РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"«Глава вторая». Парадоксы любви и одиночества
…В Нью-Йорке снова дождь. Что может делать в непогоду мужчина средних лет, «не красавец, но приятной наружности»? Правильный ответ - звонить женщине, свободной, разведенной. Что он и делает. Однако в ответ слышит: «Нет, не до встреч». И как-то сразу становится еще холодней, и не согревает твидовый пиджак, и широкий зонт не спасает от дождя. Таким предстал писатель Джордж Шнайдер, главный герой пьесы американского драматурга Нила Саймона «Глава вторая», показанной на сцене Национального молодежного театра имени Мустая Карима.
Пьеса - произведение во многом автобиографичное. Нил Саймон, потерявший горячо любимую жену, долго горевал, но все же женился второй раз, на актрисе, и был довольно счастлив. Так что автор знает тему, что называется, изнутри и показывает чувства героев без фальши, чем и подкупает. Не случайно это произведение известно в литературном и театральном мире. Спектакль «Молодежного», конечно, не об американцах: такая любовная история могла произойти в любом месте и в любой стране. Об этом говорит и исполнитель роли Джорджа Шнайдера в новой постановке заслуженный артист республики Рамзиль Сальманов. - Популярность пьесы не удивительна, ведь это - размышление о счастье человека, о том, как трудно найти выход из эмоционального тупика, что актуально в современном мире, - говорит актер. - Встретились два человека, разочаровавшиеся в любви… Но как им с их опытом жизни, привычками найти гармонию сосуществования? Они понимают, что каждый должен спасти себя сам - принять правильное решение, и только тогда появится шанс на счастье. Удастся ли им написать эту главу? Мой герой не сдается, бежит, звонит, пытается… И хотя поначалу его раздражает предложение неугомонного брата выйти из душевного кризиса, потом он на волне, и любовь, которая нечаянно нагрянула (а она всегда как снег на голову!), несет его на крыльях. И еще интересный нюанс. Джордж относится ко всем событиям, происходящим в его жизни, с долей самоиронии, и в этом его шарм и спасение. Писатель - глубоко чувствующий человек, и актер показывает всю гамму переживаемых им эмоций - от отчаянья до радости, но не пылкого юноши, а мужа, который уже носит в сердце душевные раны. Но тем и интересен образ. Рамзиль Сальманов перевел пьесу на башкирский язык, стараясь сохранить ту легкость и юмор, с которым она написана. Заметим, что знатоки мира театра и кинематографии помнят голливудский фильм, снятый по этой пьесе в конце 70-х. И, конечно, у них возникает желание сравнить картину и нынешний спектакль, но можем смело сказать, наши актеры создали не менее романтичную и камерную историю. Вообще постановка собрала прекрасную команду, которая на каждом этапе подготовки сработала на сто процентов, что и обусловило ее успех. В спектакле задействованы две пары персонажей, и его можно было назвать «Четыре одиночества». Здесь каждый ищет свою вторую половинку, даже если она формально у него есть. Поставить пьесу предложила народная артистка РБ Рушанна Бабич, она же исполнила одну из главных ролей - Дженни Мелоун, решительную, деловую, свободную и разведенную леди. И ее образ получился весьма привлекательным и современным. Прекрасно справился с поставленной задачей и второй «дуэт» - Гульшат Гайсина (подруга Дженни - Фей Медуик) и Салават Юлдашбаев (Лео). Участники постановки отмечают, что репетировали они и играли с большим удовольствием, ведь режиссером спектакля стал народный артист республики Азат Надыргулов - мастер, который умеет погружать зрителя в лабиринт сложных психологических взаимоотношений героев, и делает это интересно и нетривиально. У многих в памяти его спектакли «Люстра» и «Гайфи агай, женись давай!» Магнетизм новой постановки еще и в том, что ее тема созвучна и понятна многим. У всех есть чувства, рано или поздно каждый встречает любовь и переживает внутреннее одиночество. Ты можешь быть окружен друзьями, коллегами, семьей, но внутри - ты один, и тебе кажется, что тебя никто не понимает. И здесь главный герой потерял любимую жену, с которой жил много лет, его соседка по дому - развелась с мужем, потому что они не сошлись характерами (сколько браков разбиты с этой формулировкой!), брат писателя, жгучий красавчик Лео, женат, но ищет счастья с другими женщинами, да и Фей замужем, но не любит своего супруга и, как ей кажется, он ее тоже. Все эти ситуации встречаются и в нашей жизни, поэтому зрители искренне сопереживают каждому персонажу. Народная артистка РБ Гульшат Гайсина, размышляя над темой спектакля, верно заметила, что одиночество бывает разным и переживается по-разному. - Можно, будучи замужем, быть… одинокой. С виду счастливая картинка, хорошая семья, дружная чета, как будто все прекрасно, а на самом деле все не так, - говорит актриса. - И в этих психологических нюансах и пытаются разобраться герои пьесы. Ведь жизнь дана человеку, чтобы прожить ее счастливо, во всяком случае, мы так хотим. Не знаю, зависит ли это от нас. Например, Дженни с виду очень решительная, и вроде знает, что ей надо, но внутри - буря страстей, а Фей полна страхов и внутренних ограничений, вообще не знает, как надо поступить правильно. И хотя героиням кажется, что вот оно - счастье, уже в следующей сцене - сомнения. Поэтому они в постоянном смятении и, что называется, бросаются из крайности в крайность. Особая атмосфера и камерность спектакля - заслуга художника-постановщика Рустама Баймухаметова. Его идея - разделить сцену на две части (две комнаты), которые в конце сольются в единое целое, отражает суть взаимоотношений персонажей. Еще одна оригинальная идея внешнего оформления - прозрачные кулисы с силуэтами ночного города. Мы видим улицы Манхэттена (автор видеоконтента Урал Махиянов) и словно мчимся вдоль авеню на такси, несущем тебя неизвестно куда, а сами герои как будто растворяются то ли в облаках, проплывающих над макушками небоскребов, то ли в золотых огнях города. Это спектакль, который непременно замотивирует на романтические поступки, захочется влюбиться и… красиво танцевать. Балетмейстер Рената Крицкая, отвечающая также за музыку в спектакле, придумала для героев особенную чувственную пластику под композицию «Harlem Nocturne» Тома Гершвина, с его теплыми переливами бархатного саксофона. Музыка в спектакле также играет существенную роль, задавая ритм, настроение, особенно когда за окном сумрачно и холодно. Ведь начать вторую главу никогда не поздно… В финале спектакля - хеппи-энд, но все, как в жизни - каждый увидит свое. В общем-то режиссер ставит многоточие. Все заканчивается, прежде чем главный герой откроет дверь и начнет главу вторую в своей жизни. Зритель сам должен поставить точку в этой истории.
Лилия ЗИМИНА |