже он стал парком имени Ленина).
Но слова словами, а для пущей важности стоит вспомнить, чем ещё славна бывшая Губернаторская. И начнём, ясное дело, с самого дома начальника губернии.
Для его постройки был использован проект, уже реализованный в некоторых городах, так что его вполне можно считать образцовым (типовым), привязку же для Уфы выполнил симбирский архитектор Иван Тоскани (сведения В. Буравцова). Еще выстроенный «вчерне», он был куплен у вдовы коллежского советника Жуковской, а достройка шла под контролем архитектора Ивана Домбровского в первой половине 60-х годов позапрошлого века. В марте 1865 года первым хозяином нового дома стал Оренбургский гражданский губернатор Г.С. Аксаков, сын С.Т. Аксакова. Ещё через два месяца, с образованием Уфимской губернии, Григорий Сергеевич стал её первым начальником. 
В 1917-м здание можно было назвать «уфимским Смольным» – его занял Уфимский Совет рабочих депутатов. А с переименованием в мае 1918 года Губернаторской улицы в Советскую его стали называть Домом Советов. 
Сложно сказать, почему огромное и удобное здание вдруг отдали под медицинские учреждения (центропункт: центральная амбулатория, женская и детская консультации, скорая помощь), вот цитата из адресной книги «Вся Башкирия» на 1925 г.: «Центропункт помещается на углу Советской и Тукаевской ул. (бывш. д. Губернатора)». Многие помнят это здание как поликлинику № 1 и студенческую поликлинику, а сегодня там Министерство здравоохранения.
Некоторые медицинские традиции улица несла с дореволюционных времён: на углу с Большой Ильинской (на нечётной стороне, там, где сейчас стоит здание ПФР) работала клиника доктора В.И. Ишерского – выпускника Казанского университета и депутата Первой Государственной думы от Акмолинской области. После разгона Думы (точнее, после выступления против этого акта – некоторые депутаты собрались и издали манифест, в котором призывали народ к пассивному сопротивлению) Владимир Иванович оказался в Уфе под надзором полиции.
На противоположной стороне Губернаторской торговал всякой всячиной аптекарский магазин Матвея Бындаря (дом, в котором он находился, принадлежал знаменитому депутату Государственной думы I, III и IV созывов Григорию Гутопу). Существовал магазин недолго, а работавший в нём в 1913-14 гг. известный фармацевт-травник Иван Яковлевич Янсон вспоминал, что когда Бындарь нашёл подходящего компаньона – провизора М.М. Лебедева (кстати, это родной брат известного художника Порфирия Лебедева), то немедленно повысил статус своего заведения – закрыл аптечный магазин и открыл на другой стороне улицы (т.е. в том самом доме Щёголевой, где до этого работала клиника Ишерского) уже полноценную аптеку. 
Оба упомянутых здания снесены, на месте магазина Бындаря 80 лет назад появилось восточное крыло ставшего поистине легендарным Дома специалистов (Ленина, 2).
…В 1915 году фотограф Аполлоний Зирах сделал несколько снимков недавних новостроек – домов Костерина, Манаева (Поносовой-Молло), Меклера и номеров «Русь» на Александровской, а также Крестьянского поземельного банка на Губернаторской. Позже он ещё несколько раз фотографировал это так понравившееся ему архитектурное творение Александра Друккера. Архитекторы Н.Ю. Лермонтов и М.Н. Сахаутдинова в книге «Город Уфа» 
(1948 г.) отмечали, что здание Крестьянского банка представляет собой смесь романской архитектуры и модерна. 
После революции в здании разместились главные партийные и государственные учреждения республики – ЦИК (Центральный исполнительный комитет), Совнарком (Совет народных комиссаров), а чуть позже и обком ВКП(б). Видимо, чтобы не выглядеть преемниками прежней власти, советские органы не стали занимать бывший Дом губернатора. Да и не нужно им было тогда такое большое здание. Но аппарат стремительно разрастался, и в 1937-м на углу с Пушкинской появилось огромное здание (проект московского архитектора Николая Зарубина) для республиканской законодательной и исполнительной власти, хотя официально это был Совнарком БАССР, т.е. здание исполнительной власти. А помещения бывшего банка заняли высокие партийные органы. 
В 1943 году у бывшего здания Крестьянского поземельного банка появился пристрой (архитектор Евгений Топуз). Старую часть его фасада украшают лепные изображения старинного герба Уфимской губернии с бегущей куницей, а правую часть – картуши с датой возведения – 1943. В том же году работники хозяйственного управления Совмина посадили на улице Советской липы, которые и сегодня очень хорошо себя чувствуют. В 1991 г. здание бывшего Крестьянского поземельного банка передано Республиканскому краеведческому музею (ныне – Национальный музей РБ).
…Не дают мне покоя слова Минцлова о грязи на Губернаторской. Где же всё-таки он едва не утоп вместе с экипажем? Может, по простоте душевной и интеллигентской рассеянности он просто перепутал улицы, заехав в terra incognita местного значения? А что, известно ведь: кто в Уфе не бывал, тот грязи не видал! К кому ж заезжал неугомонный земский начальник Минцлов на Губернаторской?
Во-первых, к губернатору: «Приёмная увешана кругом портретами губернаторов, что-то не держались они подолгу здесь в Уфе: самое большое житие их длилось шесть лет. Между ними отыскал Богдановича, лицо самое умное из всех. Под ним подпись: погиб от руки злодеев такого-то числа».
Тогдашний губернатор Александр Ключарёв пытался покровительствовать Минцлову, даже вдохновлял его на написание новых «Мёртвых душ». Но грязь у дома губернатора – это уж вообще, кажется, ни в какие ворота. И только снимок Зираха смущает...
А вот что записал Минцлов в своём дневнике 3 апреля 1910 года: «Был сегодня в редакции «Уфимского вестника» и познакомился там с его негласным редактором графом П.П. Толстым. Толстой произвёл на меня хорошее впечатление, но редакция убогая: ютятся в подвале вместе с конторой типографии. Пригласил меня сотрудничать, просил присылать им всё, что найду возможным. Говорил, что Уфимская губерния – в полном смысле слова Калифорния – совершенно неизвестная ещё ни в археологическом, ни в этнографическом отношениях».
Редакция «Уфимского вестника» располагалась в знаменитом доме А.А. Нагарёва на углу Губернаторской и Пушкинской. Так что поищем грязь вблизи нагарёвского дома. Взгляните на фото: вот она, Губернаторская. Во всей красе. Не узнаёте? Ну а если я скажу, что на снимке представлен перекрёсток с Пушкинской улицей, то кое-кто просто возмутится: где ж дом Нагарёва-то? Отвечу: не построен ещё, на его месте какое-то деревянное строение да забор вокруг участка. Только грязи что-то не видно. 
Добавлю ещё, что кирпичный дом, кусочек которого виден в левой части снимка, тоже нагарёвский. В нём Артемий Абрамович жил. Старожилы рассказывали, что при расчистке территории под Советскую площадь его долго не могли разобрать, привлекали даже взрывников. 
Чем промышлял Нагарёв, как нажил большой капитал, до сего дня однозначного ответа нет. А ведь он покупал дорогущие участки земли в самом центре города, строил дома, делал многотысячные пожертвования церквям. Не вполне понятно. даже как произносить саму фамилию Артемия Абрамовича: в дореволюционных источниках кое-где встречается написание и Ногарев: «Едущим в Уфу рекомендуется открытая с 11 июля 1899 года «Большая Сибирская» гостиница, помещённая во вновь выстроенном роскошном доме Ногарева по Центральной улице (ныне Ленина, 10)». Это расхождение свидетельствует о том, что первый слог в фамилии был безударным. А если учесть, что букву «ё» не любили и раньше, то можно также задуматься: Ногарев или всё же Нагарёв? 
В 20-е годы в большом нагарёвском доме разместился Башкирский педагогический техникум, но к середине 30-х здание было подреставрировано, и его занял научно-исследовательский институт нацкультуры (нынешний Институт истории, языка и литературы). В годы войны в здании был госпиталь, только после её окончания в него переехал памятный многим роддом: двадцать лет до этого он работал в здании напротив – том, что когда-то было выстроено специально для Новиковского пансиона (открыт в 1872 г. по инициативе уфимского губернского предводителя дворянства Валентина Аполлоновича Новикова, отсюда и название). В пансионе жили «дворянские девицы недостаточного состояния» (попросту говоря, из небогатых семей) – ученицы Мариинской гимназии. 
В 1917-м Новиковский пансион прекратил своё существование. И наверняка вселилась бы в его помещения важная советская канцелярия либо очередная партшкола, если бы не Ракия Аттаровна (Шейх-Аттаровна) Кутлубаева, ставшая одним из инициаторов создания и руководителем первого родильного дома: в начале 1920-х она сумела выбить для него это огромное по тем временам здание. Почти невероятный факт, если учесть, что до революции в уфимских больницах имелось лишь около двух-трёх десятков коек для рожениц.
В начале 60-х гг. здание бывшего Новиковского пансиона было надстроено и расширено вдоль Советской улицы, так что оно сравнялось по высоте с выстроенным по проекту архитектора Алексея Филонова ещё в конце 30-х четырёхэтажным жилым домом. 
Интересно, что если бы художник Михаил Нестеров смог осуществить свою идею строительства картинной галереи на восточной стороне своей усадьбы (она тянулась от Центральной, т.е. нынешней Ленина, до Губернаторской), то сейчас вместо этой 
4-этажки стояло бы здание, спроектированное самим Алексеем Щусевым! Но строительство Аксаковского народного дома отменило планы художника, и сейчас из тех лет на Советской остался только дом Штехер. Когда-то в нём успешно работал заводик минеральных и фруктовых вод, а сейчас там музыкальная школа имени Наримана Сабитова.
До начала 60-х компанию штехеровскому дому составлял и двухэтажный кирпичный дом Василия Пунтакова (Губернаторская, 20), где располагались номера «Европейские». В соседнем деревянном доме Пунтаков держал ещё и постоялый двор, въезд в который был через красивые ворота. В годы нэпа хозяином заведения числился некий Д.И. Лопатин, а потом кирпичное здание было муниципализировано и гостиницу назвали «Звезда». Но вскоре после передачи стоящего в перспективе улицы Советской здания Института имени Мечникова (вообще-то здание строилось для Министерства лёгкой промышленности) вновь созданному башкирскому пединституту пунтаковские дома вместе с воротами пошли на слом. 
Зато позади бывшего министерского здания всё осталось практически в первозданном виде с начала прошлого века. Разве что коммунальный домик эпохи конструктивизма затесался в этот архзаповедник, но  и он не нарушил обаяния этого уголка Уфы. Сегодня здесь почти так же тихо, как и сто лет назад. Что-то будет дальше?..

Анатолий ЧЕЧУХА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости